Разборы
Taisia Tikhomirova

Сибирь накрыло смогом от крупных лесных пожаров. Их не тушат, потому что это «экономически невыгодно»

СМИ описывают ситуацию как «Сибирь задыхается», жители жалуются на дым Путину, но масштаб пожаров только увеличивается.

Весь июль в Сибири продолжаются лесные пожары, из-за которых многие города окутало смогом. Площадь горящего леса превысила миллион гектаров, но большую часть пожаров не тушат ради экономии средств. Смог уже дошёл до Тюменской области и Екатеринбурга, а жители пострадавших районов требуют ввести на территории Сибири режим ЧС.

Пожары в Сибири

Жители Красноярского края страдают от задымления и лесных пожаров с начала июля. Огонь распространился также на Томскую область, Иркутскую область и Ханты-Мансийский автономный округ. По данным на утро 24 июля, площадь пожара в Красноярском крае составила 845 тысяч гектаров, а общая площадь пожаров во всех регионах — 1,3 миллиона гектаров.

Сейчас на особом контроле МЧС находятся девять населённых пунктов, где лесные пожары действуют в 20-километровой зоне. Наибольшее внимание уделено поселку Куюмба, где живут 202 человека. Огонь подошёл к поселку ближе, чем на 5 километров. Между горящим лесом и населённым пунктом вырубили все деревья, через которые огонь мог перекинуться на посёлок.

Карта пожаров в Сибири Фото «Тайга.Инфо»

Дым от пожаров дошёл до Западной Сибири. Смог окутал Новосибирск, Красноярск, Томскую область и Хакасию. На территории Новосибирской области, Алтайского края и Кузбасса ввели режим «чёрного неба», предписывающий предприятиям сократить выбросы на 15-20 процентов. В Тюменской области жители жалуются на запах гари, а в Екатеринбурге замечен смог.

Почему пожары не тушат

Несмотря на масштабы бедствия, из 1,3 миллионов гектаров горящего леса пожарные работы проводятся только на 200 тысячах гектаров. Обосновывается это тем, что тушить пожары экономически невыгодно.

Основная территория пожаров находится в труднодоступных районах, где стоимость тушения превышает размер возможного ущерба. Леса там не тушат по решению региональной комиссии по ЧС. Глава правительства Красноярского края Юрий Лапшин признал, что пожары не тушат ради экономии средств, но добавил, что в районах с даже гипотетической угрозой для населённых пунктов «необходимо наращивать группировку и работать по кромкам огня».

Глава Рослесхоза Александр Агафонов заявил, что использование авиации для тушения лесов разорит федеральные власти. «Ил-76 МЧС берёт 20 тонн воды и сбрасывает на участок в километр. Сколько же тогда нужно воды и топлива, чтобы потушить пожар в тайге?» — сказал Агафонов.

Смог в Тюмени 24 июля 2019 Фото Ирина Шарова

Эколог и активист ОНФ Андрей Баздырев раскритиковал бездействие властей. По его мнению, Рослесхоз не осознаёт серьёзность ситуации, а ущерб от пожаров может составить миллиарды рублей. Активист считает, что происходящее «показывает неготовность профильных ведомств к подобным ситуациям».

Бывший начальник департамента природных ресурсов, эколог, профессор ТГУ Александр Адам считает, что на тушение лесов, скорее всего, «не хватает мощностей» и напоминает о пожарах в Томской области в 2012 году, когда леса потушили только дожди.

Реакция местных жителей

Дым от лесных пожаров начал распространяться далеко на запад Сибири. Помимо Красноярска, находящегося в 700 километрах от эпицентра пожаров, сообщения о смоге поступают из Иркутской области, Якутии и Тувы. Региональные власти заявляют, что всё под контролем и паниковать не нужно.

Рыбак на берегу Енисея, окружённый смогом от лесных пожаров Фото Ильи Наймушина, Reuters

Жители Красноярского края пожаловались изданию «Сибирь. Реалии» на ухудшение самочувствия и затруднённое дыхание. Одна из жительниц даже подумала, что лес горит совсем рядом с городом, — настолько сильный был смог.

Жить ведь невозможно нормально. Голова болит, в горле першит. Четырехлетняя дочка кашляет прямо до рвоты. Руки и ноги чешутся у всех. Вот только же вроде отпустило – на прошлой неделе дым так же Красноярск накрывал, да ушёл наконец. И опять по новой! Это такое отчаяние, прямо до слёз. Вы не поверите: я по ночам вставала, чтобы у ребёнка дыхание проверить, боялась, что она уже не дышит.

Ольга Мироненко

22 июля на сайте Changе.org появилась петиция за введение режима ЧС на всей территории Сибири. По мнению авторов петиции, это может помочь регионам получить дополнительное финансирование для тушения лесных пожаров, и выгорание лесов будет остановлено. Петицию подписали более 65 тысяч человек.

Бороться с бездействием властей также призвали активисты проекта Nebo.Live. Они предложили жителям Красноярска вместе написать в администрацию президента и сообщить о том, что в Красноярском крае «горит огромная площадь леса, и мер принимаемых, мягко говоря, недостаточно». Несмотря на повышенную степень загрязнения воздуха, режим «черного неба» в Красноярске введён не был.

Активисты движения «За чистое небо» в свою очередь призвали горожан 25 июля выйти на улицы города в респираторах и противогазах. Таким образом они надеятся обратить внимание на проблему задымлённости города.

Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен
Блок instagram недоступен

#пожары #пожарывсибири #разборы