Разборы
Alexander Uspenskiy

Горящая Сибирь — это норма?

В июле 2019 года пожаров было в два раза больше, чем обычно.

Пожары в Сибири взбудоражили российское общество и мировые СМИ: дым от пожаров угрожает Арктике, а президент США предложил помощь в их тушении. В России разгорелась дискуссия, надо ли тушить пожары, или они являются нормой для лесов.

TJ посмотрел, как часто горит восточная часть страны.

Ежегодная проблема

Сибирский федеральный округ — на втором месте в России по площади лесов после Дальневосточного федерального округа и на первом по доле леса на территории (здесь и далее данные до перевода Бурятии и Забайкальского края в ДФО). Но обычно Сибирью называют не только федеральный округ, а всю территорию за Уралом. Для неё характерно неравномерное распределение населённых пунктов — люди живут в основном на юге. За последнюю неделю июля 2019 года больше всего пожаров наблюдалось к северу от озера Байкал, Иркутска и Красноярска.

За первые семь месяцев 2019 года наибольшая площадь пожаров была зафиксирована в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области. Во всех трёх регионах этот показатель выше, чем годом ранее. В Иркутской области он вырос в четыре раза.

Всего в СФО и ДФО площадь лесных пожаров с начала 2019 года составила 6,3 миллиона гектаров — по предварительным данным, это почти в два раза больше, чем пройдено пожаром за весь 2018 год в стране. По данным со спутников, количество термоточек пожаров в июле 2019 года превышало среднегодовые значения 21 века в два раза.

По количеству случаев лесных пожаров Красноярский край и Иркутская область традиционно впереди. За последние 10 лет только однажды Сибирский федеральный округ не занял первое место — в 2010 году. Тогда больше горела густонаселённая европейская часть России.

Якутия берёт первенство гектарами. В начале 21 века в этой республике пожар поглотил наибольшую площадь леса, но по расходам на тушение Якутия не была впереди всех. Это объяснимо маленькой плотностью населения.

Среди причин возгораний в 2019 году называют сухую погоду и человеческий фактор. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разобраться, не поджигали ли лес для сокрытия незаконных вырубок. Экологи бьют тревогу, что пожары уничтожают лес. С начала 21 века его количество в Сибири значительно уменьшилось. По оценке Гринписа, площадь диких лесов в России сократилась на более 18 миллионов гектаров. В Сибири лес в 80% случаев погибает из-за пожаров. При этом от огня ежегодно погибает 1% и меньше от всего леса страны.

Общие потери леса за 2000-2018 годы (красное)

Global Forest Change

Данные Росстата говорят, что с 2000 по 2012 годы в России на корню сгорели 477 миллионов кубических метров леса, а с 1992 года — 722 миллиона. Больше всего сгорело в Хабаровском крае. В одном только 1998 году в нём погибли 125 миллионов кубических метров (около 2 миллиона гектаров). Ущерб, нанесённый тогда здоровью жителей края, ООН оценило в 31 миллион долларов.

Как и в прошлом, одну из главных опасностей представляет дым, накрывший около 600 населённых пунктов России — не только для жителей соседних с лесом городов, но и для Арктики и Америки. Пожары также связывают с приближением глобального потепления.

Можно не тушить

Факт пожара не означает, что его обязательно нужно тушить. По закону местные власти в рамках специальной комиссии могут оценивать, насколько угрожает пожар населённым пунктам и лесному фонду. Существуют зоны контроля, где не тушат пожары. Обычно это труднодоступные территории без населения. Сейчас около 90% пожаров происходят именно в этих зонах. Если возгорание находится далеко от людей, а на его ликвидацию потратят больше денег, чем нанесёт ущерб экономике потеря древесины, то тушение могут прекратить или не начинать.

Один из главных упрёков в нынешней ситуации связан именно с этим правилом. Властей подозревают в нежелании тушить пожар, когда он был ещё не таким масштабным, и разграничении слишком больших зон контроля. В общем по России ежегодно около 70% лесных пожаров ликвидируется в течение суток после обнаружения. В регионах, где сейчас бушует огненная стихия, лес наоборот оставляют догорать.

Фразы о нехватки денег и экономической невыгодности тоже связаны с этим правилом. Формально местные власти и МЧС правы: денег на тушение всех пожаров действительно нет. На основе официальной оценки было посчитано, что тушение всех сибирских пожаров на июль обошлось бы в 1,8 триллиона рублей — это 10% российского бюджета.

В связи с общественной значимостью и интересом за рубежом сибирские пожары стали ещё и политической проблемой. Федеральные власти обратили на них большое внимание, к тушению подключилось Минобороны. Госдума предлагает пересмотреть закон о лесных пожарах и зонах контроля. Борьбе с катаклизмом должны помочь обильные дожди, но в ближайшую неделю их не прогнозируют.

#разборы #пожарывсибири