Разборы
Аня Бегиашвили

Россияне опустошают полки супермаркетов, запасаясь для карантина. Власти и ритейлеры уверяют, что в этом нет смысла

Из-за пандемии соцсети разделились на тех, кто скупает гречку и туалетную бумагу, и тех, кто ненавидит препперов.

Фото @iamnottheturtle

С тех пор, как пандемия коронавируса Covid-19 добралась до России, жители многих городов начали делать запасы: скупать крупы, средства гигиены и любые нескоропортящиеся продукты. Кто-то закупается на случай введения жёсткого карантина, кто-то — чтобы лишний раз не выходить из дома, а некоторые опасаются перебоев в поставках. В Москве ситуация обострилась ещё и из-за появления слухов о том, что город закроют на въезд и выезд (власти пока это опровергают).

В соцсетях смеются над закупившимися впрок россиянами, но препперы — «выживальщики», которые основательно готовятся к катаклизмам — это не уникальное явление. Фотографии пустых полок в Европе и США — теперь тоже обычное дело. В то же время и российские, и зарубежные ритейлеры просят отказаться от избыточных покупок. Они уверены, что продовольствия в любом случае хватит всем.

Россияне в огромных количествах скупают крупы и туалетную бумагу. Найти гречку и макароны уже непросто

Самыми популярными продуктами у тех, кто закупился на несколько недель вперёд, ожидаемо стали крупы и средства гигиены. Полки с гречкой, макаронами и туалетной бумагой опустели во многих магазинах.

Так, конечно, не везде. В некоторых магазинах проблем с товаром нет.

По наблюдениям редакторов TJ, нескоропортящиеся и недорогие продукты, туалетную бумагу и влажные салфетки действительно раскупают очень быстро. Но гораздо сложнее найти санитайзеры и маски.

Пока одни закупаются, другие их осуждают и не понимают, зачем нужно столько макарон

В соцсетях появилось несколько категорий людей: препперы, хвастающиеся своими запасами, их хейтеры, которые не могут купить макароны к ужину из-за опустевших полок, и те, кто не понимает, почему исчезают конкретные продукты.

Кто-то, как директор «СПИД.Центра» Антон Красовский, который назвал покупателей макарон «советскими мразями», считает, что дело в менталитете россиян.

Но пользователи объяснили Красовскому ажиотаж вокруг макарон.

И призвали не осуждать людей, которые в условиях пандемии беспокоятся из-за возможного дефицита.

Ритейлеры запустили флешмоб #товаресть, чтобы успокоить россиян. Власти тоже уверены, что дефицита продуктов не будет

В Минпромторге утверждают, что пустые полки в части магазинов не связаны с дефицитом товара. В России не собираются закрывать магазины, и торговые сети заранее начали создавать товарный запас, увеличивая заказы у поставщиков.

«Даже если где-то локально обнаружится пустая полка, то это не потому, что товара нет, а потому, что выкладка товара на полку происходит ритмично, в соответствии с определённым циклом — товар на разных его этапах может быть в подсобных помещениях, в пути, в машине, на распределительном центре торговой сети. Чтобы снова заполнить полку, всегда требуется примерно одно и то же время», — говорят в ведомстве.

Владимир Путин призвал подходить к покупкам рационально, потому что у любого товара, даже у круп, есть срок годности. Он заявил, что власти мониторят среднюю стоимость продуктовой корзины по каждому региону, а ситуация с поставками стабильная.

18 марта «Ашан», магазины X5 Retail Group («Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель»), Metro Cash & Carry, «Дикси», Billa и другие крупные торговые сети запустили флешмоб с хэштегом #товаресть.Идея принадлежит директору по связям сети «Лента» Марии Филипповой.

Если чего-то временно нет на полке, это всего лишь означает, что у вашего соседа этого чего-то много.

Мария Филиппова

Магазины публикуют фотографии своих продавцов на фоне заполненных полок, чтобы показать — дефицита товаров нет.

По данным аналитической компании Nielsen, спрос на продукты длительного хранения в онлайн-магазинах вырос в два-три раза. На фоне этого продавцы стали поднимать цены. Компании борются со спекулянтами: например, OZON ограничил максимальную цену на самые востребованные товары и за 48 часов заблокировал несколько сотен предложений от нарушителей.

Спекулянты замечены и в офлайне. Паблик «Типичное Одинцово» пишет, что мелкие торговые точки перепродают продукты по завышенной цене.

Россияне не исключение — жители других стран точно так же закупались перед карантином, и их тоже пытаются успокоить ритейлеры

Поведение россиян в точности повторяет то, что в последние недели происходит в Европе и США. Иностранцы закупаются впрок и, кстати, тоже делают упор на макароны и туалетную бумагу.

Зарубежные супермаркеты объяснили «пробелы» на полках возросшим спросом. Они попросили покупателей поддержать друг друга и не накапливать дома больше необходимого.

#covid19 #торговля #деньги