Разборы
Taisia Tikhomirova

«Умные города» в Азии должны были решить проблему перенаселения. Но они разрушают эко-среду и остаются пустыми

Квартиры в таких городах продают дороже обычного, но при этом их строительство вызывает наводнения и эрозию почв.

Модель нового города «Форест Сити» в Малайзии Фото Reuters

Последние 20 лет в Азии и Африке активно строились «умные» города и районы. Их называли технологичными и экологичными утопиями, но жить там оказалось так дорого, что они или увеличивали разрыв между социальными слоями, или вовсе оставались заброшенными — южнокорейский город Сонгдо заполнен меньше, чем на четверть, а в российском Иннополисе живёт всего три тысячи человек.

Альтернатива Сеулу, но лучше

По подсчётам ООН, к 2050 году 68% населения мира будет жить в городах. Приток в городские районы составит 2,5 миллиарда человек, в основном в Азии и Африке. Исходя из такой перспективы, необходимость расширения городов становится очевидной. Проекты «умных городов» должны были решить проблему нерационального использования земельных ресурсов и сделать жизнь человека удобнее и экологичнее, пишет The Guardian.

В южнокорейском «умном» городе Сонгдо, занимающим больше 600 гектаров, мусоропровод заменили подземными трубами, перенаправляющими мусор прямо на переработку, а фонарные столбы снабдили камерами видеонаблюдения. Лифт автоматически приезжает на первый этаж, как только кто-то подходит к дому. Жители видят количество потребляемой электроэнергии в доме и соревнуются с соседями в степени экономичности её использования.

Город Сонгдо в Южной Корее Фото Shutterstock

Как пишет издание CityLab, для жителей Кореи город мог бы стать альтернативой Сеулу, но без многих отрицательных черт столицы — загрязнённого воздуха, многолюдных тротуаров и плотного автомобильного движения. Издание также называет Сонгдо деловой столицей, конкурирующей с Гонконгом и Шанхаем.

Сонгдо, один из первых подобных проектов, стал прототипом множества «умных городов» по всему миру. В дальнейшем идея строительства «высокотехнологичных анклавов» распространилась по всей Азии и Африке. В Индии планируют построить 100 таких городов, в Африке в них вкладывают десятки миллионов долларов, а в Саудовской Аравии собираются построить город Неом, площадь которого будет в 33 раза больше площади Нью-Йорка. Проект города стоит 500 миллиардов долларов и, если верить задумке авторов, «станет ответом Кремниевой долине».

Проблемы «умных городов»

«Умные города» называют панацеей от всех городских проблем — перенаселённости, заторов и загрязнения, но многие из них становятся причиной отчуждения земель, ухудшения состояния окружающей среды и социального неравенства.

В Сонгдо живут всего 100 тысяч человек – он заполнен меньше, чем на четверть. Город планировали достроить к 2015 году, но из-за отсутствия финансирования конец строительства отложили ещё на пять лет. Созданный для рационального распределения территорий и борьбы с перенаселением, город оказался пустым.

Полуостров Эко Атлантик в Западной Африке Фото «Eco Atlantic»

Жители Сонгдо рассказали CityLab, что удобства, технологии и автоматизация многих процессов «умного города» не помогают, а скорее наоборот — усложняют налаживание связей с соседями. Одна из жительниц призналась, что она вынуждена ездить в Сеул для того, чтобы реализовать свои социальные потребности. Идея Сонгдо стать самым экологичным городом также находится под угрозой — несмотря на его компактность, жители предпочитают автомобили, а не велосипеды, как предполагалось.

Когда я впервые приехала сюда зимой, город показался мне очень холодным. Не из-за температуры, а из-за отсутствия тёплого и дружеского общения с соседями. Мы делимся своими жалобами на городских форумах, но не разговариваем лицом к лицу.

Ли Ми-Джанг

В Малайзии «эко-город» Форест Сити, в котором к 2050 году планируется разместить 700 тысяч жителей, оказал разрушительное воздействие на окружающую морскую среду. В 2014 году в Форест Сити начали строительные работы на четырёх искусственных островах без обязательной по закону детальной оценки воздействия на окружающую среду, пишет The Diplomat. Строители разрушили заросли водорослей, входивших в экосистему морского дна и защищавших береговую линию от эрозии. Последствия также ощутили местные рыбаки, которые пожаловались на сокращение улова и разрушение морской экосистемы.

