Головоломка «Маленького принца»

77 лет назад, 6 апреля 1943 года в США было впервые опубликовано знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», сам автор погиб в период Второй мировой войны 31 июля 1944 года в воздушном бою.

В закладки
Обложка первого издания "Маленького принца" 1943 года на французском языке. Обложка и иллюстрации к произведению были нарисованы самим Антуаном де Сент-Экзюпери. 

Первая публикация «Маленького принца» состоялась в переводе на английский, а через две недели на языке оригинала – французском. На родине автора уже посмертно и после освобождения Франции «Маленький принц» был опубликован в апреле 1946 года, поскольку работы Антуана де Сент-Экзюпери были запрещены режимом Виши.

Во многих странах «Маленький принц» находится в общественном достоянии с 1 января 2015 года, поскольку срок охраны авторских прав составляет 70 лет считая, с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Самый известный перевод «Маленького принца» на русском языке, сделанный Норой Галь (умерла 23 июля 1991 года) и опубликованный в 1959 году, станет общественным достоянием 1 января 2062 года. Однако, во Франции «Маленький принц» в ближайшие десятилетия не приобретет статус общественного достояния, поскольку не истек его срок защиты авторского права.

С 1866 года Французское законодательство предусматривало защиту авторского права в течение 50 лет. В связи с имплементацией 27 марта 1997 года Францией Директивы Совета Европейского Совета 93/98/EEC от 29 октября 1993 года о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав (далее – Директива Совета) в национальную правовую систему Франции срок авторских прав увеличился до 70 лет со дня смерти автора.

В настоящее время Директива Совета была заменена Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 года о сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав, которая представляет собой сводный вариант Директивы Совета со всеми изменениями вплоть до 2006 года.

Целью Директивы Совета было приведение законодательств европейских государств к единообразию в области сроков охраны авторского права на территории Европейского союза. Принятие Директивы Совета было обусловлено в том числе тем, что некоторые государства-члены Европейского союза установили срок авторских прав более 50 лет после смерти автора, чтобы компенсировать последствия мировых войн для коммерческого использования произведений авторов.

Однако, с момента имплементации Францией Директивы возникает спорный вопрос по поводу продолжительности срока авторского права на литературные произведения, поскольку французское законодательство допускает продления срока авторского права в случае, если автор участвовал в мировых войнах.

Эта проблема более подробно обозревается Кристиной Ангелопулос (Christina Angelopoulos) в рамках работы «Миф о европейской гармонизации авторского права: 27 членов-государств с собственными режимами общественного достояния» (The Myth of European Term Harmonisation: 27 Public Domains for the 27 Member States).

Кодекс интеллектуальной собственности Франции содержит три положения, которые продлевают сроки действия авторских прав для произведений, защищенных такими правами во время Первой и Второй мировых войн («продления из-за войн») или чьи авторы, которым был присвоен статус «Погибли за Францию» («Mort pour la France»). Указанные положения позволят компенсировать потери и трудности в коммерческой эксплуатации произведений во время двух мировых войн:

  • Права авторов, композиторов и художников произведений, опубликованных до подписания Версальского договора и не ставших общественным достоянием 3 февраля 1919 года, были продлены на 6 лет и 152 дня;
  • Права авторов, композиторов и авторов произведений, опубликованных до 1 января 1948 года и не ставших общественным достоянием 13 августа 1941 года, были продлены на 8 лет и 120 дней;
  • Права авторов, композиторов и художников, которые погибли во время Первой или Второй мировых войн, сражаясь за Францию, были продлены на 30 лет.

Стоит отметить, что два первых пункта могут складываться, то есть авторские права на такие работы могут быть продлены до 14 лет и 272 дней.

Эти положения не были отменены Парламентом Франции, когда была имплементирована Директива Совета в национальное законодательство страны. Однако, в двух решениях от 27 февраля 2007 года, касающихся немузыкальных произведений, Кассационный суд Франции исключил применение первого и второго указанных выше продлений путем их толкования в свете Директивы Совета. Учитывая, что до принятия Директивы Совета во Франции немузыкальные произведения были защищены только в течение 50 лет после смерти автора, суд постановил, что новый согласованный срок в 70 лет вобрал в себя «продления из-за войн».

При этом судами не была внесена ясность относительно продления в пользу авторов немузыкальных произведений со статусом «Погибли за Францию» на 30 лет.

В случае, если только «продления из-за войн» поглощаются новым согласованным сроком защиты, то на немузыкальное произведение, автора со статусом «Погиб за Францию», независимо от того, было ли оно опубликовано во время Первой или Второй мировых войн, получит срок защиты авторских прав на 100 лет после смерти автора (70 лет после смерти автора + 30 лет).

