[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-101273134", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=byaeu&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid11=&puid12=&puid13=&puid14=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Artem Oliver", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": 81, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "section_name": "club" }
Artem Oliver
4 674
Клуб

История религий на TJ. Часть 1

Религия, этимология и определение. Зарождение религии. Первые виды суеверий, проторелигия. Древние культы и обряды. Ранняя мифология.

Предельно краткое введение в историю религий, в конце статьи есть список литературы для тех кому интересно.

С ошибками, штампами и лишними запятыми боролась Valeria Arkashova. Спасибо ей за это.

Этимология слова религия связывается с латинским словом «religio», «предмет культа». Религия определяется как мировосприятие, подразумевающее существование сверхъестественного мира и существ. Такое определение ёмко характеризует любую религию.

TJ ― издание о мемах, и я не далеко отойду от этого стандарта, по крайней мере описывая период зарождения религии. Некоторые члены вида Homo erectus ок: пятсот тысяч лет назад они уже умели разводить костёр. Это умение содержалось не в генах, а в мемах, единицах информации, которые подобно генам передаются и изменяются от поколения к поколению.

Учёный Леви-Брюль для описания мышления первобытного человека вывел понятие «пралогическое мышление», игнорирующее логические противоречия – «понимать» значит «чувствовать». Интересно, что данный способ мышления не стал отживающим рудиментом для современного человека, а свойственен для маленьких детей и религиозных людей. Созданная в условиях пралогического мышления, религия и в наши дни продолжает к нему апеллировать.

Факт, что костёр может создать человек, наталкивал члена первобытного общества на мысль, что молния ― дело рук другой личности, более могущественной и, возможно, враждебной. Проявления сил природы персонифицировались первобытным человеком, а творческое мышление, которое в совокупности с мемами двигало человеческую эволюцию наравне с генетикой, дорисовывало необходимые антропоморфные атрибуты этим явлениям.

Древние люди, наблюдая за окружающим миром, испытывали потребность найти объяснения происходящим событиям. Смена дня и ночи, смена климата, нападения диких животных и т.п. казались проявлениями неких могущественных сил. Что, в совокупности с такими же необъяснимыми явлениями, как сны, болезни и галлюцинации, привело к появлению анимизма.

Анимизм – уверенность в том, что мир наполняют духи (Animus), и в каждом организме (или даже предмете) содержится душа (Anima). Это самый первый вид суеверия, от которого произошли остальные.

«Открыв» в себе душу, как отдельное от тела существо, человек представлял её материальным объектом, но состоящим из тонкой материи. Душа человека могла находиться в крови, в сердце, в дыхании, иногда в голове. Считалось, что пока человек жив, душа могла покидать тело и возвращаться в него. Душа умершего человека превращалась в дух, не связанный со своим носителем, но могла вселиться в нового.

Следом за анимизмом у древних людей сформировался «культ предков», или «культ мёртвых». Уверенность, что в каждом человеке содержится душа, породила идею, что душа умершего предка остаётся в мире людей для защиты потомков или перерождается. Ирокезы, к примеру, просили прощения у убитых животных, а с убитыми медведем даже раскуривали трубку мира, выдувая табачный дым ему в ноздри. К умершим людям относились с почитанием, и даже после смерти относились к ним, как к живым, если судить по раскопкам древних захоронений.

Фетишизм (Fetiche) – ещё одна форма первобытной проторелигии. Поклонение неодушевлённым предметам, и наделение их сверхъестественными свойствами. Амулеты, обереги, идолы, статуэтки и т.п. Первобытные люди считали, что подобные предметы могли защитить или принести удачу. Фетишизм не отделён от анимизма и находится с ним в прямом родстве.

Французский юрист Ш. де Бросс впервые подробно описал фетишизм в 1760 году, но известно это понятие было ещё миссионерам XVII века. Существует четыре степени фетишизма: преувеличенная оценка человеком значения разных мелких и неважных предметов, объяснимая ограниченностью кругозора; представление предметов живыми существами со своей волей и чувствами; установление связи между фетишами и различными происшествиями и случаями; и, наконец, убеждение в том, что эти предметы нуждаются в поклонении.

Вера в духов и сверхъестественные силы вещей и природы породило ещё одну форму первобытной религии. Магия, (μαγεία) волшебство, чародейство — ещё один способ первобытного мышления, который существовал уже рядом с логическим. Ему свойственны попытки человека повлиять на законы природы и общение с нематериальным миром. Религиозным его делает тот факт, что для магии, кроме всего прочего, необходима вера. Центральной фигурой этого вида проторелигии является маг, лидер общины, или даже вождь племени. Он считался носителем колдовской силы, хранителем сакральных знаний, гадателем и целителем.