Рабочий разгружает материалы для отвода воды и уплотнения почв в районе Форест Сити  Фото Reuters

Квартиры в Форест Сити оказались настолько дорогими, что большинство жителей округа не смогли позволить себе туда переехать и остались жить в «трущобах». Начальная цена за небольшую двухкомнатную квартиру в жилищном комплексе составила 170 тысяч долларов.

Аналогичная ситуация происходит и на западном побережье Африки. Жить в Эко Атлантик, очередном «умном городе», построенном на искусственном острове и защищённом от климатических катастроф, может позволить себе только богатая нигерийская элита. Остальные вынуждены мириться с наводнениям и береговой эрозией, масштабы которых только увеличились из-за строительства Эко Атлантик.

Российский «IT-город» Иннополис

Улица Иннополиса Фото с официального сайта города 

Иннополис — «IT-город» в Республике Татарстан в 40 километрах от Казани. В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев, президент Татарстана Рустам Минниханов и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заложили на стартовой площадке строительства города капсулу с посланием будущим жителям. Спустя три года состоялась торжественная церемония открытия Иннополиса.

В 2017 году в разговоре с РБК Никифоров заявил, что задача Иннополиса состоит в том, чтобы российские IT-специалисты не уезжали за границу для обучения и работы или переезжали из родного города в Москву, а потом всё равно покидали Россию. Город должен был стать IT-центром страны, разрабатывающим «собственные продукты и технологии» и привлекающим инвесторов. Антон Грачёв, курировавший строительство Иннополиса на начальной стадии, не скрывает, что прообразом города служила Кремниевая долина, пишет «Коммерсантъ».

IT-университет Иннополис Фото с официального сайта города

В Иннополисе построено 16 многоэтажных высокотехнологичных домов и ведется строительство нового жилого квартала на 732 квартиры. Также там расположен единственный российский университет, в котором изучают исключительно IT-специальности. Предполагается, что университет подготовит специалистов, которые далее будут работать в Особой экономической зоне Иннополиса, территории с льготными налоговыми условиями для национальных или иностранных IT-компаний.

Помимо университета и жилых комплексов, в городе работают медицинский и спортивный центры, детский сад, школа, IT-лицей, кампус, жилые дома, технопарк и компании резидентов ОЭЗ. Жители Иннополиса пользуются Telegram-ботами, которые отвечают на вопросы о городе, например, о его истории или расписании автобусов и режиме работы городских учреждений.

TEDX в Иннополисе Фото с официального сайта города

Несмотря на высокотехнологичность города и низкую арендную плату (однокомнатная квартира стоит девять тысяч рублей в месяц), в Иннополисе живёт всего три тысячи человек, хотя к концу 2020 года планировалось заселить его 25 тысячами жителей. Идеолог Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов рассказал РБК, как в 2015 году встретился с первым мэром города и экс-директором Yota Егором Ивановым и сразу сказал, что Иннополис никогда не станет полноценным городом. «Это проект правительств Татарстана и России, которые хотели сделать город для айтишников, но те, кто должен там жить и работать, изначально не участвовали в его создании».

Урбанист Илья Варламов после поездки в Иннополис сказал, что оценивать устройство города пока рано и ему нужно дать время для развития, но отметил много проблем, которые видно уже сейчас — нерациональное строительство дорог, ненужные подземные переходы и «бестолковое и плохо сделанное благоустройство».

Я был восхищён благоустройством Казани, я с восторгом смотрел на новые парки и набережные. Я был уверен, что Иннополис сделали не хуже. А что в итоге? Интересный проект, который почему-то доверили делать каким-то колхозникам, которые застряли в прошлом веке. Которые не следят за современными тенденциями, которые не знают, как сегодня делают города, какие должны быть общественные пространства и улицы. Всё это накладывается на плохое качество работ и эксплуатацию.

Илья Варламов

#урбанистика #экология #иннополис