«Необязательно смотреть его целиком»: как Apple сняла пятичасовой фильм про Эрмитаж на iPhone без склеек
Десятки тестов смартфонов, отсутствие полноценных репетиций и одна попытка.
Фото здесь и далее — Apple
10 марта Apple выпустила пятичасовой фильм «Эрмитаж. Снято на iPhone», который сняли одним дублем и на одном заряде iPhone 11 Pro Max. Картина стала первым подобным проектом для компании в России: команда с нуля построила продакшн на мобильных устройствах и создала собственное приложение для видеосъёмки.
Редактор TJ пообщался с режиссёром Аксиньей Гог, оператором Давидом Хайзниковым, техническим директором Николаем Пигаревым и вторым режиссёром Алексеем Смоляром. Они рассказали о создании картины, трудностях работы над проектом и технологиях, которые за ним стоят.
Отталкивались от ограничений пространства
Как рассказала TJ режиссёр Аксинья Гог, Apple изначально не ограничивала её в реализации проекта. Единственными условиями компании были съёмки в Эрмитаже, только на iPhone и одним непрерывным планом без склеек.
У меня была возможность придумать всё, что угодно. Меня невероятно вдохновила возможность соединить в одно проекте две махины, по сути, две личности – Эрмитаж и Apple.
По словам постановщицы, команда с самого начала отталкивалась от ограничений, наложенных правилами Эрмитажа и форматом одного дубля. Из-за этого пришлось подстраиваться под ритм жизни музея, в том числе планировать маршрут и график работы. Несмотря на то, что фильм сняли в понедельник, выходной день музея, тысячи сотрудников всё равно выходят на работу.
Из-за специфики площадки у нас не было ни одной полноценной репетиции. Мы не могли придумать ситуацию и поместить её внутрь Эрмитажа. Мы должны были отталкиваться от пространства. Музей стал нашим главным героем – это живой организм, и мы прожили день съёмки вместе с ним.
Перед съёмками у команды была только одна репетиция, но и ту снимали отрывками. В результате, картине не доставало двух часов хронометража: пришлось заново разбирать маршрут и детально расписывать сценарий для каждого зала и перехода.
Снимали мы на телефон, а не на профессиональную камеру, поэтому большинство репетиций приходилось на рабочее время музея, где мы просто сливались с толпой туристов и двигались по нашему маршруту, разучивая его.
Гог рассказала, что столкнулась со сложностями при выборе оператора: детали проекта кандидатам она раскрыть не могла, но пятичасовая съёмка на айфон одним дублем многих пугала. В результате, единственным, кого не смутила задача, стал оператор Давид Хайзников.
Обычно ты приходишь на объект и можешь всё пространство подстроить под себя — поставить свет, кран, дрон. Но Эрмитаж это не обычная площадка, тут мы, конечно, не могли делать ничего подобного.
По его словам, команда изначально выбрала концепцию естественности света и камеры: она должна была идти по своему маршруту, а события вокруг происходили бы как бы сами по себе. Съёмки проводили в декабре, когда световой день в Петербурге длится около пяти часов, поэтому команде нужно было всё сделать строго по графику и захватить максимум дневного света.
Как рассказал Смоляр, над фильмом в общей сложности работали несколько сотен человек, включая креативную команду, актёров и не только. Однако на площадке за камерой находилось семь членов команды: трое из них — операторы, которые постоянно менялись друг с другом.
Одной из самых сложных сцен второй режиссёр назвал сцену в театре, когда камера почти постоянно крутилась на 360 градусов. Из-за этого рядом с оператором и актёрами не мог находиться никто другой: этот момент снимали практически вслепую.
По словам режиссёра проекта Аксиньи Гог, у команды не было цели выдать «идеальную» картинку. Авторы хотели показать возможности новых iPhone и устроить им «честное испытание».
Все недочёты, которые зрители смогут заметить в фильме (осветительные приборы в кадре, несколько отражений съемочной группы в окружающих объектах), всё это только лишний раз доказывает, что всё было по-настоящему, как в жизни.
