Разборы
Дамир Камалетдинов

Клиент «Тинькофф банка» рассказал о краже 5,3 млн рублей со счёта юрлица. В банке считают, что он мог сделать это сам

По версии организации, клиент мог легализовать средства через фирму-однодневку.

Фото Reuters​

9 октября пользователь Фейсбука Михаил Жуховицкий рассказал о краже 5,3 миллиона рублей рублей из «Тинькофф банка». По словам мужчины, неизвестные похитили деньги со счёта юрлица его друга с помощью подложных документов, которые принял банк.

Жуховицкий обвинил сотрудников банка в сговоре с преступниками, но в «Тинькофф» считают, что всё было иначе. По версии компании, клиент вёл фирму-однодневку и сам хотел вывести деньги таким способом.

Клиент утверждает, что деньги похитили неизвестные по фальшивым документам

Жуховицкий рассказал, что в общей сложности похитили 5 миллионов 314 тысяч 811 рублей. Он утверждает, что его друг получил деньги от клиентов и спустя три дня заметил, что они пропали со счёта. В выписке значилось, что их перевели двум физлицам — Романову Максиму Николаевичу и Коноваловой Людмиле Юрьевне.

После этого друг Жуховицкого поехал в единственное физическое отделение «Тинькофф банка» на Волоколамском шоссе. Там рассказали, что перевод провели на основании «Удостоверения комитета по трудовым спорам».

Расшифровывается так: удостоверение комиссии по трудовым спорам. По факту, это просто писюлька на одну страницу А4, где написано, что юрлицо моего друга задолжало зарплату Максиму и Людмиле. То есть встретились Макс и Люда, и решили своим трудовым коллективом, что им должны денег. Сами и подписали эти документы.

из поста Жуховицкого на Фейсбуке

По версии Жуховицкого, банкам запретили принимать удостоверения КТС несколько лет назад, поэтому их не обрабатывает «ни один вменяемый банк». Однако «Тинькофф» принял и перечислил деньги физлицам на основании документов, якобы не проверяя, числятся ли они сотрудниками.

Юрлицу моего друга всего два месяца. Людмила в своей бумажке написала, что ей за два месяца работы задолжали три миллиона рублей. Максим, что ему тоже должны три миллиона рублей. Всё это никак банк не смутило. Обычная зарплата рабочих в маленькой строительной фирме.

из поста Жуховицкого на Фейсбуке

Жуковицкий отметил, что «Тинькофф» отказался предоставлять клиенту документы, по которым провели перевод, и предложил ему обратиться в полицию. Друг Жуховицкого написал заявление в полицию. Сотрудники МВД, которым также не выдали документы в «Тинькоффе», поехали в Райффайзенбанк, где открыты счета у получивших деньги физлиц.

В «Райфе» служба безопасности сразу показала картинки с банкоматов. Там человек в медицинской маске и латексных перчатках снимает деньги по карточкам со счетов этих физиков. То есть сразу видна работа ОПГ. К полиции вопросов нет, ищут злодеев.

из поста Жуховицкого на Фейсбуке

​Кадр с камеры наблюдения «Райффайзенбанка», где якобы видно человека, снимавшего деньги Фото из публикации Михаила Жуховицкого на Фейсбуке​

По словам Жуховицкого, «Тинькофф» принял «нарисованные бумажки», в которых не было логики юридической силы. Мужчина отметил, что по всем вопросам менеджер банка отправляла пострадавшего и полицию в колл-центр или онлайн-чат.

Полиция пыталась объяснить сотрудникам банка, что им сейчас важно узнать хоть что-то, злодеев ещё можно найти по горячим следам. Нет. Пишите запрос. Ответим в течении 30 дней. Сотрудники полиции (УЭБиПК) удивились не меньше, чем мой друг. Обычно, банки идут навстречу при хищениях.

из поста Жуховицкого на Фейсбуке

Жуховицкий обвинил банковских сотрудников в сговоре с преступниками и предположил, что таких случаев может быть больше. Он уточнил, что после вывода денег банк заблокировал счёт друга — и тот оказался «в коматозе». К истории Жуховицкий приложил скриншоты заявления в полицию, выписки, платёжки и фотографию мужчины, обналичившего перевод.