Но учитывая, что накопленные расширения защиты, безусловно, приводят к превышению срока защиты, указанного в Директиве Совета, расчеты должны быть сделаны на основе старой нормы — 50 лет после смерти автора. В результате этого срок для немузыкальных произведений, авторам которых был присвоен статус «Погиб за Францию», будет варьироваться от 80 лет после смерти автора (50 лет после смерти автора + 30 лет) до 94 лет и 272 дней (50 лет после смерти автора + 30 лет + 6 лет и 152 дня + 8 лет и 120 дней), в зависимости от даты публикации работы.

Таким образом, переход «Маленького принца» в общественное достояние на территории Франции колеблется в пределах с 1 июля 2033 года по 1 января 2045 года (суперпозиция двух сроков) в зависимости от толкования.

Статьей 10 (1) Директивы Совета установлено, что в государстве-члене ЕС, где на момент 1 июля 1995 года действует более длительный срок защиты, чем предусмотренный Директивой, положения настоящей Директивы не могут приводить к сокращению вышеупомянутого срока защиты.

На 1 июля 1995 года срок защиты «Маленького принца» составлял 88 лет 120 дней (50 лет после смерти автора + 30 лет + 8 лет 120 дней), который закончится 30 апреля 2032 года (01 января 1945 года + 88 лет 120 дней). В связи с этим новый установленный Директивой Совета срок защиты на 70 лет сокращает защиту «Маленького принца» относительно старого срока на 18 лет 120 дней, что не соответствует ст. 10 (1) Директивы.

Однако, Парламентом Франции при имплементации Директивы Совета не были отменены положения о продлении срока защиты произведений авторов со статусом «Погиб за Францию» и «продления из-за войн». В тоже время судами Франции был разрешен исключительно вопрос относительно срока «продления из-за войн», который поглощается новым сроком Директивы Совета. Таким образом, продление срока защиты «Маленького принца» на 30 лет не исключается в связи со статусом Антуана де Сент-Экзюпери как «Погибшего за Францию», поскольку новый срок защиты ни только не приводит к сокращению старого, но и увеличивает его на 12 лет 8 месяцев и 1 день.

В этом случае срок защиты будет равен 100 годам (70 лет после смерти автора + 30 лет) и закончится 31 декабря 2044 года (01 января 1945 год + 100 лет).

В случае, если в законы Франции не будут внесены соответствующие изменения, то какой именно из указанных сроков будет являться правильным, мы узнаем не ранее чем в 2033 году, пока этот вопрос не будет разъяснен французскими судами.

Российское законодательство также, так же как и французское, содержит расширение для участников мировых войн, которое имеет свои особенности исчисления срока защиты авторского права.

По общему правилу срок действия авторских прав на произведения Антуана де Сент-Экзюпери по российскому законодательству составляет 70 лет с момента смерти автора. Следовательно, срок авторских прав на произведение Маленький принц должен был закончиться 01 января 2015 года.

Вопросом о сроке авторского права на произведение «Маленький принц» занимался Роспатент, и согласно заключению Палаты по патентным спорам от 29 ноября 2018 года (Приложение к решению Роспатента от 30 января 2019 года по заявке № 2017717227) «О признании предоставления правовой охраны товарному знаку частично недействительным» действие исключительного права на произведение «Маленький принц» истекло с 01 января года, следующего за датой смерти Антуана де Сент-Экзюпери (31 июля 1944 года), а именно с 01 января 2015 года произведение «Маленький принц» перешло в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения.

В тоже время пунктом 5 статьи 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Учитывая тот факт, что Антуан де Сент-Экзюпери был участником Второй мировой войны на территории Франции и никогда не был на советско-германском фронте и, следовательно, не был участником Великой Отечественной войны, то можно сделать вывод, что пункт 5 статьи 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему не применим.

Однако, Арбитражный суд города Москвы подтвердил возможность продления прав иностранного автора на его произведение даже в случае, если автор был участником Второй мировой войны, тем самым приравняв участие во Второй мировой войне к участию в Великой Отечественной войне, что подтверждается судебной практикой.

При этом примечательно, что Арбитражным судом города Москвы сделаны указанные выводы раньше на три года относительно указанного выше решения Роспатента.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 октября 2015 года по делу № А40-138888/15 установлено, что ООО «Издательство «ЭКСМО» на основании договора с Editions Gallimard от 01 июля 2010 года принадлежат исключительные права (исключительная лицензия) на произведение «Маленький принц» автора Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно указанному договору ООО «Издательство «ЭКСМО» принадлежат права на издание и распространение на русском языке произведения «Маленький принц» автора Антуана де Сент-Экзюпери на территории всего мира сроком на 5 лет с даты подписания договора, а именно с 20 сентября 2010 года.

