«Ученики не должны сидеть молча»: интервью красноярского школьника, который претендует на грант от Цукерберга и Брина
Артём Кирсанов стал первым россиянином, попавшим в финал Breakthrough Junior Challenge. Приз — обучение в любом университете мира.
Артём Кирсанов. Фото из его архива
В конце октября российские СМИ обратили внимание на 17-летнего школьника Артёма Кирсанова из Красноярска, который вышел в финал конкурса Breakthrough Junior Challenge. На самом деле финалистов объявили ещё 21 сентября. Конкурс среди подростков 13-18 лет уже четвёртый год проводят российский бизнесмен Юрий Мильнер, создатель Facebook Марк Цукерберг и сооснователь Google Сергей Брин.
Главный приз конкурса — это грант в размере 250 тысяч долларов на обучение в любом университете мира. Есть и другие награды: 50 тысяч долларов учителю-«вдохновителю» и 100 тысяч долларов школе на лабораторию.
Breakthrough Junior Challenge — это часть «взрослой» премии Breakthrough Prize, которую вручают за достижения в области медицины, математики и физики. СМИ иногда называют премию Мильнера, Цукерберга и Брина «научным Оскаром». Это не случайно: по телевидению запускают прямую трансляцию церемонии, а на неё приглашают известных персон. К примеру, премию однажды вёл Кевин Спейси, её посещали Стивен Хокинг и Илон Маск.
11-классник из физико-математической гимназии №13 стал первым за всё время участником от России, который попал в число финалистов Breakthrough Junior Challenge. Нужно было снять научно-популярный ролик на английском языке. Кирсанов рассказал о биологических часах человека.
«Больше всего радости было, когда я узнал, что попал в полуфинал, из нескольких десятков тысяч в 30-ку. Во-первых, это было неожиданно, а во-вторых, это наиболее важный этап», — рассказал Артём в интервью TJ. Он отправил заявку, уехал в лагерь на 21 день и забыл про конкурс. Письмо пришло ночью в августе. Организаторы выслали документы, попросили подтвердить личность и перечислить все использованные ресурсы.
Артём — не видеоблогер, конкурсный ролик стал лишь вторым в его жизни. Первое предназначалось для языковой школы и тоже было на английском: «Вот с ним я долго парился и в процессе работы научился всё делать». Язык он учит в школе благодаря «требовательному, но классному» преподавателю. Играет роль и его нацеленность на зарубежные университеты.
В финал отобрали 15 человек из 30. Правда, красноярский школьник так и не получил письмо от организаторов. «Сижу в школе, смотрю на календарь и понимаю, что дата подошла, а письма всё нет. Начал бояться, вечером лёг спать, ночью проснулся, обновляю телефон, письма нет. Я захожу на сайт, иду в раздел финалистов и нахожу себя», — отметил Артём.
О тебе сейчас пишут многие СМИ, от красноярских до федеральных. Почувствовал повышенное внимание?
Я узнаю всё только по обрывкам, которые мне скидывают друзья. Потому что не состою ни в каких группах СМИ во «ВКонтакте». У меня три [подписки на] сообщества, которые постят раз в год. Чтобы не отвлекаться. Так часто бывало, что я не мог делать уроки, потому что берёшь телефон, скролишь ленту и зависаешь над этим.
Потом понял, что надо отписаться от всяких новостных [пабликов], мемов и так далее. Поэтому я оказался отрезанным от социума и в общем-то только вчера выяснил [что известен], когда знакомые начали скидывать записи со страниц.
Сейчас я их [СМИ] старательно игнорирую, потому что развирусилась самая ужасная фотка из возможных. Серьёзно, местный телеканал приехал, пока у меня шёл урок физры, и понятное дело, волосы, которые обычно нормально уложены, разлетелись во все стороны. А ещё они выбрали кадр, где я смотрю куда-то в сторону, и вообще выгляжу как пьяный.
Как-то изменилось отношение со стороны одноклассников после того, как стал несколько более известным?
Да нет, особо ничего не поменялось. Они просто шутят над этим, да и всё.
Как ты узнал об этом конкурсе?
О конкурсе узнал совершенно случайно. Сидел на YouTube, смотрел парня, который рассказывал вещи, абсолютно с этим несвязанные — о поступлении в университет. Он вспомнил, что в один из этапов своей жизни поучаствовал в таком-то конкурсе, рассказал вкратце о задании. Меня заинтересовало, я пошёл на их сайт. Вообще мне повезло. Заявки принимали до первого июля, а я посмотрел видео в конце апреля, так что у меня оставалось два месяца на то, чтобы сделать что-то клёвое.
