Карантинное право

Как юридически оформлен карантин в Москве и регионах и почему власти имеют на это право.

В закладки
Фото AP

С началом введения жёстких ограничительных мер в Москве в социальных сетях и СМИ стали появляться разной степени достоверности комментарии по поводу законности тех или иных действий власти. Практически все они изложены в том ключе, что ограничения прав граждан возможны якобы только во время ЧС, а такой режим не вводился, законов на эту тему не принималось. Кроме того, в официальных документах власти стараются не употреблять слово «карантин», что тоже дало немало почвы для конспирологической аналитики.

Меня сложно заподозрить в симпатии к режиму, тем более в попытке оправдать его неудачи. Однако же рискну на пять минут стать адвокатом дьявола и по пунктам разложу, как действия власти укладываются в действующее российское законодательство.

Право на ограничение прав

Комментаторы верно отмечают, что в силу 55 статьи Конституции права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом. Такие законы на самом деле давно приняты, причём ещё при Ельцине. Чаще других упоминается ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Статья 31 этого закона как раз гласит, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Обратите внимание, что в самом законе слово «карантин» употребляется не как обозначение специального режима, а именно как синоним к ограничительным мероприятиям вообще, без указания их исчерпывающего перечня. Право ввести карантин на основании предписаний главных государственных санитарных врачей есть у правительства, властей субъектов и у органов местного самоуправления, указа президента для этого не требуется.

Порядок ограничительных мероприятий, как указано в третьей части той же статьи 31, устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. В силу самоочевидных причин (новизна явления, скорость развития событий) санитарных правил ещё не принято. Есть, однако, иной нормативный акт — это Временные методические рекомендации, утверждённые Минздравом 3 марта 2020 года.

Раздел 5.2 этих рекомендаций под названием «Неспецифическая профилактика коронавирусной инфекции» сам по себе порядка ограничительных мероприятий не содержит, указывая только, что мероприятия по предупреждению распространения COVID-19 на территории РФ регламентированы распоряжениями правительства и постановлениями главного государственного санитарного врача. Практически все постановления с начала года посвящены именно борьбе с вирусом: №2, №3, №5 и №6.

Карантин в Москве

Статья 55 Конституции указывает, что права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. Санитарное законодательство, как легко убедиться, не содержит указаний на пределы таких ограничений. Естественный вопрос, который возникает при введении карантина — может ли быть ограничено такое право во время борьбы с эпидемией, как право на свободу передвижения.

Ответ на этот вопрос даёт федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения». Он был принят ещё в 1993 году, то есть тоже не является новацией. Статья 8 говорит, что право на свободу передвижения может быть ограничено в населённых пунктах в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Соответствующее предписание санитарного врача Москвы было выдано властям столицы ещё 29 марта.

Так что технически мэр Москвы «всего лишь» исполнил предписание, издав соответствующий указ.

Об ответственности и перегибах на местах

Целью этой заметки не является разбор целесообразности тех или иных мер правительства России или властей Москвы. Вероятно, что исполнители карантинных мер не всегда будут чётко их понимать и реализовывать. Например, уже пришлось опровергать введение комендантского часа.

Что касается ответственности за нарушения противоэпидемических мероприятий, то она наступает по статье 6.3. КоАП. Протоколы по ней могут составлять сотрудники Роспотребнадзора, а вовсе не полицейские. Однако если действия гражданина будут расценены как нарушение, то полицейский вправе потребовать немедленно его устранить. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — это хорошо знакомая ещё по митингам статья 19.3 КоАП. По ней могут принудительно «изолировать» на срок до пятнадцати суток. Кроме того, всегда есть 236 статья УК для терминальных случаев.

Поскольку ситуация развивается быстро, то вполне допускаю, что с момента написания заметки вполне могли появиться какие-то нормативные акты, которые не укладываются в изложенную схему объяснения. В таком случае с подсказки комментаторов дополню статью по пропущенным случаям.

https://twitter.com/Aberforth_hp
{ "author_name": "Анатолий Чиквин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b","covid19"], "comments": 26, "likes": 32, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "analysis", "id": 154966, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 31 Mar 2020 13:36:21 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Клишасу покажите, расскажите, поясните.
А то он ссылается на конституцию, видимо, даже не понимая ее.