Она также пояснила, что смотреть картину целиком — необязательно. Фильм состоит из самостоятельных частей, которые «затягивают» сами по себе.
Я, наверное, единственный режиссёр в мире, который заявляет, что созданный им фильм необязательно смотреть целиком. Это такая медитация, в которую можно погрузиться на любом моменте, он вас затянет. Я каждый раз залипаю — нахожу в картинах какие-то новые нюансы, другие смыслы — мне кажется, это совершенно уникально.
Разное освещение в залах, «котлета» из трёх айфонов и страх склеек
Весь продакшн фильма был построен на базе мобильных устройств: iPhone использовали и в качестве камеры, и в качестве монитора с собственной точкой доступа. Авторы отметили, что на айфоны многое снимали и раньше, но обычно команды приспосабливались к устройству, а не строили работу вокруг него.
Изначально фильм хотели снимать на один айфон, но в итоге решили использовать второй для подстраховки, а ещё один добавили для вывода изображения на iPad режиссёру и остальным членам съёмочной группы через облако. Чтобы композиция на всех устройствах совпадала, потребовалось специальное крепление — его изготовили специально для проекта.
Прототип рига, который использовали на съёмках «Эрмитаж. Снято на iPhone»
Дело в том, что обычно сигнал на плейбек передаётся по проводу, но во время этой съёмки мы не подключали к телефонам никакие провода, чтобы ни у кого не возникло ощущения, что телефоны заряжаются (ведь стояла задача снять всё именно на одном заряде).
Во время съёмок команда использовала тележки и кран, но большую часть времени смартфоны находились в руках у операторов. Чтобы не уставать физически, они менялись примерно каждые 20 минут.
Такой фильм невозможно было бы снять на другую камеру. Любая киношная камера или хотя бы полулюбительская слишком тяжёлая для такой задачи. iPhone, во-первых, передовой по качеству, во-вторых, он идеально лёгкий.
Команда также старалась максимально избегать моментов, которые могут выглядеть как склейки. Поэтому переходы камеры с крана в руки операторов и обратно старались сделать с одной стороны максимально незаметными, а с другой — избежать ощущения монтажа.
Непрерывно снимать пять часов оказалось сложно, поэтому в какой-то момент группа обсуждала автоматизацию процесса, вплоть до съёмки с роборуки, как в клипе Manizha «Люстра». Однако из-за того, что большая часть съёмки была импровизацией, а под свет приходилось подстраиваться в реальном времени, от этой идеи отказались.
Другой проблемой стало то, что стандартное приложение «Камера» в iOS не позволяет вручную управлять настройками съёмки, которые нужны профессионалам. Авторам не подходила автоматическая экспозиция, с которой по умолчанию снимает айфон: при входе в тёмный зал смартфон пытается всё высветлить, а изображение становится зернистым.
Команда перепробовала множество разных приложений из App Store, которые позволяют управлять камерой вручную, но не нашла подходящего решения. Где-то нужные функции были, но устанавливать их пришлось бы через экран — это могло привести к тряске и нечёткости, а также лишило бы возможности использовать кран.
Съёмки с крана позволили нам включить в фильм детали, которые никто раньше не показывал так подробно и так близко – потрясающий потолок в Лоджиях Рафаэля, например.
Для фильма разработали отдельное приложение — оно доступно любому в App Store
Как рассказал TJ технический директор Николай Пигарев, до съёмок он устраивал подробные тесты iPhone 11 Pro Max в домашних условиях. Например, поставил один из смартфонов на окно и записал шесть часов видео.
Когда мне впервые озвучили задачу — снять на iPhone одним дублем больше 5 часов в 4К, мой первый вопрос был: «А может вообще телефон это сделать?». Мне сказали: «Так никто не пробовал, нам и предстоит узнать!».
Однако во время тестов показатели хронометража постоянно менялись: при этом яркость экрана, Bluetooth и Wi-Fi не влияли на аккумулятор во время записи видео. Тогда Пигарев воспроизвёл условия «Эрмитажа» и узнал, что экспозиция, автостабилизация и фокус расходуют заряд куда сильнее мобильной связи и других факторов.
