Разборы
Роман Персианинов

Избиения на улицах, массовые задержания и интернет-блокада: как в Казахстане проходят митинги из-за выборов президента

Протестующие не признали победу ставленника Нурсултана Назарбаева и говорят о массовых подтасовках голосов.

Задержания на протестах против результатов президентских выборов Фото Данияра Мусирова и Тамары Вааль

С 9 июня в Казахстане проходят массовые митинги, которые жёстко подавляются полицией и военными. Причиной акций стали президентские выборы и победа Касыма-Жомарта Токаева — ставленника Нурсултана Назарбаева. Как полагают митингующие, голосование фальсифицировали и проводили с нарушениями, но власти отказываются это признать.

В результате протестов полиция наказала штрафами или арестами почти тысячу человек. По словам журналистов и правозащитников, среди них множество тех, кто даже не участвовал в митингах, а просто оказался в зоне их проведения.

В интернете расходятся ролики, где полиция и спецназ избивают и хватают случайных прохожих на улицах. Но в Казахстане видео доступны не всем: одновременно с задержаниями власти усиленно подавляют работу соцсетей, мессенджеров и связи. Они пытаются лишить протестующих площадок для координирования, от чего страдают обычные граждане.

Поводом для митингов стали массовые фальсификации и отсутствие на выборах оппозиционных кандидатов

С утра 9 июня, когда в стране началось голосование, в интернете стали появляться ролики с нарушениями и подтасовкой бюллетеней на избирательных участках. Как говорит независимая журналистка Асем Жапишева, которая работала общественным наблюдателем в тот день, для многих это стало знаком к тому, что нет смысла рассчитывать на честные выборы.

«Ни одному оппозиционному кандидату кроме Амиржана Косанова (политик и журналист, набрал 16% голосов на выборах — прим. TJ) не дали зарегистрироваться. Остальные кандидаты вообще были неизвестными нам людьми», — говорит Жапишева.

По итогам выборов Жомарт Токаев, исполняющий обязанности президента после ухода Нурсултана Назарбаева, набрал 70% голосов. По словам бывшего министра иностранных дел Узбекистана Владимира Норова, который представлял на выборах Казахстана главу миссии наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества, серьёзных фальсификаций голосования не было. Однако западные наблюдатели и члены ОБСЕ раскритиковали выборы за многочисленные нарушения.

Касым-Жомарт Токаев Фото сената парламента Казахстана

К вечеру 9 июня в ходе несанкционированных митингов в Казахстане задержали больше 500 человек. Среди них оказались журналисты различных изданий, включая репортёра французского издания AFP Крис Риклтона. Он опубликовал фотографию с большим синяком под глазом, объяснив это «жёстким арестом».

К митингам против результатов выборов людей призывал основатель запрещённой в стране партии «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов, сбежавший во Францию. В МВД его считают одним из главных организаторов протестов, однако в разговоре с TJ Жапишева пояснила, что у протестующих нет единого лидера и организаторов, а митинги проходят стихийно.

Задержание казахстанского артиста спровоцировало вторую волну митингов, которую жёстко подавили силовики

10 июня известный казахстанский поэт и певец Ринат Заитов выступил перед театром Алатау в Алма-Ате, пообещав собравшимся создать свою политическую партию и организовать людей. Вскоре к месту приехала полиция и спецназ СОБР, которые разогнали митинг и задержали Заитова.

На родине у артиста большая аудитория поклонников, поэтому его задержание спровоцировало второй стихийный митинг. Среди них оказалось много молодых людей, толпа перекрыла две главные улицы Алма-Аты. За подавление митингов взялись сотрудники полиции, СОБР, национальной гвардии и военные. Они задерживали не только протестующих, но и людей, которые просто оказались неподалёку.

Блок instagram недоступен

Жапишеву и ещё нескольких журналистов также задержали 10 июня в Алма-Ате. Её посадили в автозак, после чего долго возили по городу в поисках свободного места в одном из отделений полиции, так как к тому времени все они уже были заполнены задержанными. После этого журналистку и других людей выстроили в ряд и сфотографировали, а затем отобрали телефоны и стали допрашивать без адвокатов.

В основном задержанным вменяют административную статью об участии в несанкционированном митинге, которая предусматривает штраф или до 10 суток ареста.

Полицейские пользуются тем, что люди напуганы и не знают законов, беспрепятственно делая всё, что им говорят. Были случаи, когда людям давали подписать пустые протоколы, а потом полиция их сама заполняла и писала всё, что им нужно. В моём случае у меня не отобрали телефон, он был разряжен, но меня заставляли его зарядить. Меня также заставляли написать, что я якобы что-то организовывала. Меня спасло то, что за меня вступилось много журналистов, им начали обрывать телефоны, поэтому при мне порвали протокол, извинились и быстро вывели из здания.

Асем Жапишева

Массовые митинги и задержания продолжились и 12 июня. В Алма-Ате полиция оцепила центр и улицы, прилегающие к нему, а в районе трёх часов дня потребовала от сотрудников компаний в этой области отпустить сотрудников домой.

В тот день Жапишева видела, как на улице задержали мать с тремя дочками от шести до 12 лет. «Полицейские закинули её в автозак, а девочки просто остались на улице», — описывает журналистка. Среди задержанных также оказались подростки и пожилые люди, не участвовавшие в акциях, писала Радио «Свобода».

