Разборы
kate

Под Иркутском уже много лет есть проблемы с отходами из-за химзавода, но Путин потребовал решить их лишь сейчас. Главное

Президент обвинил власти в «замалчивании экологической проблемы», однако Росприроднадзор и экологи сообщали о них давно.

Фото Анастасии Влади

30 июля Владимир Путин заявил о замалчивании экологических проблем на заброшенном химическом предприятии в Усолье-Сибирском Иркутской области. На «Усольехимпроме» несколько раз происходили крупные утечки опасных веществ, а закрытый 20 лет назад цех ртутного электролиза не очистили от 117 тонн тяжелых металлов — они проникли в почву, воду и промышленные объекты.

В городе ввели ЧС ещё в 2018 году, а в 2019 — режим повышенной готовности из-за техногенной угрозы. О проблеме говорили год назад — в Росприроднадзоре Усолье-Сибирское называли «территорией экологической катастрофы» и обращались в правительство, а регион дважды просил в Минприроды финансирование на очищение предприятия, но им отказывали.

После требования Путина на проблему обратили внимание: территорию пообещали очистить за 10 лет, предприятие от «охотников за металлом» будет охранять Росгвардия, а закон, о котором давно просит Росприроднадзор, наконец-то разработают.

На заводе часто происходили крупные утечки опасных веществ. Иногда — умышленно

Усолье-Сибирское — это город в 80 километрах от Иркутска, там живут примерно 76 тысяч человек. Предприятие «Усольехимпром» работало с 1936 года, считаясь крупнейшим по площади предприятием за Уралом. Завод делал карбид кальция (ацетиленовый комплекс) и хлор с его производными (хлорный комплекс). До 2012 года в разное время там производили ацетилен, наирит, перекись водорода, карбид кальция, металлический натрий и не только.

Происшествий на заводе было много. В 1970 году, спустя два года с начала производства синтетического каучука наирита, произошёл взрыв — полностью разрушился цех, в домах в радиусе четырёх километров выпали стёкла. Производство наирита забросили.

С 1955 по 2008 годы пять раз происходили утечки жидкого хлора. В нескольких случаях пострадали только работники предприятия, но однажды — сразу 115 жителей жилых районов, которых накрыло хлорное облако.

В 1998 году из-за нерентабельности закрылся цех ртутного электролиза, однако на его территории осталось около 117 тонн ртути. Десятки тонн металла попали в реку Ангару. В «приёмнике» цеха до сих пор хранится 725 тонн сульфидного шлама, также содержащего ртуть. После закрытия предприятие не очистили от ртути и его соединений.

Фото usgg.ru

Фото usgg.ru

Производство поликристаллического кремния оказалось недолгой историей: открытый при «Усольехимпроме» «Усолье-Сибирский силикон» фактически работал только с 2005 по 2012 год. Когда материал подешевел в 20 раз, большинство цехов остановились, а сотрудников массово сократили. Чтобы спасти завод, в него инвестировало «Роснано», но в 2017 году «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон» признали банкротом. По данным издания Regnum, предприятия накопили долгов на более чем 14 миллиардов рублей.

За «нарушение правил обращения с экологически опасными веществами» ответили замгендиректора и главный инженер «Усольехимпрома» Владимир Дмитриев, а также глава работ по консервации Игоря Высоцкий. В 2015 году первого осудили на год, второго — на восемь месяцев. Согласно приговору, Дмитриев и Высоцкий умышленно утилизировали отходы, «стравливая [хлор] из контейнеров в атмосферу», а также продавали строительные отходы со ртутью. Обоих освободили от ответственности по амнистии.

На заброшенном предприятии происходили утечки опасных веществ и пожары, а стройматериалы со ртутью грабили и перепродавали

Летом 2018 года на железнодорожной станции закрытого «Усольехимпрома» произошла утечка четырёххлористого кремния, из-за которого жителям рекомендовали не выходить из дома. В ноябре того же года в Усолье-Сибирском ввели режим чрезвычайной ситуации из-за техногенной угрозы из-за того, что с предприятия «в город нелегально вывозят зараженный химотходами металл».

Фото liveangarsk.ru

Фото babr24.com

В 2019 в городе ввели режим повышенной готовности, а вход на территорию «Усольехимпрома» ограничили. Тогда же мэр Усолье-Сибирского Максим Торопкин заявил, что одна из основных проблем предприятия — стоки, впадающие в Ангару: «Превышение допустимой концентрации идёт по всем элементам таблицы Менделеева». Торопкин добавил, что примерно из 70 цистерн с ядохимикатами обследовали только 23: «Осталось ещё более 40, которые не вскрыты, и мы не знаем, что там».

По словам мэра, проект очищения цеха ртутного электролиза был готов, однако его не могли реализовать из-за отсутствия финансирования.

Ртуть до сих пор находится в почве и конструкциях корпусов, которые регулярно разоряют: собирают металлолом и строительные материалы. Но использовать их в новых проектах нельзя из-за вреда для здоровья, поскольку из-за испарений ртуть накапливается в организме, утверждает эксперт Московского общества защиты природы Борис Самойлов: «Люди-то этого не понимают: кто-то увидел лежащие без дела стройматериалы, кирпичи хорошие, взял их и понёс к себе домой. Это плохо может закончиться, особенно для детей».

