Cameo — сервис видеооткрыток от не самых популярных знаменитостей. Что там происходит и как проект зашёл не туда
Создатели хотели наладить контакт между «звёздами» и обычными людьми. Вряд ли они ожидали, что фурри станут иронизировать над консерваторами, а белорусы — просить Чака Норриса поддержать протесты.
Чак Норрис, Снуп Дог и Лена Хиди
Cameo — сервис, в котором пользователи могут заказать видеооткрытку у забытой или не очень популярной знаменитости. Особенно часто на площадке стали регистрироваться во время пандемии коронавируса — это ещё один способ для известных персон заработать и получить медийность.
Часто знаменитости получают довольно странные запросы — например, расстаться с парнем заказчицы или оскорбить кого-нибудь. Фурри принялись заказывать ироничные ролики у консерваторов, ультраправые — конспирологические у рэперов. А белорусы стали просить Чака Норриса и Элайджу Вуда поддержать протесты. TJ разобрался, как работает Cameo и почему идея сервиса зашла не туда, куда предполагали создатели.
Ещё один способ продавать талант
Основанный в 2017 году сервис Cameo предлагает пользователям приобрести видеооткрытку у знаменитости. Потерявшие былую известность актёры, не очень популярные спортсмены или неожиданно завирусившиеся блогеры сами устанавливают ставку за ролик — в среднем от пяти до 250 долларов.
Более знаменитые персоны «стоят» дороже: например, Снуп Дог продаёт свои ролики за 750 долларов, а Кейтлин Дженнер — за 2,5 тысячи долларов. «Цену устанавливают в зависимости от платёжеспособности фанатов, а не от того, сколько ты „стоишь”», — рассказала The Wired глава европейского офиса Cameo Эбби Шепард. С каждой транзакции сервис забирает 25%.
В сервисе можно также обнаружить моделей «Плейбой», гадалок, двойников Трампа, фурри или настоящих животных. В качестве «звезды» на сайте может зарегистрироваться любой человек с 20 тысячами подписчиков в инстаграме. А актёры из сериалов с небольшими, но преданными фан-базами могут попросить добавить их вручную.
В запросе для знаменитости пользователь должен в 250 символах описать, что она должна сказать или сделать — например, поздравить с днём рождения или спеть песню. У «звезды» есть семь дней на то, чтобы принять предложение или отказаться от него. В таком случае заказчику вернут деньги.
Длительность ролика, как и локацию съёмки, выбирает знаменитость. Так, самое короткое видео сделал скейтер Энди Рой, уложившись в 6 секунд, а самое длинное — актриса Тери Поло, которая сняла 22-минутное видео. «Главная ценность в Cameo — это аутентичность. Некоторые говорят по пять минут, потому что они просто такие люди», — рассказал The Wired основатель сервиса Стивен Галанис.
«Широкая популярность не означает богатство. Люди, скорее, знамениты, чем богаты, особенно в эпоху социальных медиа», — так описал основную идею сервиса Галанис. В пример он привёл факт, что почти 80% игроков в американский футбол разоряются спустя два года после ухода в отставку.
Шепард отметила, что в начале им сложно было набрать «звёзд» — многие отказывались. Но после начала пандемии коронавируса знаменитости стали чаще отвечать представителям Cameo. Галанис подчеркнул, что с февраля по март количество зарегистрированных известных персон в сервисе выросло на 77% — одним было скучно на изоляции, а другие хотели собрать деньги на благотворительность. В итоге к маю к платформе присоединилось более 30 тысяч знаменитостей.
На карантине сервис также начал экспериментировать с функциями — туда добавили возможность начать переписку со знаменитостью или согласовать с ней звонок по Zoom. Если первое стоит довольно дёшево, то второе — намного дороже обычной видеооткрытки.
Пранки комиков, фурри и ультраправых
Проводить пранки над знаменитостями с помощью Cameo начали ещё в 2018 году. Тогда сторонники превосходства белой расы заказали у футболиста Бретта Фарва и рэпера Soulja Boy ролики с зашифрованными антисемитскими посланиями. Тогда же рэпера Flavor Flav попросили записать пожелание счастливого завершения карьеры австралийскому кардиналу Джорджу Пеллу, которого обвинили в сексуальном насилии над детьми. Знаменитости не догадались, что над ними издеваются.
Год спустя шутить стали помягче. Комики Ник Чиарелли и Брэд Эванс заказали ролики у нескольких бодибилдеров от лица матери, которая просит своего ребёнка перестать воровать ириски. Кто-то попросил лидера группы Sugar Ray Марка Макграта расстаться с парнем — и музыкант согласился. Авторы комедийного подкаста Blocked Party купили у комика Поли Шора видео, в котором он выступает против обрезания половых членов. Ведущие другого подкаста The Saints Happy Hour заплатили 500 долларов тренеру команды «Нью-Орлеан Сэйнтс» за то, чтобы он их оскорбил.
После выхода документалки «Король тигров», ставшей хитом на Netflix во время пандемии, практически все участники сериала зарегистрировались на Cameo. В сервисе пока нет главного героя Джо Экзотика, который сейчас сидит в тюрьме, но зато там активно продаёт ролики его главный враг — Кэрол Баскин. Она называет себя «жертвой покушения на убийство» и предлагает видео за 300 долларов.