В «Тинькофф банке» утверждают, что клиент сам хотел вывести деньги

Через несколько часов после публикации Жуховицкого «Тинькофф банк» рассказал свою версию произошедшего. В компании пояснили, что в описанной истории «слишком много несостыковок», а все данные полиции предоставили 27 сентября.

В описанной истории с ООО «Пегас» — слишком много несостыковок. Кроме того, большинство утверждений в этом посте о якобы имевших место фактах не соответствуют действительности. К сожалению, клиент решил разбираться с данной ситуацией не напрямую с банком или самостоятельно, а через аккаунт своего друга в Фейсбуке.

из комментария «Тинькофф банка»

Согласно публикации «Тинькофф банка», клиенту открыли счёт 7 сентября, а уже 12 сентября на счёт фирмы поступило 5,5 миллиона рублей за строительные работы. По данным банка, из-за «сомнительных» контрагентов финансовый мониторинг устроил проверку и запросил у клиента подтверждающие документы.

Как отметили в «Тинькофф», компания имеет признаки фирмы-однодневки с номинальным директором. Например, одним из показателей стало то, что в виде основной деятельности у организации была указана категория «деятельность рекламных агентств». При этом 5,5 миллиона рублей компания получила за укладку бордюрного камня.

Выписка из ЕГРЮЛ об ООО «Пегас» Скриншот «Тинькофф банка»

В банке также рассказали, что после получения запроса на предоставление документов клиент начал расспрашивать в чате о выводе средств с помощью удостоверений КТС. Для доказательства компания предоставила скриншоты переписки.

Как пояснили в «Тинькофф», удостоверения КТС могут получить сотрудники любой компании от Комитета по трудовым спорам, если им не платят зарплату или премии. По закону, банк обязан удовлетворить такие удостоверения (пункт 4 статьи 12 закона 229-ФЗ).

Скриншот «Тинькофф банка»

Скриншот «Тинькофф банка»

Скриншот «Тинькофф банка»

В «Тинькофф банке» подчеркнули, что клиент спрашивал в чате о выплатах для «работников», хотя, судя по заявлению в полицию, был единственным в штате. При этом до проведения перевода банк позвонил гендиректору на контактный номер, указанный при открытии счёта. Он подтвердил исполнение двух КТС из четырёх, назвав ФИО сотрудников-получателей и точные суммы в удостоверениях.

По двум остальным КТС клиент ответил, что самостоятельно рассчитался с сотрудниками. Это подтверждается записями звонков, которые банк предоставит полиции для проведения расследования.

из комментарий «Тинькофф банка»

Жуховицкий заявил об информационной атаке

После ответа «Тинькофф банка» оригинальная запись пропала из Фейсбука Жуховицкого. Однако спустя некоторое время он опубликовал её полную копию с пояснением, что на первую публикацию «пошла информационная атака», а ко всем скопировавшим текст ресурсам «готовится иск».

Сначала в комментарии пришли боты. Потом текст принудительно снесли. Ко мне и всем ресурсам, копировавшим материал, готовится иск.

из второй публикации Михаила Жуховицкого

Он также ответил на комментарий «Тинькофф банка», заявив, что на записи звонка не слышно голоса гендиректора. По его словам, переписку в чате вели с устройства с «другим IP и IMEI», а изменения в категорию основной деятельности ОКВЭД просто не успели внести.

Как я понял, злоумышленники скопировали или задублировали личный кабинет. Как это технически реализуется — не знаю. То, что общение с банком по КТС шло с других IP адресов, банк абсолютно не смутило. «Тинькофф» пишет, что компания с признаками «однодневки». Банк две недели назад открыл счет этой компании и их ничего не смущало.

из второй публикации Михаила Жуховицкого

Жуховицкий не исключил возможности суда с банком. Однако, по его словам, на подачу в арбитражный суд, первую инстанцию, апелляцию и исполнительное производство уйдёт минимум год времени и 200 тысяч рублей, «а жизнь человека сломана уже здесь и сейчас».

В «Тинькофф банке» отметили, что готовы сотрудничать для выяснения всех деталей лично с генеральным директором ООО «Пегас». В банке также рассказали о тесной работе по делу с полицией и пообещали держать в курсе ситуации.

#банки #деньги