Ответить
7

То, что Клишас не понимает Конституции, мы знаем ещё со времён принятия закона об оскорблении власти

Ответить
3

Все российское законодательство можно описать так: нижестоящий подчиняется трактовке вышестоящего.
Те чернь должна подчиняться требованиям ментов, те - требованиям начальства, те - политиков, те - министров и тд до президента.
И никакой верной, однозначной, правильной трактовки не существует. Есть только здесь и сейчас.

Ответить
0

Есть и такая позиция, да. Она всё равно должна быть как-то задокументирована (мы ж типа правовое государство). Я постарался показать, как.

Другое дело, что мы все до сих пор недооценивали санитарное законодательство, не понимая, какие широкие полномочия оно даёт. Просто не было прецедентов. А вот когда случилось, то вся эта конструкция сразу начала трещать

Ответить
0

Тут не только санитарка. Можно вспомнить уже забытую всеми переписанную конституцию с обнулением. Сказали изменить - все как милые изменили.

Ответить

Забавный Кирилл

1

Выведите подзаголовок в ленту

Ответить

Длительный звук

0

Но статья 8 закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" изложена не совсем так, как у Вас написано:

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей *введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности*;

То-есть можно ограничивать право передвижения только на территориях, на которых введены эти самые особые условия и режимы.

Что это за режимы такие? Я не смог найти такого термина в других законах, но режим ЧС сюда по смыслу подходит.

Ответить
0

Например, это режим повышенной готовности. Он введён уже во всех регионах

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

Режим повышенной готовности ну никак нельзя по смыслу отнести к особому режиму проживания и хозяйственной деятельности: он касается только различных государственных органов и служб. Грубо говоря - расчехляем запасы, готовим больницы, отзываем врачей из отпусков. Вот, например, методичка МЧС, о действиях которые должны быть предприняты при введении режима.

UPD: ссылка не вставляется. Я имел в виду этот документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345948/82b9c1bc10b51e79e2045014d658d309d8bfdb15/

Ответить
0

Интересное рассуждение, но не соответствует тому, что про этот режим сказано в самом законе.

Закон описывает, что в режиме повышенной готовности власти имеют право ограничивать доступ граждан, транспорта в места потенциального возникновения ЧС. Это вполне себе особый режим, требующий выполнения от всех, а не только работников госорганов.

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

А можно сослаться на конкретный закон? Потому что ничего подобного я не нашел

Ответить
0

п. "б" ч. 6 ст. 4.1. №68-ФЗ:
Органы управления ... функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

ч.10 той же статьи:
При введении режима повышенной готовности...должностное лицо... имеет право принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

ну и пункты б, в, г, д туда же.

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

Ну опять неточно излагаете же:
 
10. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, [...] Правительственная комиссия [...] или должностное лицо, *установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи*, [...] и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Т.е. действия, описанные в п.10 пп. а. может предпринимать правительственная коммисия или должностное лицо установленное пунктами 8. и 9.

8: *При введении режима чрезвычайной ситуации* в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования

9: Решением Президента Российской Федерации при ликвидации *чрезвычайной ситуации* с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.

Т.е. должностное лицо из пункта 10 появляется только при введение режима чрезвычайной ситуации или решением президента. 

Ответить
0

Что значит неточно? Я процитировал нужную мысль из закона вместо того, чтобы цитировать всё подряд.

П.10 ст. 4.1 говорит "При введении режима повышенной готовности ... должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи"

Обратите внимание на формулировку - п.10 ссылается не на факт введения ЧС, а на перечень должностных лиц из пунктов 8 и 9.

А пп. б) п. 8 устанавливает, что региональный уровень реагирования - это решение высшего должностного лица субъекта, т.е. губернатора, главы республики, мэра города федерального значения.

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

Ок, принимаю, здесь я не точно понял.

Однако мне еще не нравится формулировка пп. а п.10
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

Все-таки ограничение доступа *на* территорию а не ограничение передвижения на территории.

Ответить
0

Так это ведь мы обсудили просто, что такое режим повышенной готовности. А если уже сошлись в том, что губернатор может вводить "особые условия и режимы проживания населения" в этом режиме, то это возвращает нас к статье 8 закона о праве граждан на свободу передвижения.

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

Ну это уже казуистика, если честно, слишком уж замысловатая конструкция выстраивается.

