Михаил Каабак
Фото Григория Сысоева, РИА «Новости»
Из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей уволили трансплантологов Михаила Каабака и Надежду Бабенко. Они проводили операции по пересадке почек детям с низким весом, используя препарат алемтузумаб, который не одобрен Минздравом для применения в трансплантации.
В других российских клиниках детям весом меньше 10 килограммов не пересаживают почки. Родители больных, ожидавших операции, выступили в поддержку врачей. В Минздраве и НЦЗД утверждают, что увольнение Бабченко и Каабака не повлияет на лечение.
Препарат алемтузумаб по инструкции не предназначен для трансплантации. Схема Каабака считается экспериментальной
В 2006 году Каабак и Бабенко начали применять в трансплантации схему иммуносупрессии с алемтузумабом. Согласно протоколам Минздрава, этот препарат может использоваться для лечения рассеянного склероза. Так как государство не закупает алемтузумаб для детских трансплантаций, этим занимались благотворительные организации.
В НЦЗД трансплантологи вводили алемтузумаб перед пересадкой, чтобы снизить число лимфоцитов в крови и перезагрузить иммунную систему. Предполагается, что так она начнёт восстанавливаться сразу после операции.
В других странах алемтузумаб используют при пересадках, но такое лечение считается экспериментальным, пациентов нужно об этом предупреждать. В разговоре с «Медузой» хирург-консультант Кембриджского университета Кристофер Уотсон отметил, что препарат применяют в трансплантации уже почти 20 лет. Но это касается оперирования взрослых, комментировать применение алемтузумаба при пересадке органов детям он не стал, потому что не является детским хирургом.
Уотсон отметил, что алемтузумаб может повышать риск развития аутоиммунных заболеваний, но альтернативные препараты тоже небезопасны. Заведующий отделением трансплантации почки Российской детской клинической больницы Алексей Валов заявил, что после алемтузумаба «пациент фактически обречён на искусственный СПИД»: «Он всю жизнь не прекращает принимать противобактериальные, противовирусные и противогрибковые препараты. А если перестаёт принимать, то умирает от сепсиса, от пневмонии». На побочные эффекты алемтузумаба ссылался и главный трансплантолог Минздрава Сергей Готье.
Каабак и Бабенко уверены в эффективности своей схемы. Они считают, что ничего не нарушили
Михаил Каабак рассказал, что их схема иммуноспрессии позволяет пересаживать почку детям весом от шести до девяти килограммов, которых до этого в России не оперировали. Государство рекомендует держать детей на диализе, пока они не дорастут до трансплантации взрослой почки, иначе орган с высокой вероятностью не приживётся. Алемтузумаб же повышает шансы на приживаемость на 10-20%.
Пятилетняя выживаемость оперированных детей [составляет] 97%. Именно благодаря разработанным нами протокольным мероприятиям по корректировке иммуносупрессии прооперированные нами дети живут долго.
Надежда Бабенко
врач-трансплантолог
Главный редактор «Русфонда», помогавшего с закупкой препарата, Валерий Панюшкин утверждает, что Всемирное трансплантологическое общество с 2010 года рекомендует применять его при трансплантации почки маленьким детям. «Медуза» отмечает, что на сайте Международного общества пересадки органов, которое, вероятно, имелось в виду, таких рекомендаций нет.
Хирург-трансплантолог Константин Губарев подтвердил, что алемтузумаб используют для иммуносупрессии при трансплантации органов в Европе и Канаде, несмотря на то, что официально этого нет в показаниях к применению препарата.
Каабак и Бабенко прооперировали больше 400 детей. Они отмечают, что не действовали против правил. «Закон требует заключения врачебной комиссии медучреждения либо обоснованного мнения врача и информированного согласия пациента. И это всё соблюдалось. Поэтому в официальной позиции Минздрава вы никогда не увидите, что нас увольняют именно из-за этого протокола», — говорит Каабак. По его словам, руководитель НЦЗД Андрей Фисенко изначально знал о применении алемтузумаба.
Врачи возлагают ответственность за увольнение на Минздрав. В медучреждении это обосновали кадровым решением
Каабак и Бабенко оперировали в двух клиниках: в Российском научном центре хирургии имени академика Петровского и в НЦЗД. В последнем они работали на четверть ставки. Как рассказала Бабенко, в августе 2019 года руководитель НЦЗД Андрей Фисенко пригласил их с Каабаком руководить программой детской трансплантации. Но когда в сентябре они принесли трудовые книжки, их отказались брать на полную ставку.
24 октября врачей уведомили об увольнении. Завотделением заместительной почечной терапии Анатолий Попа, также участвовавший в развитии программы детской трансплантации, уволился.
Каабак сообщил, что их отстранили из-за схемы иммуносупрессии, на Фисенко стал «наседать Минздрав»: «Он рассказывал, что ему звонил Сергей Готье и говорил, что нельзя использовать эти препараты. Очевидно, что директор центра находится в очень сложном положении, его очень жалко, но ещё больше жалко детей и их матерей».
В Минздраве не стали комментировать причины увольнения врачей, упомянув лишь, что лечение детей будет «проведено в полном объеме». В НЦЗД произошедшее объяснили кадровым решением: центр якобы предпочёл взять на полную ставку другого сотрудника и отказаться от «внешних совместителей».
Каабак считает, что его пациентов обрекли на смерть. Их родители выступили в поддержку врачей
10 пациентов Каабака, которых он планировал прооперировать в НЦЗД, нуждаются в срочной пересадке. По его словам, теперь им некуда обратиться: «Если Минздрав говорит, что эту схему применять нельзя, значит, её нельзя применять нигде, значит, дети обречены на смерть».
