{"id":919,"title":"\u041f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u0430\u043c \u0441\u043e\u0440\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438, \u0431\u0443\u043c\u0430\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043a\u0430\u043d\u0447\u0438\u043a\u0438 \u2014 \u0432\u043e\u0432\u0441\u0435 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u043c\u0430\u0436\u043d\u044b\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=919&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321539-instrukciya-kak-biznesu-vykidyvat-musor-po-umu&placeBit=1&hash=55dde85b85d8ed809ee55d77cc6b3f56fae5dc6ade5a1caa04a7da62ad7d9dbf","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как создать онлайн-курс, который захочется пройти до конца? Кейс проекта Rukami

Московский фестиваль идей и технологий Rukami, 2019

Жесткий отбор, тотальный контроль и беспрецедентная польза. Мария Тучина, руководитель программы «Обмен практиками» проекта Rukami, рассказывает об онлайн-акселераторе для руководителей технологических кружков, который прошли до конца 70% участников.

Весной, в начале пандемии, события развивались настолько стремительно, что когда стали закрываться общественные пространства, людей отправили на удаленку, а города перешли на осадное положение, пострадали практически все сферы бизнеса, за редким исключением. Но если у опытных предпринимателей была подушка безопасности и управленческий опыт для реагирования на новые реалии, то сфера дополнительного образования оказалась практически полностью парализована новым режимом.

В чем суть?

В технологических кружках детей и подростков учат не только применять современные технологии в проектной деятельности, но и находить прикладные решения актуальных проблем. Здесь молодые изобретатели строят новые сверхлегкие дроны, создают технологии для диагностики ж/д аварий, разрабатывают уникальные тренажеры для борьбы с последствиями инсультов... Особую роль в творческом процессе играет среда, окружение, общение между участниками и наставниками, которые рождают креативные идеи и инновационные решения.

Поэтому для многих наставников и организаторов кружков совершенно невозможно представить себе трансформацию из офлайн-сообщества единомышленников в онлайн-секцию для дистанционных участников. Ситуация осложняется тем, что руководители большинства кружков, особенно в сфере некоммерческого доп.образования, - энтузиасты, увлеченные своим делом, готовые бесконечно делиться опытом и знаниями, но зачастую не обладающие управленческими компетенциями.

В апреле стало понятно, что карантин - это надолго, деятельность технологических кружков по всей стране заморожена, и только единицам удалось успешно “взять” в свою деятельность дистанционный формат и сохранить учеников и педагогов.

За несколько дней для программы обмена практиками Rukami, ориентированной на взрослую аудиторию Кружкового движения НТИ, мы спроектировали новый курс. Еще несколько дней - и мы собрали пул экспертов-практиков, модераторов, кураторов и стартовали отбор в бесплатный онлайн-акселератор для руководителей технологических кружков по переходу из офлайна в онлайн и применении актуальных онлайн-инструментов.

Итоги call to action - 810 заявок из 75 регионов России, из них мы отобрали 569, которых обучали потоками по 10 дней каждый в течение 1 месяца. Как результат - 400 выпускников прошли обучение до конца, то есть приняли участие с минимальным количеством пропусков и разработали проекты развития. Примечательно, что участники сразу применяли полученные инструменты на практике, ещё в процессе акселератора. А некоторые - успевали запустить новые онлайн-продукты.

Понятно, что для многих кружков, особенно “хардовых”, в которых идут сложные разработки на стационарном оборудовании, онлайн - это временный “костыль”, который не является полноценной заменой занятий на офлайн-площадках. Но онлайн позволяет удержать детей в кружке и как минимум передавать теоретические знания.

Итак, что именно мы сделали и почему акселератор получился.

1. Не количество, а качество аудитории

Помочь хотелось всем и сразу. Но нам было важно собрать целевую аудиторию, которой программа действительно будет полезной, - сбросить на старте “мертвые души”, скрывающиеся обычно за черными окошками аккаунтов Zoom с выключенной камерой. Поэтому при регистрации требовалось заполнить довольно серьезную анкету, в которой одним из важных вопросов был вопрос про мотивацию и цель участия в обучении.

Мы очень корректно, но беспощадно отказывали тем, кто пришел из любопытства или с ошибочными ожиданиями. А тем участникам, анкеты которых были неоднозначны, звонил куратор и разговаривал лично.

Так мы, повторю, получили из 810 регистраций 569 высоко мотивированных участников, которые действительно планировали применять полученные знания и инструменты в своей деятельности.

2. Удобный график и посильная нагрузка

В акселераторе занятия шли каждый день в течение 10-12 дней с одним выходным, по два часа каждое. Это оптимальное время, чтобы дать максимум знаний в короткие сроки, и по силам всем участникам, кто мотивирован на результат.

В течение дня потоки начинались в 9-00, 13-00, 17-00. И при регистрации участник мог выбрать удобное время, что крайне важно для региональных участников, имеющих с Москвой другой часовой пояс. Таким образом, мы учли специфику обучения в онлайне и особенности наших участников, предоставив возможность выбирать удобное для занятий время.

3. Постоянный контакт

Все теоретические занятия сопровождались разбором конкретных кейсов и отработкой инструментов в малых группах под руководством модераторов (до 8 человек). Это позволяло не терять контакт с участником и вовлекать его в сотрудничество с коллегами, которые также делились экспертизой, в том числе профильной по конкретным направлениям кружков.

