Разборы
Женя Кузьмин

Трамп снова связал видеоигры с массовыми расстрелами в США. Против выступили разработчики, СМИ и соцсети

На фоне двух «шутингов» за сутки представители индустрии, журналисты и интернет выступили единым фронтом.

Фото Getty

Что случилось в Эль-Пасо и Дейтоне

3 августа в США произошло два массовых расстрела с разницей в 13 часов. Сначала 21-летний Патрик Крузиус (Patrick Crusius) устроил бойню в супермаркете Walmart техасского города Эль-Пасо. Через несколько часов случилась стрельба возле бара в Дейтоне, штат Огайо — её начал 24-летний Коннор Беттс (Connor Betts). Жертвами двух нападений стали 32 человека, ещё несколько десятков получили ранения.

Эти случаи массового расстрела никак не связаны между собой, единственное, что их объединяет — то, что это произошло в течение одного дня. Крузиус вдохновлялся нападением на мечети в Новой Зеландии и даже опубликовал свой манифест на имиджборде 8chan, где рассуждал о «латиноамериканском вторжении в Техас». Из-за манифеста Cloudflare прекратил обслуживание сайта.

Про мотивы Беттса известно меньше: в отличие от Крузиуса, его во время нападения на бар застрелила полиция. Перед этим американец успел убить девять человек, включая собственную сестру. По данным СМИ, в старших классах Беттса отстраняли от занятий за создание «расстрельного списка», куда тот включил других школьников.

Патрик Крузиус входит в торговый центр — кадры с камеры видеонаблюдения

Политики против игр

После двух «шутингов» в США в очередной раз заговорили о том, почему в стране так часто устраивают массовые расстрелы. И республиканские политики начали связывать возросшую жестокость с популярностью видеоигр.

Вскоре после стрельбы в Эль-Пасо вице-губернатор Техаса (штат, где находится город) Дэн Патрик выступил в эфире «Fox & Friends», где попросил федеральные власти «сделать что-то с игровой индустрией».

Позже на другом шоу Fox появился лидер республиканского меньшинства в Сенате Кевин Маккартни, который поддержал коллегу. «Мы видели исследования, где показывали, что игры делают с людьми. Посмотрите на фото [расстрелов], вы можете увидеть то же самое в играх», — заявил он. По мнению Маккартни, возможность стрелять по людям «дегуманизирует» геймеров, и это станет ещё большей проблемой в будущем.

5 августа о негативном влиянии видеоигр заговорил уже Дональд Трамп. Президент США провёл пресс-конференцию, где сделал заявление по поводу произошедшего в Дейтоне и Эль-Пасо. Трамп призвал остановить «романтизацию насилия» в обществе. По мнению президента, её во многом обеспечивают две вещи — игры и интернет.

Мы должны остановить романтизацию насилия в нашем обществе. Её среди прочего обеспечивают шокирующие и ужасные видеоигры, которые сейчас повсюду. Проблемной молодёжи сегодня легко погрузиться в культуру, которая восхваляет насилие. Мы должны остановить это или значительно снизить.

Дональд Трамп

Трамп не впервые поднимает тему насилия в видеоиграх. В 2018 году он уже проводил параллели между «жестокостью» в индустрии и стрельбой в Парклэнде. «Я слышал, что жестокость в видеоиграх всё больше влияет на молодёжь», — утверждал президент.

Статистика на стороне видеигр

Влияние видеоигр, а точнее — жанра шутеров, достаточно часто связывают с преступлениями молодых людей. В The New York Times вспомнили, что первые обвинения начались ещё в 1990-х, когда на пике популярности были Wolfenstein 3D и Doom. С тех пор эта тема всплывала после многочисленных «шутингов» — от знаменитого «Колубмайна» до Дейтона.

Игра  Wolfenstein 3D Фото Alamy

В ответ на заявления Трампа и других политиков сразу несколько американских СМИ опубликовали материалы, критикующие связь игр и массовых расстрелов последних лет. Канал CNN привёл несколько аргументов о том, почему позиция республиканцев ошибочна и почему искать причины «шутингов» следует в других сферах.

  • Некоторые исследования действительно находят связь между видеоиграми и агрессивным поведением детей. Но агрессия — ещё не убийство. Исследований, доказывающих влияние игр на желание устроить массовый расстрел, до сих пор нет;
  • Даже наоборот: существует сразу несколько исследований, доказывающих, что увлечение видеоиграми не ведёт к «жестокому поведению». К таким выводам независимо друг от друга пришли учёные из США и Британии.

Издание Vox ответило на всё обвинения одним графиком: журналисты сравнили страны-лидеры в потреблении видеоигр с тем, сколько насильственных смертей от огнестрельного оружия там произошло за 2017 год. Только одна страна показала аномально высокие результаты — США.

Журналисты The New York Times подчёркивают: в Японии и Южной Корее очень развитый рынок видеоигр, но, несмотря на популярность шутеров, массовых убийств в этих странах почти нет. В то же время в этих странах гораздо более строгие законы о ношении оружия по сравнению с США.

При этом в онлайн-манифесте Крузиуса действительно упомянуты видеоигры: в одном из моментов он отсылается к шутеру Call of Duty. Но доктор Джеймс Эйвори, изучающий медиа и видеоигры в университете Верджинии, советует не делать из этого никаких выводов: «Конечно, некоторые убийцы играют в игры. Но это как сказать, что преступник носит ботинки, а значит обувь повышает уровень преступности».

#VideogamesAreNotToBlame

Высказывание Трампа про жестокость видеоигр и их связь с убийствами вызвало широкую реакцию в соцсетях. Пользователи запустили в Твиттере флешмоб с хэштегом #VideogamesAreNotToBlame («Видеоигры не виноваты»), раскритиковав попытку политиков «свалить всё на игры».

К флешмобу присоединились популярные блогеры, стримеры, киберспортсмен и представители индустрии.

Также Трампу ответила организация ESA, которая проводит одну из крупнейших игровых выставок E3 (Electronic Entertainment Expo). Её представители тоже подчеркнули, что игры популярны по всему миру, но такое количество массовых убийств происходит только в США.

Больше 165 миллионов американцев играют в видеоигры — так же, как и миллиарды людей по всему миру. Но в других обществах, где игры распространены так же широко, как в США, нет столь же трагически высокого уровня насилия.

из заявления ESA

#разборы #видеоигры #соцсети