Вы достигли предела
По курсу — карьерное препятствие
Что дальше?
Разборы
Даша Карпович
3996

Дом у взлетной полосы: седьмая зона, закон и шумный вопрос

Чтобы понять насколько вредно (и опасно ли вообще) жить у аэропорта, мне пришлось разобраться в законе, перелопатить три десятка новостных сайтов и познакомиться с экологом.

В закладки

«Зона отчуждения»

Еще летом прошлого года все аэропорты в России были обязаны установить на приаэродромных территориях границы седьмой подзоны. В пределах этой условной линии не допускается жилое строительство ни в каких формах. Дома, дачи, базы отдыха и т.д. – запрещены. Однако, по данным к началу 2019 года, требования выполнили лишь 10 аэропортов из 200.

У приаэродромных территорий (ПАТ) существует семь зон. Все они различаются по жесткости мер ограничения строительства. Например, в первой подзоне, которая находится ближе всего к взлетным полосам, могут размещаться только обслуживающие аэропорт здания. В пятой – запрещены опасные производственные объекты. А в седьмой, самой большой, нельзя строить жилые дома. Нельзя, потому что считается, что уровень шума и выбросы вредных веществ в ней выше нормы.

Эти нормы и правила, которые относятся к приаэродромным территориям прописаны в федеральном законе № 135-ФЗ. В последней редакции этого закона, которая вышла 1 июля 2017 года было указано, что те аэропорты, которые не установят границы ПАТ до 1 января 2018 года, будут привлекаться к ответственности. Но сроки вышли, а уложились в них только 5%.

По данным Администрации Санкт-Петербурга, Пулково актуализировал границы своей приаэродромной территории только в начале 2019 года. Сейчас она составляет 20 километров. Ориентир линии на юге – поселок Малое Верево, на западе – Петергоф, на севере – территория Петроградской стороны, а на востоке – за Металлостроем и Усть-Ижорой. Теперь вся застройка в этой «зоне отчуждения» должна согласовываться с Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением Росавиации.

Про закон и несостыковки

Есть две причины, по которым введены ограничения на проживания в седьмой зоне. Первое – шум от пролетающих самолетов. Второе – превышение предельно допустимой нормы концентрации вредных веществ в воздухе (опять же из-за самолетов).

Интересно, что существующий закон никак не разделяет шум от двигателя самолета и гул от обычной, например, вентиляции. Кроме того, нигде не делается акцент на продолжительность этих звуков и различия в их характеристиках.

Еще четыре года назад для авиационного шума существовала смягченная норма в 10 децибел. Иными словами, звук от самолета мог превышать норму техногенных шумов на 10 дБ. Но в 2015 году Росстандарт отменил это правило и уровень шума стал считаться завышенным, а соблюдать требования стало непросто.

По существующим нормам, граница седьмой подзоны может быть размером до 40 км. Возьмем, например, Внуково – расстояние от взлетных полос до края ПАТ у столичного аэропорта колеблется от 11 до 42 км. Российское законодательство не разделяет крупные и мелкие аэропорты. Это значит, что если аэропорт находится на небольшом острове, то при установке седьмой зоны ПАТ в соответствии с законом, может вообще не остаться места под жилое строительство.

А в некоторых случаях жить рядом со взлетной полосой намного безопасней, чем в отдалении от нее. Это касается, например, исследовательских станций на Крайнем Севере и в тайге где от каждого лишнего километра может зависеть жизнь человека.

Проблема лежит на поверхности. Закон нужно скорректировать так, чтобы при установке приаэродромных территорий были учтены все параметры отдельно взятых аэропортов. В этот список входят: частота рейсов, типы воздушных судов, территориальное окружение аэропорта и инфраструктура, функционал аэропорта, характеристики местности, плотность населения на соседствующих территориях и еще ряд параметров.

Все просто – логичный закон проще исполнять. А чем он понятней – тем эффективней.

Жить нельзя уехать (где ставить запятую?)

На самом ли деле жить рядом с аэропортом так страшно и опасно для здоровья? Разберем самые распространенные опасения: риск падения самолета, шум и выбросы.

Если говорить о рисках падения воздушного судна, то всем давно известно, что самолет – одно из самых безопасных транспортных средств. Поэтому не совсем логично учитывать этот риск при покупке дома. Сами посудите, вы же не откажетесь от покупки жилья на первом этаже только из-за того, что в него может врезаться мотоцикл или автомобиль. А это, кстати, говоря, более вероятно, чем попадание самолета в ваше жилье.