Магические ритуалы представляли собой театральные действия, с плясками и игрой на магических инструментах. Доводя себя до крайней степени исступления посредством ритма, плясок и пения, маги считали, что могут заклинать духов и требовать от них разного рода услуг (у вполне цивилизованных членов современной секты пятидесятников существует обряд «глоссолалия», доведение групп людей до состояние религиозного экстаза, во время которого люди начинают выкрикивать бессвязные слоги и звуки. Согласно Новому Завету это считается сошествием «святого духа», подобно ученикам Христа, будучи преисполненными святым духом, «начали говорить на иных языках» - деяния, 2:4). Кроме того, наскальная живопись так же считается элементом магических действий древних людей. Магические ритуалы обеспечивали благоприятный исход насущных проблем: удачу в охоте, хороший урожай и тому подобное.

Архаические суеверия изучались на примере народов, которые в XVIII-XX веках находились в «естественном состоянии»: южноамериканские и североамериканские индейцы, народы Африки и Океании. Большинство ранних культов и обрядов зародились в период первобытнообщинного строя и сохранились в диких племенах или же частично в современных религиях.

Тотемизм, на языке индейцев племени одживбе слово «ототеман» - «его род». Термин обозначает верование в сверхъестественное родство группы людей (племени) с животным, растением или предметом. Зачастую тотемом племени являлось какое-либо животное. Любое его изображение, само животное, отдельный человек и всё племя являлись тотемом. Непочтительное отношение к тотему наказывалось.

Циркумцизия (обрезание), встречалась у некоторых племён Африки, древних египтян (с каменного века), жителей ближнего востока, у австралийских аборигенов. Это обряд инициации для половозрелых мальчиков, после которого считалось, что мальчик стал мужчиной. Религиозный смысл в него вложили уже позже.

Жертвоприношения, религиозные обряды – приношение даров богам, духам, демонам, и прочим всемогущим существам. В жертву приносилась пища, ценные предметы и животные, со временем жертвоприношения стали регулярными и обязательными. Практиковались также человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм.

Церемониальные обряды, табу: запрет на определённую пищу, запрет вождям сношаться с подданными, запрет вдове разговаривать с родственниками мужа и т.п. Спектр подобных обрядов обширен.

Ещё один важный фактор ранних религий – поэтическая фантазия. Из поколения в поколения религиозные мемы передавались следующим поколениям и испытывали на себе различные мутации. С появлением творческой мысли развивается устное творчество, из которого мы можем черпать космогонические и антропогонические мифы древнейших людей. Большую часть мы рассмотрим в дальнейших частях, в сравнении с библейскими текстами.

Заслуживают внимания некоторые басни, которые услышали от дикарей этнографы XIX-XX веков. Дамара, племена южной Африки рассказывали, что когда человек нашёл огонь дикие животные разбежались в страхе, а те животные, что остались с человеком, стали домашними. У готтентотов есть басня о том, как появилась смерть: Месяц послал к человеку зайца с вестью, что как и Месяц постоянно умирает и возрождается из мёртвых, так и человек будет воскресать после смерти. Однако заяц оказался плохим посыльным и рассказал, что человек будет умирать навсегда.

Это краткое введение в тему истории религий, цель которого — помочь понять, как появилась та религия, которую мы наблюдаем сегодня.

Представим православного христианина: верит в бога и бессмертную душу, которая после смерти вознесётся на небеса (анимизм). Носит крестик, в машине и дома иконки для защиты (фетишизм). Молится, совершает причастие (магия, ритуальный каннибализм), соблюдает пост (табу), хоронит умерших родственников с почестями и отпеванием (культ предков).

В следующей части мы рассмотрим Ветхий Завет сравнивая его с мифологией и древним фольклором. Выясним, насколько текст Библии преемственен, и как на неё повлияли древние ближневосточные религии.

____

Список литературы по теме:

Эдвард Бёрнетт Тайлор – "Первобытная культура"

Люсьен Леви-Брюль – "Первобытное мышление", "Первобытная мифология"

Джеймс Джордж Фрэзер - "Тотемизм и экзогамия", "Вера в бессмертие и почитание умерших", "Почитание природы".

Про мемы можно почитать на Теориях и Практиках.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": true }

Лучшие комментарии

Дискуссии по теме
доступны только владельцам клубного аккаунта

Купить за 75₽
Авторизоваться

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность писать комментарии и статьи
  • общение с членами клуба
Подробнее

Преимущества
клубного аккаунта

  • отсутствие рекламы
  • возможность читать и писать комментарии
  • общение с членами клуба
  • возможность создавать записи

Сколько это стоит?

Членство в клубе стоит всего 75₽ в месяц. Или даже дешевле при оплате за год.

Что такое клуб?

Клуб ТЖ это сообщество единомышленников. Мы любим читать новости, любим писать статьи, любим общаться друг с другом.

Вступить в клуб

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Вы не против подписаться на важные новости от TJ?

Нет, не против