Трансплантолог думает, что детей могут отправить на операцию в НМИЦ имени Шумакова, который возглавляет Готье: «В институте у Готье детей с весом меньше девяти килограммов, как он говорит и как говорят его сотрудники, никогда раньше не оперировали». Сам Готье заявил, что в НМИЦ имени Шумакова могут оперировать пациентов любого возраста и веса, но пациенты Каабака к ним «не идут».
Родители пациентов Каабака и Бабенко обратились в Минздрав с требованием вернуть команду трансплантологов в НЦЗД, письмо подписали больше ста человек, петицию на Change.org — 472 тысячи. Михаил Каабак надеется, что в учреждении, куда направят его пациентов, воспользуются разработанной им схемой.
Для врачей это навряд ли станет таким уж прям ударом. Без работы наверняка не останутся. А вот больным детям збс теперь конечно. Представляю какая паника сейчас у родителей.
Проблема то даже не во враче. Такие вопросы решаются не чиновниками половина из которых забыла, а остальная и не знала предмет, а профессиональными сообществами. В этом случае министерство только бумажками занимается и не лезет никуда где оно нужно примерно никак ( это же справедливо про связь, ИТ, и прочие сферы). Но у нас свой путь, да
Проблема то даже не во враче. Такие вопросы решаются не чиновниками половина из которых забыла, а остальная и не знала предмет, а профессиональными сообществам
Спорное утверждение, чиновники для этого и нужны, а в сообществе имеется конкуренция и конфликты интересов.
Опять нормальные страны. Везде все одинаково, врачи лечат, чиновники управляют, иногда между ними бывают конфронтации, которые приводят к увольнениям. Качество выполнения работ всех сторон - это уже другой вопрос.
У нас свободная страна. И к чему это непонятно, ожидать чуда от медицины рф после развала СССР не стоит, хоть доступность сохранена. По бюджету вопросы в правительство рф, Минздрав работает с чем есть, а дают мало им.
Чиновники вообще не квалифицированы решать такие вопросы. Гос. управление никогда небыло разделом медицины. Для решения клинических вопросов существуют врачебные комиссии, экспортные оценки, но никак не мнение кабинетных чинуш. Кагда то кто то из них решил, что на приём пациента в поликлинике хватит 12 минут. У что мы имеем сегодня в поликлиническом звене? Конвеерный поток без корректной диагностики и терапии.
Ну не знаю
"алемтузумаб", "схема иммуноспрессии", "перезагрузка иммунитета". И все это для грудных детей при том что даже у взрослых есть "риски аутоимунных заболеваний". Надо полагать препарат действительно сомнительный, как бы не получилось что большая часть из 400 уже прооперированных детей до конца жизни будут принимать лекарства для иммунитета.
ИМХО, в таких условиях имеет смысл взять паузу на пару-тройку лет, посмотреть как восстанавливаются пациенты. Тем более что есть диализ, никто из ожидающих не умрет.
Ну для родителей, думаю, выбор между скорой смертью ребёнка и возможность жить, но принимать лекарства всю жизнь, но все же жить, делается в пользу второго варианта
Ага, лучше умереть на диализе в течение года (эти дети вес не набирают особо и диализ лишь отсрочка смерти) чем глотать таблетки и жить (а может и без крайностей). Будь задокументированные случаи того что этот метод прям провоцирует «искусственный спид» как будто минздравовские пропагандоны не орали бы об этом во все горло ща..
Вам бы это родителям этих детей в лицо сказать, хотел бы это видеть.
что большая часть из 400 уже прооперированных детей до конца жизни будут принимать лекарства для иммунитета. - Чувак, а ты в курсе, что люди с пересаженными органами и так вынуждены всю жизнь пить иммунодепрессанты - чтобы органы не отторгались? Претензия чиновников состоит в том, что препарат применялся оффлейбл, то есть показаний таких в инструкции нет. При этом в трансплантологии за границей он применяется и у детей тоже, исследования были и идут сейчас, только хорошего качества оных пока нет и в стандартные протоколы он не включен
Когда от рака лечат тоже угнетают иммунитет - и ничего, это стандартная практика. А на диализе жить долго во многих случаях нельзя, особенно если это ребёнок.
А тут мне кажется готье просто проводил единоросовское решение не тратить ни рубля на лекарства, диализ дешевле. И вот казалось бы - копейки, но нет. С миру по нитке и путину ещё пару миллиардов в офшоры
Да, я конечно неправильно выразилась(. Не угнетают но после лечения некоторых видов/форм серьёзные проблемы с имунитетом, что является следствием лечения. жаль я не врач сказать точные диагнозы
Почему же смерть ребенка - нынешняя методика для детей подразумевает диализ вплоть до взросления, а там операция с уже понятными рисками.
Тут скорее выбор между 15-20 годами жести на диализе и потенциальной жестью на всю оставшуюся (короткую и возможно мучительную) жизнь.
И врач-экспериментатор, вкусивший успеха и готовый рисковать.
Риски есть везде, он применяет протокол, который в других странах тоже применяется, вопрос в том, что в инструкции в показаниях нет трансплантации и по закону он как бы лечит неведомой херней, несмотря на то что исследования велись и ведутся, а статья от 2013 - с авторством аж Масчана из рогачевки
Как Китай нарушает права человека и чем чревата безнаказанность китайских властей
События в Гонконге (массовые избиения протестующих полицейскими с материка) — не единственное, что происходит на территории КНР и заслуживает внимания международного сообщества.
Это о 30 днях в прекрасной Японии. Я буду пытаться донести до вас, насколько необычная, комфортная и не дорогая эта страна. Все будет не максимально, но пожалуй даже излишне подробно, чтобы не забыть лучшие деньки своей жизни.