Фото Наталии Раткевич, IrkutskMedia

В октябре 2019 года «чёрные копатели» попытались вскрыть скважину в 400 метрах от жилых домов — там хранилась жидкость с примесью хлора и щёлочи. Аварию устранили, избежав жертв. В том же году на территории произошло около 15 пожаров.

Почва на заброшенном предприятии пропитана токсичными веществами, а на дне Ангары есть ртуть, которая накапливается в организме рыб, сообщила председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Иркутской области Екатерина Бояркина. По данным местного депутата, который занимается вопросом, ртуть дошла до очистных сооружений Усолья-Сибирского.

«Усольехимпром» продолжает сбрасывать тяжёлые металлы через почву в Ангару. В реку попадают и нефтепродукты — вещества, накопленные десятилетиями в подземных линзах в результате утечек. И речь идёт не только о ртути.

Роман Габов

Путин заявил, что экологические проблемы «Усольехимпрома» замалчивали. Однако о них постоянно говорили региональные власти и Росприроднадзор

Тема отходов в Усолье-Сибирском снова появилась в федеральных СМИ 30 июля. Владимир Путин заявил о длительном замалчивании экологических проблем, пока совещался с исполняющим обязанности главы Иркутской области Игорем Кобзевым. Он поручил изолировать территорию — охранять её будет Росгвардия.

Сейчас обстановка такова, что объекты хранения отходов химического производства находятся в аварийном состоянии. Если по-честному сказать, никто этим толком и не занимался никогда, более того, эту проблему, вместо того, чтобы решать, по существу фактически замалчивали.

Владимир Путин

Кобзев, который в сентябре пойдёт на выборы губернатора, признал, что «все объекты производства, включая почву, подземные воды, пропитаны опасными химическими веществами». Избавиться от отходов сложно из-за того, что завод находится на федеральной земле и имеет несколько собственников, считает депутат Госдумы от Иркутской области Александр Якубовский. По его словам, бывшие владельцы «по сути выжали все соки из неё [промышленной площадки] и бросили, даже не удосужившись законсервировать».

Несмотря на заявление Путина, экологические проблемы «Усольехимпрома» наиболее активно обсуждают с 2019 года. Тогда глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что если не приступить к очищению территории, то есть риск получить «экологический Чернобыль».

В корпусах завода хранятся ёмкости с химически опасными веществами, часть из них находится под давлением. Что там — никто не знает. В скважины, из которых когда-то выбрали солевой раствор, закачали нефтеотходы.

Рядом течёт Ангара, и понятно, если такую скважину прорвёт, река будет загрязнена. Фактически, это территория экологической катастрофы.

Светлана Радионова

Глава Росприроднадзора отмечала, что на территории предприятия допустимые концентрации нормы ртути превышены в 33 тысячи раз: «Где-то ртуть можно пнуть ногой — и она покатится. Я бы никому не советовала находиться в таком месте». Радионова добавила, что в 2019 году они обратились в правительство с просьбой рекультивировать объект.

По данным «Коммерсанта», Минприроды несколько раз отказывало региональным властям на просьбу выделить средства для очистки. Федеральное ведомство объясняло, что собственник «Усольехимпрома» пока не завершил процедуру банкротства. Сравнение Усолье-Сибирского с Чернобылем глава Минприроды Андрей Крючков посчитал некорректным.

Территория, включая почвогрунты, грунтовые и подземные воды, пропитана высокотоксичными хлорорганическими загрязняющими веществами и тяжелыми металлами. Но даже это не даёт права серьёзным учёным на некорректные сравнения «Усольехимпрома» с Чернобылем.

Андрей Крючков

Правительство разработает законопроект об ответственности собственников опасных предприятий, но и он может не помочь

После того, как Путин обратил внимание на проблему, замглавы правительства Виктория Абрамченко пообещала создать в Усолье-Сибирском систему экологического мониторинга. Рекультивацией займётся «Росатом»: первый этап планируют завершить в 2021 году, а полное очищение — к 2030 году. О выделенной сумме средств пока не сообщили, но врио губернатора оценил ущерб в «миллиарды рублей».

Фото vsp.ru

Фото usolie-city.ru

Правительство также намерено разработать закон, который обязывал бы собственников промышленных предприятий ликвидировать «накопленный вред». Год назад Радионова сообщила, что выступала с инициативой подобного законопроекта, но его рассмотрение затянулось.

Если только увеличить штрафы за экологический вред, то это не решит проблему, ведь так затраты на сохранение среды просто перенесутся на налогоплательщиков, считает профессор экономики РАНХиГС Ольга Маликова. Вместе с тем при действующем законодательстве собственники могут объявить банкротство и уйти от ответственности.

Сейчас штраф за нанесение экологического вреда опасными химическими и радиоактивными веществами составляет от 30 до 60 тысяч рублей.

Что появится на очищенном месте, пока точно неизвестно, но местные власти предлагают построить новое предприятие. Кобзев рассказал о нескольких концепциях вроде автозавода, производства древесного угля и завода по сборке лифтов. Правда, мэр города Максим Торопкин отмечает, что экологические проблемы отпугнули уже «около сотни» инвесторов, в том числе из Европы, Китая и Монголии.

Однако эксперт аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza Агван Микаелян заявил, что часть территории восстановить не получится, тем более в срочном порядке, как того требует правительство.

Кардинально решить эту проблему можно только закрытием города, переселением людей, рекультивацией территории, что, безусловно, является крайне сложной задачей.

Агван Микаелян

#происшествия #экология #путин