Но я участвую не только из-за призов, больше ради портфолио. Потому что всё это очень ценится в иностранных университетах. Как раз-таки тот парень с YouTube, который попал в финал конкурса, поступил в Гарвард. Он рассказывал, что такие штуки очень могут помочь.
А также у меня всегда была страсть к созданию мультимедийных штук, я даже в детстве ходил на курсы по 3D-анимации и 3D-моделированию.
Я так понял, что ты уже выбрал университет на случай, если выиграешь грант. У тебя даже на странице «ВКонтакте» указано, что ты учишься в Гарварде.
Да, Гарвард — это топ-один. Туда я больше всего хочу. А так, Лига плюща — MIT, Йель, Принстон.
То есть, ты хорошо оцениваешь свои шансы попасть в один из этих университетов? Почему именно туда?
До конкурса я был не уверен в своих шансах, а сейчас хорошо их оцениваю. Но главное в этом деле, знаешь, не сглазить, не зазнаваться. А почему именно они, так потому что это самые лучшие университеты США.
Если уж ехать в какое-то место, почему оно не должно быть самым крутым из тех, что есть?
Ты не боишься покидать Красноярск и Россию в принципе?
Нет. Красноярск я покину в любом случае. Даже если я не поступлю в США, я уеду в Москву, в МГУ или Санкт-Петербург куда-нибудь. В Красноярске оставаться точно не собираюсь после 11-ого класса. Менять страну тоже не боюсь, даже есть какой-то интерес, неизвестность, с чистого листа. Меня привлекает это.
Ты сам пришёл к теме биологических часов или тебе кто-то подсказал?
К теме я пришёл сам. Те, кто участвуют в этом конкурсе, говорят, что это самое сложное — определиться с темой, мол, нужно откинуть вариантов десять. С темой я думал недели две, как-то пришло само собой. Я в свободное время изучаю биологию, особый упор делаю на её нейро-сторону.
Я просто вспомнил, что несколько месяцев назад читал, за что дали Нобелевскую премию в 2017 году. И понял, что это достаточно сложно, достаточно перспективно и свежо. И плюс мне интересна молекулярная биология, которая к нейробиологии имеет отношение, потому что всё это в нейронах происходит.
Я читал, что работа выдалась сложной, например, из-за слабого компьютера. Это была единственная сложность или ты столкнулся ещё с чем-то?
Основная сложность — это железо. Но ещё было сложно разобраться с самой темой, потому что нужно досконально это сделать, а распространять ложные сведения не очень-то хотелось. А поскольку исследование довольно новое, мне пришлось читать кучу статей.
Что особенно раздражало, читаешь одну статью — говорится об одних белках, об одном механизме, читаешь другие источники — говорится о другом. Потом, как выяснилось, одни белки называются одним способом, когда речь идёт о человеческом организме, и совершенно другим — у мух-дрозофил.
Чтобы получить общую картину этого механизма, мне пришлось собирать по частям, брать сведения по маленькому кусочку. Как правило, это были англоязычные статьи в научных журналах.
Больше всего тебе из предметов интересна биология, правильно?
Да. Вообще я учусь в физмате, но где-то с предыдущей зимы я понял, что физика с математикой мне не так интересны. А так как биология у меня была запущенной, я забивал на неё, зимой начал сам учить с нуля. Сейчас всё свободное время как раз-таки, помимо экзаменов и поступления, посвящаю биологии. Надо подготовиться к ЕГЭ, и рассчитываю получить какие-то результаты во всероссийской олимпиаде.
Ты отличник?
Нет, у меня есть две четвёрки. По геометрии, она мне просто не даётся. Особенно когда стереометрия началась. С геометрией всегда были проблемы, с этой пространственной штукой всей.
Также у меня четвёрка по литературе, потому что мне было лень писать таблицы на три листа. И я думаю: ну, получу двойку. Чем буду тратить три часа своей жизни, лучше пойду почитать что-нибудь.
Из последнего, что прочитал, что тебе больше всего понравилось?
