Разборы
Сергей Звезда

Дорого ли смотреть футбол: запуск «Okko Спорт» и повышение цен на «Матч ТВ» вызвали новые споры о платных подписках

Не все любители готовы платить 2990 рублей в сезон за просмотр английской премьер-лиги или 299 рублей в месяц — российской.

Матч «Ливерпуля» и «Тоттенхэма» в последнем сезоне АПЛ Фото Getty Images

В новом сезоне россиянам, которые любят футбол, придётся больше платить за легальный просмотр российской премьер-лиги (РПЛ). А английская премьер-лига (АПЛ), которая считается самым дорогим и одним из лучших в мире чемпионатом, полностью перестанет быть бесплатной для зрителей из РФ впервые с 2015 года. Повышение цен вызвало споры в соцсетях о том, сколько нужно платить за развлекательный контент такого рода.

От кого и кому перешли права на показ английского футбола

С 2015 по 2019 год эксклюзивными правами на показ АПЛ в России владел «Матч ТВ», который входит в «Газпром-медиа». На общедоступном федеральном канале транслировали самые любопытные игры вроде «„Ливерпуль“ — „Манчестер Сити“», а на платных тематических каналах холдинга типа «Футбол 1» показывали некоторые другие матчи.

По данным Mediascope, АПЛ — это самый популярный среди российских зрителей футбольный чемпионат после отечественного. С июля 2018 по апрель 2019 средняя аудитория одного матча РПЛ на «Матч ТВ» составляла 448 тысяч, Англии — 175,7 тысяч.

В 2019 году «Матч ТВ» не смог продлить контракт на показ АПЛ — и это при том, что после заключения последнего соглашения глава английской лиги говорил, что он «очень рад», а телеканал «проделал великолепную работу для фанатов в России». Как в апреле писал «Коммерсантъ», «Матч ТВ» хотел снизить цену телевизионных прав с 6,5 до 5,5 миллионов евро в год, предполагая, что у него нет конкурентов. Однако, по данным издания, Rambler Group неожиданно предложила около семи миллионов евро — и АПЛ на это согласилась. Официально участники сделки, которую заключили на три года, не разглашали стоимость контракта.

С сезона 2019-2020, который стартует 9 августа, Rambler будет показывать игры АПЛ по подписке в новом разделе «Спорт» своего онлайн-кинотеатра Okko. Трансляции можно посмотреть только на территории России. Okko обещает не внедрять рекламу и предоставлять подписчикам эксклюзивный контент об английском чемпионате.

До 31 июля стоимость подписки составляет 2990 рублей за весь сезон. В день запуска, с 1 августа, она подорожает до 3990 рублей, а с 1 сентября — до 5190 рублей. «Так как после второго слота скидок с вероятностью на 90% уже не будет, пользователю не выгодно будет покупать год (подписку за 5190 рублей — прим. TJ). Проще будет купить помесячную подписку автоматом», — пояснили TJ представители Okko. Подписку на месяц за 549 рублей или доступ ко всем матчам на сутки за 199 рублей можно будет приобрести в течение всего сезона.

Сколько стоит посмотреть российский футбол

Как минимум одну игру каждого тура российской премьер-лиги показывают на федеральном «Матч ТВ» бесплатно. Чаще всего это центральные матчи тура вроде встречи московского «Спартака» с петербургским «Зенитом». Остальные игры можно смотреть на платном «Матч Премьер».

Перед сезоном 2019-2020 «Матч ТВ» повысит стоимость услуг. С 12 июля онлайн-трансляция одного матча обойдётся не в 75, а в 149 рублей. Подписка на месяц онлайн-трансляций возрастёт с 229 до 299 рублей. До 12 июля можно оформить подписку по старой цене на 10 месяцев.

На «Матч ТВ» связывают повышение цен с выполнением договора сотрудничества с РПЛ и считают, что российский зритель уже давно готов платить за футбол.

Современный человек давно привык к комфорту: онлайн-покупки, заказ еды, оплата билетов. Всё это говорит о том, что он не хочет заниматься долгим поиском чего бы то ни было. В том числе — интересующего его футбольного матча. Мы видим, что зритель не просто готов, а всё чаще приходит в сеть за соответствующим контентом и оформляет подписку.

Гавриил Гордеев

Зрителя ещё нужно убедить потратить деньги — и «Okko.Спорт» это понимает

«Okko.Спорт» пока нельзя назвать прямым конкурентом «Матч ТВ»: площадки предлагают разные продукты. Но даже в этом опросе онлайн-кинотеатр допускает, что часть потенциальных зрителей стоит перед выбором и, вероятно, не собирается платить за оба чемпионата.