У меня был график, который позволяет отслеживать «нормальную» активность батарейки, которая дала бы нам снять не меньше 5 часов. Во время самой съёмки мы постоянно сверялись с ним и адаптировали нашу работу.
Команда начала создавать приложение за две недели до съёмок и закончила работу к их старту. Техническое задание формировали почти в реальном времени на съёмочной площадке. Результатом стало Catch — приложение, которое позволяет удалённо управлять светочувствительностью, фокусом, балансом белого и не только.
Все нужные параметры можно регулировать в реальном времени с помощью колёсика Digital Crown на Apple Watch. По словам Пигарева, это первое такое приложение в своём роде, которое подойдёт профессионалам, работающим на серьёзном уровне, с командой и сложными задачами.
Фото TJ
Помимо прочего, Catch не позволяет случайно остановить запись. По двойному тапу на экране пропадают элементы управления — и съёмку можно прекратить только намеренно.
Мой ассистент, который отвечал за контроль параметров съёмки вручную с часов, буквально наизусть заучил все настройки на протяжении всего нашего маршрута как стишок — он знал, что у этой картины ISO 389, а у следующей уже 430 и так далее. Рядом с ним был второй ассистент, который те же настройки вводил для запасного телефона.
Пигарев пояснил, что управление через Apple Watch выбрали сразу по нескольким причинам: во-первых, потому что «это красиво», во-вторых, из-за тактильности, а в-третьих, из-за уверенности, что часы не сядут во время съёмки. По его словам, у iPhone и Apple Watch очень высокая оптимизация посыла пакетов и команд, поэтому они «заточены», чтобы работать в тандеме.
На часах было то, чего не было на телефоне — физическое управление. У человека тактильное ощущение пальцев существенно выше, когда он что-то крутит или вертит, нежели, когда мы двигаем ползунок на телефоне.
С часами у телефона уже есть очень устойчивая хорошая связь. Мы точно знаем, когда часы выключаются, они теряют связь с телефоном. Мы знаем, что когда их включат, они окажутся на том же самом месте и не «подвесят» приложение на телефоне.
Catch сразу опубликовали в App Store, оно стоит 749 рублей. Пигарев рассказал, что на момент съёмок размер приложения составлял 3,5 мегабайта, и оно содержало только минимально необходимые функции. Сейчас размер приложения увеличился до 8,4 мегабайт.
По словам Пигарева, публикация приложения в App Store стала одним из условий работы. Авторам нужно было в кратчайшие сроки сделать прототип, а доделывать его пришлось по ходу съёмок.
Пока что разработчики не претендуют на то, чтобы их приложение стало основным инструментом съёмки для команд, и понимают, что оно узконаправленное. Несмотря на это, его планируют активно развивать и дальше.
Пигарев считает, что в новом поколении iPhone возможностей для профессиональной съёмки станет ещё больше. Как пояснил разработчик, через год или два технология вроде Deep Fusion начнёт работать для видео, а авторы Catch выпустили инструмент с заделом на будущее.
В приложении мы сделали поддержку Smart HDR. Думаю, это такой «звоночек из будущего», которое уже скоро настанет, когда компьютеры будут сами дорисовывать часть картинки, как это сейчас работает с Deep Fusion или ночным режимом в iPhone. В нашем случае Smart HDR очень помог при съёмке нюансов, например, переходов тёмных цветов на картинах — от тёмно-зелёного к чёрному и тд.
По словам Пигарева, в теории уже сейчас любой может организовать профессиональный продакшн только с одного айфона. Если подключить вывод изображения по проводу, то смартфон сможет одновременно и выводить картинку на монитор, и снимать видео.
В ближайшее время разработчик планирует внедрить функцию плейбэка в Catch, а также добавить поддержку сторонней аппаратуры: стабилизаторов, гимблов, звука через Bluetooth-микрофоны.
У нас есть очень интересный партнер — компания, которая сделала эмуляцию киноплёнки для любых цифровых камер. Они делают так, что это выглядит прямо, как кино. Вот такое интересно было бы интегрировать.
#apple #интервью