Разборы
Аня Бегиашвили

«Чего ждать? Дальше будет хуже»: пенсионеры, парашютистка и программист о том, почему ходят на митинги

TJ поговорил с москвичами, которые поучаствовали в акции против репрессий.

Пенсионерка Светлана перед началом шествия против репрессий

Летом 2019 года в Москве регулярно проходили протестные акции, от марша за свободу Ивана Голунова 12 июня до протестов против недопуска кандидатов на выборы в Мосгордуму. 31 августа в городе прошло шествие против политических репрессий. TJ побывал на акции и пообщался с москвичами, которые провели лето на митингах.

Светлана, пенсионерка

Я ходила на все акции за честные выборы, которые проходили этим летом. А как иначе? У нас образовывается гражданское общество. Раньше мы жили так, как от нас хотели власти, не знали законов. Я считаю, у нас хорошая конституция, и надо отстаивать её соблюдение.

Сегодняшнее шествие снова не согласовали, хотя мы проводим мирные акции в рамках закона. Молодых ребят задерживают, ломают им судьбы. Меня и саму задержали 12 июня. Но мы не можем бояться и молчать.

Нам по-прежнему врут, подтасовывают выборы, наших депутатов не допустили. Чего ждать? Дальше будет хуже.

Евгения, юристка

Я ходила на предыдущие митинги, повезло, что меня ни разу не задерживали. Очень правильно, что люди стали регулярно выходить на акции. Многие думают, что митинги бесполезны, но это не так. Чем больше людей будет выходить, тем скорее мы привлечём внимание к проблеме.

Митинги — наш законный способ высказать недовольство. От властей нужно требовать того, что нам полагается по закону.

Я подключилась к системе «Умного голосования» (предложенная Алексеем Навальным система голосования: голос надо отдавать за самого сильного кандидата не от «Единой России» — прим. TJ) и буду 8 сентября голосовать за самого сильного кандидата из тех, кто будет. Моего кандидата до выборов не допустили.

Игорь, программист

Конечно, меня пугает, что после 27 июля к уголовному делу о массовых беспорядках могут привлечь практически любого выходящего на акцию. Я иду и оглядываюсь, нет ли полиции, на улице находиться некомфортно.

Я не выхожу на митинги совершенно спокойным. Как и всем, мне есть, что терять.

Не знаю, что будет дальше, но, мне кажется, акции не прекратятся. Основная задача — показать, что мы есть, мы существуем. Так мы создаём инфоповод, чтобы люди увидели: мы не такие, какими нас представляют пропагандистские каналы.

Я прописан не в Москве. Очень хотел бы проголосовать 8 сентября у себя на родине, но не смогу этого сделать. Поэтому в этом году я впервые пойду на выборы наблюдателем.

Студентка Мадина на Чистопрудном бульваре

Мадина, студентка

Я собиралась голосовать на выборах в Мосгордуму за Константина Янкаускаса. Наших кандидатов так и не допустили на выборы, поэтому мы продолжаем выходить.

Если сидеть дома, ничего не изменится.

Сегодня я протестую против жестокости полиции и политических репрессий. Я продолжу протестовать и после 8 сентября, потому что то, что происходит с фигурантами дела о массовых беспорядках, недопустимо.

Владимир, пенсионер и велосипедист

Моих бабушку и дедушку убили в сталинские времена, потому что они выходили и отстаивали свои права. И я хожу на все подобные акции. Понятное дело, число участников сократилось, у всех своя жизнь и каждый выбирает сам. Я сегодня приехал сюда.

Голосовать на выборах в Мосгордуму не за кого, все уже назначены. Не знаю, есть ли смысл в порче бюллетеней, ведь вбросят столько, сколько будет нужно. Но на выборы надо идти, мы же граждане. Тут тупиковая ситуация.

Ни о каком гражданском долге речи идти не может, потому что долг — он, как любовь, должен быть взаимным.

Мария, парашютистка

Понятно, что когда выходишь и проявляешь гражданскую активность, возникает риск. Мы уже видели много всего: и «Болотное дело», и дело Ильдара Дадина, которого посадили после многократных пикетов. Меня тоже задерживали на митингах, но это то, на что ты идёшь.

На акции 27 июля было очень много народу. Сейчас, конечно, поменьше. Кто-то выдыхается, кого-то пугают уголовные дела, но люди всё равно выходят.

Я вижу, как заступаются друг за друга студенты, как выступают учёные, и не чувствую атмосферы страха.

После 2014 года людей стравливали из-за Украины, но сейчас тема войны уже не работает, многие начинают просыпаться и видят, как всё разваливается. Молодёжь понимает, что можно жить по-другому. У нас два пути: либо полный тоталитаризм, либо изменения. Я думаю, так или иначе всё изменится, это движение необратимо.

#митинги #протесты #допусквдуму #мнения