Из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2016 года по делу А40-138888/2015 следует, что произведения автора Антуан де Сент-Экзюпери подлежат охране в Российской Федерации до 31 декабря 2018 года в связи с продлением общего срока действия исключительного права на 4 года согласно пункту 5 статьи 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, согласно действующему российскому законодательству и судебной практике срок охраны авторских прав в России на произведение «Маленький принц» составляет 74 года с момента смерти автора, и 1 января 2019 года оно перешло в общественное достояние.

Однако, представители ООО «Издательство «Эксмо» в СМИ в 2015 году занимают позицию расширения сроков защиты авторских прав на произведение «Маленький принц» до 2033 года на территории России.

Аналогичная норма существует и в России. Потому что срок охраны авторских прав лиц, погибших во время войны, продлен на срок действия ВОВ. Поэтому механически отсчитывать 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти, не совсем корректно. Кроме того, согласно Бернской конвенции, страны союза должны охранять произведения иностранных авторов в ровном соответствии со страной происхождения

Вадим Усков
Адвокат

Многие субъекты издательской деятельности в России считают, что период правовой охраны не продлевается, поскольку применяют сугубо российское законодательство, в котором срок охраны авторских прав продлевают на период военных действий. Но, в соответствии с законами Франции, этот период продлевается. А приоритетным является срок, установленный в стране происхождения литературного произведения

Максим Рябыко
Начальник юридического отдела «Эксмо»

13 марта 1995 года Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года. Данная конвенция не определяет приоритет применения срока, установленного в стране происхождения литературного произведения.

Согласно пункту 8 статьи 7 Бернской конвенции срок охраны определяется законом страны, в которой истребуется охрана; однако, если законодательством этой страны не предусмотрено иное, этот срок не может превышать срок, установленный в стране происхождения произведения (правило более короткого срока). В российском праве правило о сравнении сроков воспроизведено в статье 1256 Гражданского кодекс Российской Федерации, и никаких отступлений от него не предусмотрено.

Поскольку российским законодательством установлен 74-летний срок охраны авторских прав, то срок охраны на произведение «Маленький принц» истек 31 декабря 2018 года.

Следовательно, созданная в связи с реализацией Францией положений Директивы Совета путаница с исчислением срока охраны авторских прав на произведение «Маленький принц» не переносится в российское законодательство.

{ "author_name": "Анатолий Мосин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 13, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "subsite_label": "analysis", "id": 167922, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 11 May 2020 19:34:19 +0300", "is_special": false }
Музыка
Послушать новое: The 1975 — Notes On A Conditional Form
Речь Греты Тунберг, желание молодёжи о сексе с Бараком Обамой и огромное количество стилей в одной альбоме.
Объявление на TJ
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
18

Чё-т я даже хз, что сказать по поводу этого расследования. Но всё же, пожалуй, спрошу: зачем?

Ответить
6

Потому что я не нашел такой информации в интернете на русском, решил разобраться и поделиться с другими. 

Ответить

Таинственный Гоша

Ваня
0

можешь снять фильм по "маленькому принцу" и не платить французам

Ответить
1

К слову интересно, лично мне не одна экранизация Маленького принца не зашла. Ну для меня это как экранизировать библию, теряются образы, а идеи в лоб летят. Может просто визуальное повествование слабое было.

Ответить

Таинственный Гоша

пиу-пиу
0

Экранизации не смотрел, саму книгу прочитал в детстве, и она тогда не понравилась. Но, позже, прочитав её юнгианский разбор( Марии Луизы Франц вроде бы) отношение к ней поменялось

Ответить
17

Бля, зашёл решить головоломку от Маленького принца, а в итоге начитался про «народное достояние Шрёдингера»

Ответить
8

Когда мне было шесть лет, в книге под названием "Юридические
истории", где рассказывалось про правовые леса, я увидел однажды
удивительную картинку. На картинке международная организация - ЕС - глотала национальную юрисдикцию.
В книге говорилось: "ЕС заглатывает срок авторских прав целиком, не
жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит 70 лет подряд,
пока не переварит в статус общественного достояния".
Я много раздумывал о полной приключений жизни адвокатов и тоже
нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная? - возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был SOGEX, который проглотил Маленького принца. 

Ответить
0

, но очень интересно 

Ответить
0

Предмет сыр-бора

Ответить
7

В Баку в книжном нашел вот такой интересный вариант. Хз конечно как это читать, но всяко легче этого поста(для меня)

Ответить
4

Бля так хорошо начиналось, но затем было понятно что ты сюда свою курсовую работу по Праву скинул. Че за?

Ответить
3

Такая же очень спорная ситуация, например, у Дневника Анны Франк. 

Правообладатель - Фонд Анны Франк в Швейцарии (основанный ее отцом и двоюродным братом) считает, что в 1947 году была опубликована версия дневника (т.н. версия C) скомпилированная из двух версий ее отцом Отто, и (хотя он не считается со-автором текста, а только со-автором компиляции) потому авторские права на нее распространяются на 70 лет после его смерти в 1980 году.

