Разборы
Аня Бегиашвили

Здоровую 5-летнюю девочку с рождения держат в больнице. Опека хочет лишить родителей прав, а те просят не вмешиваться

Ребёнка не могут выписать без разрешения родителей, которые утверждают, что их дочь смертельно больна. Врачи, родные и СК уверены в обратном.

Перинатальный центр «Мать и дитя» в Москве, фото с сайта medkompas.ru

9 декабря «Медуза» опубликовала материал о пятилетней девочке С., которая с рождения живёт в перинатальном медицинском центре «Мать и дитя». 11 декабря Следственный комитет подтвердил, что она находится там без оснований. Генеральная прокуратура, Росздравнадзор, правительство Москвы и городское управление Федеральной службы судебных приставов подключились к расследованию.

Несмотря на то, что уполномоченный по правам ребёнка Анна Кузнецова уверена в искренних намерениях родителей, которые требуют не вмешиваться в дела семьи, московские власти пообещали подать иск об ограничении их в родительских правах.

Девочка провела всю жизнь в частной клинике. Врачи пытались её выписать, но родители отказывались и платили за её содержание миллион рублей в месяц

С. родилась в 2014 году в московском перинатальном центре «Мать и дитя». Это произошло на несколько недель раньше положенного срока. Спустя два месяца девочку выписали.

Через несколько дней мать вернула С. в клинику, заявив, что у девочки случилась остановка дыхания. Наблюдавший её медицинский работник отметил, что такое часто встречается у недоношенных детей и не является причиной для госпитализации. Но родители предпочли вернуть ребёнка в платную палату в отделении новорождённых, оставив её на попечение няни. Остальным родственникам сообщили, что С. неизлечимо больна.

Все пять лет своей жизни девочка прожила в центре «Мать и дитя». Отец ежемесячно переводил на счёт клиники около миллиона рублей за отдельную палату с питанием и медицинским сопровождением.

Руководитель центра и акушер-гинеколог Марк Курцер рассказал, что сейчас у С. нет медицинских показаний для госпитализации, но родители не хотят забирать её домой, называя разные причины. Клиника же не может выставить несовершеннолетнего пациента на улицу. В марте 2019 года ребёнка выписали из стационара, и сейчас оплата за проживание и питание девочки с нянями не взимается: ПМЦ в одностороннем порядке расторг договор об оказании услуг и подал иск с требованием забрать С.

Только родители имеют право забрать ребёнка из больницы. Врачи клиники и одна из нянь рассказали, что мать перестала там появляться в 2017 году. После рождения С. настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря якобы сообщила её маме, что девочка фактически умерла, стала ангелом и теперь живёт благодаря заступничеству святой Матроны. В больницу регулярно приходит священник Ростислав Ярема, чтобы причастить ребёнка в палате. В разговоре с «Медузой» он сказал, что «не видел в С. ничего необычного, каких-либо заметных глазу заболеваний или отклонений», но «в дела семьи не вмешивался и никогда не задавал вопросов».

Родственникам, которые, навестив С., призывали забрать её из больницы, запретили с ней видеться. Мать девочки утверждает, что «С. тяжело больна, в любой момент с ней может что-то случиться, она может умереть, поэтому всегда должна находиться в шаговой доступности от реанимации».

Медицинское обследование подтвердило, что девочка здорова. СК возбудил уголовное дело, но закрыл его через несколько дней

В феврале 2019 года в перинатальный центр пришла проверка Следственного комитета. Бывший старший помощник председателя СК РФ Игорь Комиссаров рассказал, что было возбуждено дело о незаконном лишении свободы и неисполнении обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

«[Дело] просуществовало только день или два, так как прокуратура Москвы отменила постановление о его возбуждении», — сообщил Комиссаров, предположив, что «кому-то конфликт был не нужен». По данным «Коммерсанта», дело могло стать причиной увольнения Комиссарова. Тот подтвердил, что в мае 2019 года ему сообщили о «неопределённых претензиях к его деятельности», после чего он написал заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.

В рамках проверки С. обследовали психологи, психиатры и врач-педиатр. Комиссия пришла к выводу, что за исключением того, что девочка носит очки, она «полностью соответствует требованиям, предъявляемым здоровому ребёнку». Но у неё появились признаки особенностей развития, связанные с длительным пребыванием в изоляции.

Если бы ни в чём не виноватого взрослого посадили в тюрьму с хорошими условиями, все бы возмутились, а ребёнку — считается, что так лучше, ведь так решили его родители

Наталия Белова в разговоре с «Медузой»

Родители девочки заявили, что в клинике не провели ни одного адекватного комплексного обследования, а результаты, полученные в её младенчестве, говорят о том, что она смертельно больна.

Мать и отец ребёнка требуют не вмешиваться в семейные дела, а опека подаёт иск об ограничении их в родительских правах

Родители С. обратились к к уполномоченному по правам ребёнка Анне Кузнецовой с просьбой повлиять на органы опеки. Кузнецова считает, что у них были все основания требовать «не диктовать им, что нужно делать». «С другой стороны, мы видим ребёнка, который пять лет находится в четырёх стенах. [...] Это, безусловно, недопустимо», — отметила омбудсмен.

В Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы пообещали, что органы опеки подадут в суд иск об ограничении отца и матери девочки в родительских правах: «А в случае выявления дополнительных обстоятельств — и лишении родительских прав».

В ПМЦ «Мать и дитя» направили специалистов из опеки и психолога, который должен каждый день заниматься с ребёнком.

#законы #дети #москва #медицина #здоровье