Баскин уже несколько раз записывала странные ролики. В середине июля комик Том Армстронг попросил её поздравить с днём рождения Ролфа Харриса и упомянуть «его друга» Джимми Сэвила. Судя по всему, владелица сафари-парка не догадывалась, что и Харрис, и Сэвил — известные австралийские шоумены, которых обвиняли в десятках случаев изнасилований и растления детей.
А в августе вместе со своим мужем Баскин прочитала рэп на мотив трека 50 Cent «In Da Club».
«Я начинала с 59 долларов за видео, но была вынуждена повышать цену, потому что на меня посыпалось около ста заявок в день. В итоге я остановилась на 300 долларах. Теперь я снимаю 30 видео в день — это я могу потянуть», — рассказала Баскин The Washington Post. Галанис отметил, что всего за неделю после регистрации Кэрол заработала около 100 тысяч долларов.
В сентябре 88-летнего консерватора и бывшего шерифа Джозефа Арпайо, который получил известность благодаря оспариванию законности избрания президентом США Барака Обамы, попросили пожелать удачи в организации «конвенции фурри для любителей животных». На вопрос, каким животным он хотел бы быть, Арпайо ответил, что собакой.
Слово «фурри» (furry) политик произнёс с ошибкой — как «фьюри» (fury). Несмотря на то, что заявка на ролик пришла от пользователя Sir Yiffs A Lot («Сэр много трахается», «yiff» – сленг для обозначения секса между фурри-персонами), у Арпайо вопросов не возникло.
После того, как ролик разошёлся в соцсетях, Арпайо рассказал AZ Central, что «был незнаком с сообществом фурри», но согласился снять ролик, потому что он «большой любитель животных»: «Я получаю эти заявки постоянно — люди хотят поздравить с днём рождения, то-сё, пятое-десятое. Я уже получил 240 заявок. С моей популярностью я мог бы брать по тысяче долларов, но я беру только 30». Политик отметил, что не углубляется в изучение контекста заявок.
Способ заставить знаменитость высказаться о политике
В России и Белоруссии Cameo стали использовать для политических заявлений. Так, в начале июля актер Элайджа Вуд записал видео в поддержку кандидата в президенты Белоруссии Виктора Бабарико и его сына Эдуарда, которые сейчас находятся в СИЗО. К моменту написания заметки заказать ролик у Вуда нельзя.
В видео Вуд сказал, что заявку отправили друзья семьи Бабарико. Он добавил, что читал о ситуации, в которую попали Виктор и Эдуард, и выразил надежду, что скоро их освободят: «Есть прекрасная цитата Сэмуайза Гэмджи из „Властелина колец“: „В мире есть добро, мистер Фродо, и за него стоит бороться“. Это правда, и такая ситуация сейчас по всему миру. Надеюсь, когда вы получите это сообщение, вы будете здоровы и счастливы. Берегите себя!»
Тогда же актёр Чак Норрис записал обращение для «Саши», более известного под псевдонимами «Ноль процентов» и «Мистер Таракан». Актер обещал наведаться в одну из «Сашиных резиденций» и заставить его плакать.
Норрис также снял обращение к Владимиру Соловьёву — он назвал телеведущего «каратэ-пацаном» и пригласил встретиться на ринге. В сентябре американский актёр по заявке издания News Ykt. поздравил жителей Якутска с днём города и призвал их поменьше мусорить. Во всех видео Норриса заметно, как он читает текст со смартфона или компьютера. Ролик от него стоит 300 долларов.
«Фан-сервис, зашедший слишком далеко»
«Они просто разменивают талант. Это очень дёшево и бестактно. Напоминает эпоху, когда мы покупали рингтоны, которые звучали, как наши любимые песни. Безвкусица», — считает владелец агентства Influentially Нико Кэри. По его мнению, используя Cameo, знаменитости, особенно те, которые зарабатывают на сделках с брендами, обесценивают стоимость своей работы.
Кэри также отмечает, что видео известных персон часто выглядят очень неловко: «Потому что ты знаешь, что это неправда. Они просто не хотят этим заниматься». Некоторые знаменитости считают, что брать деньги с фанатов за поздравление некрасиво. Поэтому актёр и драг-квин Крис Деннис не стал регистрироваться на площадке: «Мы требуем от своих фанатов и подписчиков всё больше и больше. Мерч, билеты, платные встречи, теперь вот это. Когда это всё кончится?»
Журналисты The Atlantic называют платформу «фан-сервисом, зашедшим слишком далеко»: «Получаются странно личные и абсолютно безумные ролики — безучастные известные незнакомцы выдают тёплые комплименты о жизненных успехах из припаркованных машин, тёмных спален и, что странно, торговых центров».
По их мнению, Cameo — это конечная точка взаимоотношений со знаменитостью: «Идея создателей заключалась в том, чтобы наладить контакт между обычными людьми и знаменитостями. Не поспоришь, что им не удалось — просто результаты оказались намного более странными, чем они могли представить».
#соцсети #cameo #сервисы