Опрос в твиттере «Okko.Спорт»

Кампания «Okko.Спорт» перед запуском выглядит внушительно. Rambler нанял шеф-редактором спортивной видеоредакции проекта Владимира Стогниенко — одного из самых популярных футбольных комментаторов, который в том числе работал на финале Чемпионата мира-2018. О платной подписке и личном опыте использования рассказывает как сам Стогниенко, так и приглашённые им комментаторы. Новости и материалы об «Okko.Спорт» появляются на других медийных ресурсах Rambler Group, например, на «Ленте.ру», «Газете.ру» и «Чемпионате».

Шеф-редактор проекта не скрывает, что основная причина для «хейта» со стороны зрителей — это наличие платной подписки. По мнению Стогниенко, условия оправданы, поскольку показ матчей элитного европейского чемпионата не относится к «условным необходимостям».

Это уже сегмент развлечений. Как сериалы или кино. Если хочешь всё это смотреть, надо платить. Можно прожить без того, чтобы посмотреть финальную серию «Игры Престолов». Сложно, но можно. Если же хочется – нужно заплатить за эту возможность.

Тем более цена за подписку на АПЛ будет вполне приемлемой. К тому же посмотрите, сколько людей ходит с приличными телефонами, даже те, кто не зарабатывает много. Потому что забабахать айфон в кредит – это нормально. За чемпионат Англии тоже надо платить. Нам его не бесплатно дали, это дорогое удовольствие. Кроме того, в проект будет вложено очень много нашей работы.

Владимир Стогниенко

Сколько следует платить за просмотр футбола в России — вопрос открытый. Спорят как болельщики, так и журналисты

Дискуссии среди футбольных болельщиков идут с начала июня, когда «Okko.Спорт» раскрыл стоимость подписки. Например, комментаторы Sports.ru не только делятся на два лагеря (готовы платить или не готовы), но и обращают внимание на другие недостатки ценовой политики онлайн-кинотеатра.

Okko уже сейчас — это пример абсолютно бестолкового проекта. Они хотят денег много и сразу, никто из уважающих себя новых сервисов так не поступает. Плюс здесь нет подписки на один матч, нет подписки на матчи одной команды. С таким калом лучше сразу распрощаться и вернуться к любимым сопкам и айс стримам (имеются в виду нелегальные площадки — прим. TJ).

Pinturicchio1974

На «Футбол 24.ru» также считают, что многие любители английского футбола уйдут на нелегальные площадки. Но автор издания, по его словам, в принципе не верит в идею внедрения платной подписки в России.

Продавать что-то по подписке в России – вообще странная затея. Онлайн-кинотеатры предлагают нам фильмы по 300-400 рублей, при этом на соседней вкладке в любом поисковике вы найдёте такой же бесплатно.

«НТВ-Плюс» долгие годы работал в убыток, «Матч ТВ» с удовольствием перехватил эстафету. Если ранее найти качественную трансляцию в интернете было сложно, то сейчас – дело двух-трёх минут.

Георгий Шаков

Перешедший с «Матч ТВ» комментатор «Okko.Спорт» Роман Гутцайт признал, что регионы России «неоднородны по материальному благополучию», но заявил, что даже житель российской глубинки может найти деньги на просмотр английского чемпионата.

Твит журналиста о том, что годовую подписку стоимостью 3 тысячи рублей в состоянии позволить себе человек с зарплатой в 20 тысяч рублей в месяц, вызвал немало отзывов в соцсетях.

Работавший на «Матч ТВ» журналист Василий Уткин, который допускает сотрудничество с Okko, показательно подписался на спортивный раздел кинотеатра. «Зачем публикую? Хочу, чтобы ****** [победили] монополию. Так понимаю свои зрительские интересы», — отметил он.

Перед этим, 27 июня, Уткин написал в Telegram-канале большой пост о подписках на «Оkko.Спорт» и «Матч ТВ», в которой сравнил их с подорожавшими в магазине огурцами: «Вы задаётесь вопросом, стали ли они лучше, что платить приходится больше? Они стали хуже вообще-то. И дороже».

Электричество дорожает. Бензин дорожает. Аренда техники телевизионной, которая потребляет все вышесказанное, местами очень дорожает. За помещения платишь больше. Вы что, на облаке живёте, что ли? За квартиру не платите?

Если вы возмущены — вам же дают сэкономить. Что у Okko льготная подписка, что «Матч» сохраняет возможность ещё три недели оформить подписку на год по старой цене. И что сидите вы? Вы ведь знаете, что получите за эти деньги. То же, что и раньше. За то же бабло.

Так ныть неконструктивно. Купи сейчас или же, ладно, ной, но тогда по делу: о том, что в стране денег нет, работы нет, все услуги дорожают следом за энергией и топливом. Вот в чём дилемма.

Василий Уткин

#спорт #деньги #подписки #футбол #соцсети