Модераторы вели строгий учет посещений и успехов каждого участника. И если участник по каким-то причинам пропускал занятие, ему дозванивался куратор и уточнял причину. Иногда у пропуска была причина. Но чаще всего участники просто забывали о занятии - звонок куратора “включал” дополнительную ответственность: участник понимал, что организаторам не все равно, куда он пропал, что он для нас важен.

Но были и “потеряшки”, которые путались в календарях, настройках зума, переходили не по тем ссылкам. К середине акселератора у все всё налаживалось, а “балласт”, случайно все-таки прошедший строгий отбор при регистрации, естественным образом “отваливался”, не мешая работе остальным.

4. Практика и реальные кейсы

В онлайн-курсах слушателей часто раздражают банальные набившие оскомину примеры и задания, которые легко найти в свободном доступе, но непонятно, как экстраполировать на собственный проект. Задачей акселератора Rukami было не просто дать участникам набор теоретических знаний, а выпустить их с дорожной картой развития своего проекта и портфелем инструментов по трансформации образовательного продукта из офлайна в онлайн.

Мы сделали упор на практические задания на базе реальные кейсов самих участников. В качестве менторов и наставников были приглашены эксперты, которые развивают собственные образовательные продукты, сталкивались с аналогичными проблемами и уже нашли решение. Таким образом, в рамках каждого нового задания наши слушатели не просто тренировали новые навыки, но и вместе работали над решением собственной проблемы или проблемы коллег.

Результат не заставил себя долго ждать: например, участнику из Севастополя удалось перевести весь свой проект в онлайн, выйти на “новый рынок” во Владивостоке, а сейчас он работает над отдельными образовательными программами для Ямало-Ненецкого автономного округа. А слушательница из Черноголовки придумала новый образовательный продукт и привлекла учеников даже из США.

5. Объединение участников

Проще всего бросить любое начинание, когда ты один: вроде никому ничего не обещал и не должен. Мы хотели создать в акселераторе пространство поддержки. С одной стороны, как я уже говорила, поддержки куратора, а с другой - поддержки в малой группе, в которой участники тестировали полученные инструменты. В таких группах участники могли заряжаться друг от друга и мотивацией, и новыми идеями.

Мы объединили слушателей в группы от 5 до 8 человек, каждой группе помогал модератор. Участники вместе прорабатывали идеи и выполняли задачи, поставленные во время теоретических лекций. Результаты такой сессии с модератором группа презентовала на весь поток (40-50 человек). Так мы создали камерное и доверительное пространство для работы в команде, а с другой стороны — площадку для постоянного обмена знаниями и верификации своих идей.

В результате мы получили мотивированных и заряженных участников, а на выходе из акселератора еще и несколько интересных межрегиональных коллабораций. Например, кружок из Самары запустил новый курс вместе со школой Калашникова из Ижевска, а участники из Перми — интересный проект с кружком из Севастополя.

6. Индивидуальная обратная связь

Онлайн-акселератором мы назвали программу неспроста. Это действительно не просто онлайн-курс, пусть и с “живыми” экспертами, а акселератор, направленный на результат.

Нам было важно не только дать инструменты, но и сделать так, чтобы участники смогли “вырасти” сами и “вырастить” свои проекты. Нам было важно, чтобы не осталось белых пятен, чтобы появилось четкое понимание, как участники могут использовать полученные инструменты в конкретной ситуации, какие решения применимы для них лично, а какие - нет.

Для этого мы сделали доступными индивидуальные консультации. Каждый участник акселератора мог подать заявку на индивидуальное общение с менторами и один на один получить обратную связь по своему проекту.

7. Методические материалы

Мы хотим, чтобы знания и опыт, полученные в акселераторе Rukami, оставались с участниками надолго. Но что еще важнее, чтобы они могли делиться ими с коллегами. Поэтому после акселератора мы смонтировали все содержательные лекции и выложили их на канале в ютьюбе. Но самое важное - мы структурировали все инструменты в удобную электронную методичку и выложили ее в открытый доступ.

В методичку вошли памятки по запуску таргетированной рекламы в социальных сетях, чек-листы по определению целевой аудитории, инфографики о структуре кружка 2.0 и т.п. Получился опорный конспект для выпускников акселератора и подробный “гайд” по трансформации кружков из офлайна в онлайн для тех, кто не смог участвовать.

7* Не останавливаемся!

Акселератор Rukami стал ситуативным ответом на проблему, которая возникла этой весной перед всеми кружками технического творчества. Но разработанный подход оказался не только только своевременным, но и крайне эффективным и вовлекающим.

Поэтому в ноябре мы открыли новый набор! Его участники подробно разберут, как проектировать онлайн-продукты с использованием методов дизайн-мышления, познакомятся с лучшими техническими решениями для организации онлайн-обучения, узнают, как правильно упаковать и продвигать онлайн-продукты и сервисы кружка. А главное, смогут найти единомышленников из других регионов! А мы постараемся повторить успех первого набора и протестировать новые стратегии организации онлайн-обучения.

0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Параллельный жар

Комментарий удален по просьбе пользователя

2
Параллельный жар

туторы на английском с индийским акцентом

1
Параллельный жар

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

2

отзеркалить фотку - слишком сложно

0

1. Сделать интересно.
2. Сделать бесплатно.
3. Зарабатывать на полученных пользователем знаниях.

0

Обожаю, когда кто-то готовит материал на серьезных щах, но для публикации выбирает TJ и сразу же пропадает с радаров из-за минусов.
Или материал не тот, или площадка не та.

0

Вам не курсы нужны, а ментор или наставник, который поможет под ваш конкретный запрос и цель. Поищите тут https://www.facebook.com/groups/digital.mentors

0
Читать все 8 комментариев
null