Права на оригинальные версии дневников Анны, по хорошему, должны были бы истечь через 70 лет после ее смерти в 1945 году, но нет - в ее авторских версиях (версия А и B) дневник был впервые опубликован только в 1986 году, а авторские права на посмертно опубликованные работы в Нидерландах еще распространяются на 50 лет после даты публикации.

Что в других странах? В США авторские права до 2042 года (95 лет со дня публикации для работ, опубликованных до 1978 года), в Испании до 2047го, а вот, например, в Польше закон был изменен в 1952 и 2000 годах - и применяется общее правило 70 лет со дня смерти. Потому, с 1 января 2016 года в Польше был создан гео-ограниченный сайт, на котором выложена авторская версия дневника Анны Франк на оригинальном голландском языке.

К версиям на других языках, соответственно примешиваются еще авторские права переводчика. Сейчас в мире публикуется в основном версия D дневника - скомпилированная Мириам Пресслер, которая умерла в 2019 году, выпущенная впервые в 1991 году - и переводу с нее.

Из-за этих споров о длительности авторских прав, только Фонд Анны Франк может выдавать разрешения на фильмы, театральные постановки и пр. использующие оригинальный текст Анны Франк. Например, разрешения не получила самая детальная биография Анны Франк Мелиссы Мюллер и основанный на ней довольно известный фильм 2001 года Anne Frank The Whole Story, для которого все тексты Анны были специально переписаны.

Был еще один суд - Дом Музей Анны Франк в Амстердаме передал дневник для научного изучения Королевской Нидерландской Академии Искусств и Наук и Huygens Институту Истории Нидерландов. Они запланировали детальное исследование дневника (изучая грамматику Анны, ее психологию по почерку, ее развитие как автора и т.п. - и, например, уже расшифровали две ранее скрытые страницы текста). Фонд опротестовал их работу - но голландский суд поддержал, отметив, что авторские права не должны мешать научному исследованию. Но вопрос о том, в какой форме они смогут опубликовать дневник - остается открытым.

Следует отметить, что только буквально в прошлом году в свет вышла первая полная версия дневника, где были в т.ч. раскрыты некоторые имена, ранее заменяемые символами по просьбе упоминаемых лиц, и некоторые характеристики Анны, данные этим людям. Пока такие пробелы не устранены в тексте "Рассказов" Анны, не входящих в дневник. 

Ответить
1

Очень много букв. Можно отдельно головоломку, чтобы всё не читать?

Ответить
1

Хороший разбор (на прекрасном примере),но даже мне, практикующему юристу,было ох как нелегко читать. Это же TJ, я сюда деградировать прихожу

Ответить
0

Статья интереснее сабжа читается)

Ответить
0

Так я не понял, можно срок обнулить или нет?

Ответить
0

Блядский Дисней

Ответить
Обсуждаемое
Разборы
Безнаказанность матерей-детоубийц: о статье 106 УК РФ ко дню Защиты Детей
В 2012 году молодая мать из Сергиевого Посада Алёна Лоскуткова выбросила из окна свою новорождённую дочь. Наказание суда за это убийство - год ограничения свободы, то есть отсутствие права перемещаться по стране.
Интернет
Массовые протесты в США — только видео: погромы, полицейская жестокость, мародёрство, мирные акции и уборка за собой
Большой репортаж из соцсетей о происходящем в Штатах из-за гибели Джорджа Флойда.
Своими руками
«Если не заплатите 300 тысяч — нам не интересно»: как я первый раз делала ремонт в хрущёвке
Бабушкин ремонт, пьющие и пропадающие мастера, а также другие классические неурядицы.
Популярное за три дня
Животные
Издевательство над лисами на канале Афина-ТВ
Здравствуйте. Вы, возможно, слышали о канале Афина-ТВ, и может быть, даже смотрели его. Это канал на YouTube, принадлежащий Юлии и Сергею Прищепа. Раньше у них был питомник шотландских вислоухих кошек с одноименным названием, а сейчас они снимают видео, где «спасают» животных самыми различными способами. Сегодняшний пост я посвящу проблемам этого…
Интернет
«Первое хорошее событие 2020 года»: как интернет встретил исторический запуск корабля SpaceX с людьми на борту
Поздравления с «новой эрой», колкости в адрес Дмитрий Рогозина и Илон Маск, исполняющий «Земля в иллюминаторе» с помощью DeepFake.
Наука
Первый корабль SpaceX с людьми на борту пристыковался к МКС
На этом основная часть миссии Demo-2 подошла концу — осталось только вернуться на Землю через несколько месяцев.

Прямой эфир