Технологии
Женя Кузьмин

Как устроены «Яндекс.Знатоки» — сервис вопросов и ответов, из которого «Яндекс» делает социальную сеть

Что из себя представляет сервис, «знатоками» которого зовут стать блогеров, авторов Telegram-каналов и создателей пабликов.

В ноябре официально запустился сервис вопросов и ответов «Яндекс.Знатоки». До этого у «Яндекса» уже был подобный сервис «Ответы» (или «42»), но в 2010 году его закрыли — тогда компания объяснила это тем, что площадка «не вносит существенного вклада в качество поиска». Теперь же некоторые ответы из «Знатоков» будут показываться непосредственно в выдаче. С весны 2018 года сервис работал в режиме бета-тестирования, в рамках которого тестировали «различные механики и концепции».

«Яндекс» позиционирует сервис как площадку, где люди будут находить полезные ответы на свои вопросы. Но, по данным TJ, в компании со временем планируют превратить «Знатоков» в полноценную соцсеть. О перспективе создания соцсети рассказывали блогерам, которых приглашали стать экспертами сервиса и отвечать на вопросы.

Редактор TJ изучил, что из себя представляют «Знатоки», и можно ли их уже сейчас считать социальной сетью, а также поговорил о сервисе с представителями «Яндекса».

Что представляет из себя сервис

По функциональности «Яндекс.Знатоки» напоминают конкурентов вроде TheQuestion. Вопросы поделены на тематические категории: «Животные», «Бизнес», «Мода», «Видеоигры» — всего 20 основных блоков. Внутри каждого блока ещё несколько тем, уже более персонализированных. Например, можно не читать вопросы про вообще все смартфоны, а подписаться только на тему Android.

На стадии тестирования можно было задавать анонимные вопросы, но к официальному запуску эту функцию убрали. Поэтому чтобы спросить или ответить в «Знатоках», необходимо зарегистрироваться — это можно сделать через единый профиль «Яндекса» или с помощью других соцсетей. Вопросы и ответы оцениваются лайками и дизлайками, тем самым ранжируя их в ленте для остальных пользователей. По «плюсам» выделяется лучший ответ, который показывается первым.

Эти же ответы попадают в выдачу «Яндекса» — информация в вопросах на «Знатоках» индексируется поисковиком, и карточка ответа может сразу появиться в отдельном поле. Подобную функцию в рамках эксперимента в 2016 году компания запускала совместно с TheQuestion, но теперь место стороннего сервиса занял собственный продукт «Яндекса».

Пока функция быстрых ответов в поисковике работает с переменным успехом. Я не смог получить в выдаче некоторые ответы, хотя в точности повторял формулировку (например, про феномен певицы Монеточки). Также карточки не появлялись, если я немного менял формулировку вопросов. В «Яндексе» заявили TJ, что работают работают над развитием функции, а показ ответа зависит от большого количества факторов.

Кто отвечает на вопросы

Отвечать на вопросы могут все зарегистрированные пользователи — для убедительности можно добавить в биографию область своих знаний, чтобы тебе больше доверяли. Но «Яндекс» делает ставку на экспертов — журналистов и блогеров, которые отличаются от рядовых «знатоков» галочкой верификации и ссылками на свои проекты.

Экспертов искали представители команды «Яндекса» во время бета-тестирования. По данным TJ, такой статус предлагали авторам Telegram-каналов, пабликов во «ВКонтакте» и блогов в обмен на приоритет в отображении их ответов и продвижение через страницы результатов поиска «Яндекса». По мнению компании, активностью на «Знатоках» эксперты могут привлекать дополнительное внимание к своим основным площадкам.

В выдаче поисковика «Яндекса» у верифицированных экспертов сразу же показывается кликабельная ссылка

При переходе в какую-либо тему сервис сразу же начинает предлагать знатоков. Среди них: Telegram-канал «Большой брат» (тема «Компьютеры, электроника, интернет»), редакция DTF («Видеоигры») и паблик Geek-Geek («Развлечение и досуг»). В то же время выбор некоторых экспертов кажется странным из-за небольшого масштаба их проектов: например, в теме спорта мне предложили видеоблогера с «галочкой» и пабликом на 400 человек.

В «Яндексе» рассказали TJ, что на первых порах верификацию давали всем авторам тематических блогов и каналов, которые согласились поучаствовать в проекте. Но в будущем «галочку» будут получать только крупные проекты и специально приглашённые эксперты.

Также всем пользователям за ответы начисляется рейтинг, который можно увидеть в своём профиле. Но пока он довольно бесполезен — какого-то глобального топа по конкретным темам или всему сервису нет, и чтобы понять, большой у эксперта рейтинг или маленький, приходится вручную сравнивать его с другими авторами ответов. Представители «Яндекса» отметили, что на данном этапе рейтинг нужен в основном для ранжирования ответов и их отображения в поисковике.

Потенциал соцсети

Официально «Яндекс» называет «Знатоков» только площадкой вопросов и ответов. Но при разговоре с потенциальными экспертами представители компании рассказывали, что в дальнейшем сервис планируют развить в «полноценную соцсеть». В «Яндексе» ответили: «Рано пока говорить про социальную сеть, ещё много работы для того, чтобы про это можно было говорить». И на данном этапе это абсолютная правда.

У «Знатоков» почти нет социальных функций, которых бы не было у TheQuestion или «Ответов Mail.Ru». Можно подписаться на темы, вопросы и конкретных авторов, тем самым формируя собственную ленту. Из интересного — при переходе на профиль эксперта появляется кнопка «Задать вопрос». Я решил, что это некий аналог личных сообщений, и написал «знатоку». Но вопрос опубликовался в открытом доступе — кнопка просто призвала эксперта в тред уведомлением.

Представители «Яндекса» в разговоре с TJ пообещали, что в будущем личные сообщения точно появятся в сервисе. Может, вместе с ними запустят и другие социальные функции — и тогда уже «Яндекс.Знатоки» можно будет называть соцсетью.

#яндекс #технологии #соцсети