Запись задержания прохожего во время митингов в Алма-Ате

11 июня в МВД заявили, что выходившие на митинги 9-10 июня стали жертвами обмана и пропаганды, которую распространяла в соцсетях и интернете экстремисты. Несмотря на документальные свидетельства акций 12 июня, в ведомстве заявили, что никаких масштабных задержаний в этот день не проходило. Действия силовиков назвали «профилактической работой» для того, чтобы «не нарушался общественный покой наших граждан».

Параллельно с массовыми протестами 12 июня в Нур-Султане проходила инаугурация Токаева. В своём обращении он никак не упомянул о митингующих. О них президент высказался только вечером того же дня в Твиттере, пообещав установить точное количество задержанных и отпустить невиновных. В ООН раскритиковали подавления протестов, также отметив, что ряд судебных заседаний задержанных проводились в полицейских участках в ночное время и без адвокатов.

Перебои с интернетом и связью продолжаются четвёртый день, журналисты жалуются на точечные блокировки SIM-карт

Последние полгода в Казахстане наблюдаются проблемы с интернетом — например, по вечерам почти невозможно зайти в соцсети. Во время протестов 9 мая в стране в течение дня не работали сайты СМИ. Предположительно, это стало причиной массовой блокировки. После начала митингов против результатов выборов многие пользователи жаловались на невозможность зайти в WhatsApp, Telegram, Инстаграм или Фейсбук.

«Строго говоря, это не блокировка, а троттлинг (намеренное регулирование скорости передачи данных — прим. TJ). Они искусственно снижают скорость загрузки, сужая каналы передачи данных», — объясняет Жапишева. С сильными перебоями работают поисковики и все сервисы Google, включая YouTube. У некоторых людей наблюдаются проблемы со связью, у них не получается дозвониться до экстренной службы или отправить SMS-сообщение родным.

По словам Жапишевой, во время митингов у неё, нескольких её коллег и активистов полностью перестала работать связь и интернет. Ситуация решилась только после того, как девушка поменяла SIM-карту. Репортёр связала эту ситуацию с казахстанским законом «О связи», вступившим в силу в январе 2019 года. Он обязывает регистрировать телефон и SIM-карту на индивидуальный идентификационный номер, указанный в паспорте. «Предполагаю, что, имея эти данные, они смогли адресно заблокировать SIM-карты», — считает Жапишева.

Основатель «The Village Казахстан» Айсана Ашим также подтвердила TJ, что столкнулась с подобной проблемой. 12 мая в 18:01 в Алма-Ате должен был начаться массовый митинг, в это время журналистка работала из офиса с Wi-Fi. Примерно в 20:30 она вышла на улицу и заметила, что связь и интернет на телефоне пропали. На следующий день сеть не заработала, а в офисе оператора Ашим не назвали причин неполадки, лишь сказав, что SIM-карта «размагнитилась».

Как отметила девушка, во время майских митингов у неё произошла аналогичная ситуация, тогда ей тоже не смогли назвать причины неполадок. «Почему за месяц моя симка „размагничивается“ дважды, а за предыдущие 10 лет ни разу — не совсем понятно», — сказала журналистка. После второго случая она написала жалобу и ждёт ответа, оператор выдал ей новую SIM-карту.

13 июня Генпрокуратура отвергла подозрения журналистов в блокировке интернета. Начальник службы по защите общественных интересов Сапарбек Нурпеисов сообщил, что ведомство имеет право на «приостановление деятельности сетей и средств связи» в стране, но только при ЧП природного, техногенного и социального характера. В дни протестов чрезвычайное положение не объявляли, подчеркнул он.

Многих задержанных до сих пор не отпустили домой, в Алма-Ате и Нур-Султане на улицах много полиции

По данным «Интерфакса», за четыре дня протестов (с 9 июня) к административной ответственности привлекли 957 человек. Из них 670 человек арестовали, 115 оштрафовали, а ещё 172 отпустили с предупреждением. К 13 июня ситуация относительно нормализовалась — массовые митинги не проходят, но на улицах много полиции.

В Алма-Ате и Нур-Султане многие люди до сих пор пытаются получить информацию о задержанных родственниках. Некоторых из них, писала Радио «Свобода», вывезли в полицейские отделения ближайших городов, где остались свободные места для задержанных. О деталях таких маршрутов полиция ничего не сообщает.

Как полагает Жапишева, что за прошедшие дни протестные настроения в Казахстане не стали слабее, но признает — людям нужно время, прежде чем вновь выйти на улицы.

У многих людей появился страх, потому что таких жёстких задержаний ещё не было. Но я бы не сказала, что протестные настроения стали слабее, просто сейчас люди пытаются понять, как выразить эти настроения. По моему наблюдению, у людей, которых случайно забрали на улице, наоборот появилась озлобленность на власть и желание выступать против режима. Но, конечно, люди вряд ли выйдут на улицы в ближайшие дни, потому что это очень жёсткое подавление, людей хватали на улицах и тащили силой. Это сильно деморализует и отбивает желание выходить на улицы.

Асем Жапишева

#разборы #казахстан #протесты #цензура #законы #лонгриды