Что касается шума, то этот пункт очень индивидуален. Если аэропорт совсем маленький, то вам не доставит дискомфорта 2-3 раза в день слышать гул двигателя над головой. Кроме того, обилие на рынке элитной недвижимости вблизи аэропортов показывает, что многих вовсе не смущает этот гул.

Теперь о выбросах. В процессе рабочей практики мы сравнивали концентрации выбросов в аэропорту и на дорогах. Если детально разбирать их химический состав, то разница получится не такой уж и существенной. Проживая в большом городе, вы получаете большую дозу вредных веществ от выхлопных газов, чем жители окраины ПАТ. Кроме того, к моменту достижения седьмой полосы, воздушное судно поднимается примерно на 300 метров в высоту. Пока выбросы достигнут земли опускаясь с такой высоты они уже не будут превышать норму.

Ольга Зацепина
руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group

Получается, что если вы собираетесь приобрести дом или квартиру рядом с аэропортом, самым правильным решением будет - заказать экологическую экспертизу жилого помещения в специализированной лаборатории. Эксперты оценят качество воздуха, проведут замеры уровня шума и вибрации. На руках у вас будут все данные, которые помогут принять взвешенное решение. Идеально, если у вас есть возможность «протестировать» дом хотя бы две недели. Тогда вы точно определитесь для вас ли романтика взлетающих самолетов или же тишина превыше всего.

{ "author_name": "Даша Карпович", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 16, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "analysis", "id": 115750, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Sep 2019 16:21:57 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ Отключить рекламу
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Настоящий коктейль

1

Если говорить о рисках падения воздушного судна, то всем давно известно, что самолет – одно из самых безопасных транспортных средств. Поэтому не совсем логично учитывать этот риск при покупке дома. Сами посудите, вы же не откажетесь от покупки жилья на первом этаже только из-за того, что в него может врезаться мотоцикл или автомобиль. А это, кстати, говоря, более вероятно, чем попадание самолета в ваше жилье.

Что касается шума, то этот пункт очень индивидуален. Если аэропорт совсем маленький, то вам не доставит дискомфорта 2-3 раза в день слышать гул двигателя над головой. Кроме того, обилие на рынке элитной недвижимости вблизи аэропортов показывает, что многих вовсе не смущает этот гул.

Теперь о выбросах. В процессе рабочей практики мы сравнивали концентрации выбросов в аэропорту и на дорогах. Если детально разбирать их химический состав, то разница получится не такой уж и существенной. Проживая в большом городе, вы получаете большую дозу вредных веществ от выхлопных газов, чем жители окраины ПАТ. Кроме того, к моменту достижения седьмой полосы, воздушное судно поднимается примерно на 300 метров в высоту. Пока выбросы достигнут земли опускаясь с такой высоты они уже не будут превышать норму.

  ****** ******** руководитель департамента экологического проектирования ************

Ответить
0

Привет, спасибо за текст! Подправлю немного оформление, если ты не против

Ответить
–1

Привет! Я только за!;)

Ответить
0

👍

Ответить
0

В ла у аэропорта лакс в северной части построили суперсовременный район плаця виста и все там ок, через забор аэродром.

Ответить
Обсуждаемое
Спорт
Болид «Формулы-1» развалился на две части и загорелся на Гран-при Бахрейна. Гонщик выжил
Ромен Грожан провёл в огне 32 секунды.
Животные
В Московском зоопарке тушканчики впали в спячку. На это время их прячут в холодильники
Зоологи контролируют вес животных во время сна, чтобы те не похудели слишком сильно.
Путешествия
Что делать, если полиция острова Бали нашла у тебя наркотики?
Эта статья – своего рода инструкция для тех, кто по своей наивности или легкомыслию нарушил закон Индонезии о хранении наркотиков и оказался на первом этапе многоуровневого квеста индонезийского правосудия.
Популярное за три дня
Новости
Ведущую программы «Час суда» приговорили к двум годам условно за мошенничество
По данным «МК», Елена Дмитриева помогала одной из сторон в конфликте бизнесменов, пытавшихся разделить совместное предприятие.
Интернет
Скальперы, укравшие Рождество: как перекупщики при помощи ботов лишают людей новых PS5 и других востребованных товаров
Раньше это уже проходили с билетами и кроссовками. Но из-за пандемии и перехода покупок в онлайн произошёл новый взлёт спекулянтов — и ситуация вышла из-под контроля.
Наука
Эпидемия летаргии: заснувшие навсегда
Вас когда-нибудь преследовал кошмар, в котором вам снится, что вы не можете проснуться?

Комментарии

null