Я сейчас пытаюсь вспомнить, когда я в последний раз читал художественную литературу. Потому что сейчас у меня четыре тома зоологии беспозвоночных и сборники подготовки к ЕГЭ. На художественную литературу нет времени.
Этим летом и предыдущим я читал фантастику. Ещё люблю фэнтези, Гарри Поттер, такие штуки. Мне нравится читать что-то, в чём отражается не реальность, а как раз вымышленный мир. Просто не могу читать произведения, которые на литературе проходят.
В смысле, русскую классику?
Классику, да. Я честно пытался прочитать несколько произведений, но они мне как-то не очень заходят.
Ты временами во «ВКонтакте» репостишь что-то про Илона Маска. Ты следишь за тем, что он делает? Как ты к нему относишься?
Раньше я следил, сейчас кое-какие новости о нём узнаю. Меня он очень вдохновляет как человек. Беру с него пример. Клёвый мужик, много что делает, толкает человечество вперёд.
Что тебя больше всего раздражает в школе? Есть такие вещи, которые ты бы убрал из образования?
На английском было задание — рассказать о ценности домашнего задания, и я рассказал о его бесполезности. Система образования, как она сейчас есть, она вообще работает не так, как должна.
Больше всего мне не нравится концепт оценок, что можно как-то оценить знания человека по шкале от одного до пяти. И что якобы оценка, которую ты получишь, отражает твои знания, и что нужно на них зацикливаться.
Ещё система принуждения. Принуждение, как известно, убивает интерес. Многие люди не хотят ходить в школу, потому что их заставляют туда ходить. Ну и то, что нужно фактически сидеть на уроке смирно, хотя урок должен быть в формате диалога учителя и ученика. Ученики не должны молча сидеть за партами.
Если бы я знал заранее, что мне надо будет покритиковать систему образования, я бы основательнее подготовился. У меня много мыслей на этот счёт было. Но а это так, если вкратце.
Ты сказал о бесполезности домашнего задания. Пояснишь, что ты имел в виду?
Скорее не о бесполезности, а о том, что домашнее задание делается обязательным. И по мне, если ты приходишь из школы, всё остальное время должно быть свободным. Чтобы ты мог заниматься своими делами. Домашку нужно сделать «по желанию», потому что она нужна, чтобы ученик закрепил знания после урока.
Понятное дело, что, когда объясняют новый материал, каждый человек понимает индивидуально. Кому-то нужно повторять досконально, кто-то всё помнит с предыдущего урока. Домашнее задание должно быть для ученика: если он чувствует, что недостаточно уверен в материале, ему нужно порешать какие-то задачи. А если он всё прекрасно понял, ему не стоит тратить время.
Какие предметы ты выбрал для ЕГЭ?
Биологию и химию. На тот случай, если я не поступлю в США, и если не выиграю олимпиаду по биологии. Если останусь в России, то буду поступать в МГУ на факультет биоинженерии и биоинформатики.
У тебя уже выработалось отношение к ЕГЭ?
У меня только закончился SAT (Scholastic Aptitude Test) — американский ЕГЭ. И 3 ноября я поеду сдавать второй экзамен, ещё в ноябре будет TOEFL. Потом всякая морока будет с рекомендационными и мотивационными письмами. Так что сейчас я готовлюсь к ЕГЭ только на уроках.
Пока мне сложно проработать своё отношение к ЕГЭ, потому что я этим ещё в свободное время не занимался. С одной стороны это удобно: благодаря одному тесту ты можешь поступить в один вуз. А с другой возникают сомнения, можно ли адекватно оценить знания ученика по одному тесту.
Тот же SAT можно сдавать сколько угодно раз. И в зачёт идёт лучший результат. А у ЕГЭ же нет пересдачи. Что бы я изменил, так это ввёл бы несколько попыток на ЕГЭ.
Тогда уйдёт стресс учеников, которые понимают, что фактически их судьбу определяет единственная попытка. И мало ли какое там самочувствие в этот день может быть.
Если ты всё-таки выиграешь грант на обучение, то ЕГЭ всё равно будешь сдавать или откажешься?
Буду сдавать. Во-первых, мало ли что может произойти. У меня мама постоянно говорит, мол, вдруг в последний момент политическая ситуация ухудшится и, например, меня депортируют. Или поступишь в университет, а визу не дадут. Чтобы всегда был запасной вариант, чтобы всегда можно было вернуться и поступить, например, в МГУ.
#образование #интервью #видео