Больше напоминает натягивание совы на глобус чем на внятные данные законом полномочия

Ответить
1

Поэтому я и извинился в начале статьи за то, что берусь выступать адвокатом дьявола. Закон, конечно, должен быть сформулирован максимально доступно, как та самая шульмановская табличка "Не влезай - убьёт". Ну а пока вот как-то так.

Ответить

Длительный звук

Анатолий
0

А если бы наоборот? Как бы можно было аппелировать к незаконности такого решения?

Адвокаты из "Агоры" говорят следующее:
68-ФЗ (Статья 11) предусматривает исчерпывающий перечень полномочий органов власти субъектов РФ в отношении граждан. Это эвакуация, информирование, спасательные работы, денежные выплаты, сбор информации. Никаких полномочий по ограничению передвижения, прекращению функционирования коммерческий организаций и самоизоляции законом не предусмотрено.

Ответить
0

Уважаю "Агору" и всё, что они делают. Они большие молодцы, тут без вопросов. Другое дело, что власти пользуются (пока что!) не законодательством о ЧС, а санитарным законодательством.

Апеллировать к чему бы то ни было можно, когда уйдёт угроза. Тогда это и предлагаю обсудить.

Ответить
0

(замечание: я не юрист) Спасибо за интересное обсуждение. Попытался проследить логику  пп. 8,9 и 10 ч. 6 ст. 4.1. №68-ФЗ [1]. Кажется, что аргументация Анатолия Чиквина верна, хочу поделиться наблюдениями:
- Согласно "Консультанту", пункт 8, к которому, если я правильно понял, сводятся рассуждения, обновлён 1го апреля 2020 года. Судя по всему, в самом экстренном порядке. Возможно, было бы интересно  посмотреть на даты решений муниципальных властей. Разговоры о необходимости ЧС и ЧП могли вестить до этой даты, и в таком случае были вполне оправданы.  
- Следуя описанной логике, видимо можно будет заключить что ограничить конституционные права граждан сможет и, например, некий "руководитель организации" (при более мелких происшествиях - трубу прорвало). 
- Нынешний московский режим затрагивает не только право на свободу передвижения, но и, например, право на частную жизнь и переписку (152 ФЗ о персональных данных). Про это высказалась (мне незнакомая) ассоциация юристов России [2].

[1] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/6ff5e98fee989a34bd9ce012f4b62cfa4d8ed1d0/
[2] - https://drive.google.com/file/d/1Cmj4pk4x_nMVdNIN079gWzVR1EIYqMDR/view?usp=sharing

Ответить
0

Спасибо за подробное разъяснение.

Ответить
0

Значит форс мажор наступил и это та самая ситуация, когда государство берёт на себя все расходы по кредитам и вообще все случаи, где форс мажор упоминается?

Ответить
0

Не понял вашего комментария вообще. Форс мажор для кого?
Для кого-то наступил, для кого-то нет.
Не припоминаю, чтобы форс-мажор был связан с обязательством государства что-то кому-то платить

Ответить
Обсуждаемое
Новости
На юге Москвы произошла перестрелка с использованием автоматов
В городе ввели план «Перехват».
Новости
Установлен рекорд скорости передачи данных — 44,2 Тбит/с
Австралийские исследователи добились рекордной скорости передачи данных по интернету из одного оптического чипа — 44,2 Тбит/с — на расстояние 76 км в существующей сетевой инфраструктуре. Это примерно в 44 000 раз быстрее, чем самая высокая скорость домашнего подключения из доступных сегодня. Разработчики подчеркивают, что новая технология может…
Новости
Посольство РФ призвало Bloomberg извиниться за «дезинформацию» о рейтинге Путина. Но данные агентства реальные
Уровень доверия россиян президенту в одном из рейтингов действительно опустился до 27%.
Популярное за три дня
Новости
Интернет
Руслан Усачев сравнил чеки 2007 и 2020 годов. И пришёл к выводу, что инфляция выросла сильнее, чем говорит правительство
Методику нельзя назвать точной, но сравнить старые цены с нынешними можно и самому.
Новости
В Петербурге нарисовали граффити с изображением Иосифа Бродского. Меньше чем через сутки его закрасили
Рисунок появился к 80-летию со дня рождения поэта.