Разборы
kate

Власти Мексики закупали шпионское ПО для борьбы с преступностью — но продавали его картелям и следили за журналистами

Бандиты сами покупали ПО или заказывали слежку у полиции. Под наблюдение часто попадали активисты, которые случайно устанавливали вредоносные программы через SMS.

Федеральная мексиканская полиция Фото AP

С 2012 года в Мексике закупали шпионское программное обеспечение для борьбы с наркокартелями и преступностью, однако зачастую им пользовались совсем для других целей. При помощи ПО полиция следила за активистами и журналистами — десятки из них убиты после расследований о коррупции и связи властей с преступными группировками, выяснила международная сеть журналистов-расследователей Forbidden Stories.

Доступ к шпионскому ПО получали и сами наркокартели — если не могли купить его, то обращались за помощью в слежке к полиции. Власти утверждают, что не пользуются подобными программами после нескольких скандалов, однако журналисты заметили признаки обратного.

Мексика была одним из крупнейших импортёров израильского шпионского ПО

Мексиканские власти закупили шпионское программное обеспечение более чем у 20 зарубежных технологических компаний, в том числе израильской NSO Group и итальянской Hacking Team. ПО было необходимо федеральной и местной полиции для борьбы с преступными группировками, а в особенности с наркокартелями. Использовать его в других целях нельзя.

Правда, часто шпионское ПО покупают у властей и используют сами преступники и коррумпированные чиновники для слежки и давления на «врагов» и журналистов.

Forbidden Stories — союз 60 журналистов-расследователей из 18 стран и 25 СМИ, в том числе американского издания The Washington Post, британского The Guardian, французского Le Monde и других.

Мексика стала одним из крупнейших клиентов израильской компании NSO Group, разработавшей шпионскую программу Pegasus. В 2014 году мексиканская генеральная прокуратура заключила контракт с компанией на 32 миллиона долларов. С 2018 года Мексика также приобрела у Великобритании оборудование «для перехвата и глушения» на 300 тысяч долларов — его можно использовать для прослушивания разговоров, считают аналитики.

Кажется, что почти все существующие технологии [слежения] в какой-то момент были отправлены в Мексику, продемонстрированы там или, возможно, использовались там.

Джон Скотт-Рейлтон

Оборудование для слежки поступает в федеральную и региональную полицию, которую нередко обвиняют в связи с преступными группировками — так доступ к шпионским ПО может попасть к картелям. На суде над наркобароном Хоакином Гусманом, известным как «Эль Чапо», его инженер сообщил, что купил «оборудование для перехвата телефонных разговоров и сообщений» для одного из крупнейших картелей «Синалоа».

Если у картеля такого оборудования нет, он может за взятку обратиться к мексиканским властям для слежки, пишет The Guardian со ссылкой на чиновника в Управлении по борьбе с наркотиками США.

Мы видели пояснение, в котором проблемы безопасности в Мексике и насилие, связанное с организованной преступностью, используются в качестве аргумента в пользу того, чтобы потратить большие суммы денег на приобретение [шпионских] технологий. Хотя, как мы знаем, в Мексике границы между организованной преступностью и правительством не существует или она часто очень размыта.

Луис Фернандо Гарсия

Шпионские программы применяли коррумпированные чиновники и картели для давления на журналистов и активистов

Мексика — одна из самых опасных стран для журналистов. С 2000 года там убили 119 представителей профессии. Треть всех нападений на них совершают государственные чиновники, пишет The Guardian.

С 2016 года сообщения о шпионских атаках журналистов в Мексике появлялись ежегодно. В 2016 году при помощи Pegasus злоумышленники пытались получить доступ к телефону главного редактора мексиканского издания Proceso Хорхе Карраско, который в то время исследовал оффшорные документы. Он получил SMS-сообщение текстом: «Привет, Хорхе. Делюсь памяткой, которую опубликовал сегодня Animal Politico. Думаю, этим важно поделиться».

После перехода по ссылке на его телефон установилась бы программа, которая позволяла взломщикам получить доступ ко всем данным, а также удалённо включить камеру и микрофон для прослушивания. С того же номера телефона сообщения с вредоносными ссылками получала известный журналист Кармен Аристеги, которая занималась расследованиями, связанными с тогдашним президентом Энрике Пенья Ньето.

Сообщение от злоумышленников мексиканскому журналисту Хорхе Карраско Фото Forbidden Stories

Данные, которые могут перехватить при помощи ПО NSO Иллюстрация Hacking Team Leak

В 2017 году попыткам взлома подверглись несколько специалистов из мексиканских институтов питания, активно выступавших за сохранение налога на газированные напитки, тогда как компании-производители требовали его снижения. Позже 76 вредоносных сообщений получили журналисты и правозащитники, занимавшиеся расследованиями коррупционных сфер и защитой прав людей в Мексике.

В 2018 году жертвами шпионского ПО стали журналисты издания Rio Doce, которое специализировалось на расследованиях о мексиканских картелях. За два дня до атак основателя газеты убили — телефон его жены также пытались взломать при помощи Pegasus. По данным канадской лаборатории Citizen Lab, исследующей технологии, права человека и кибербезопасность, к середине 2019 года 25 журналистов, правозащитников и антикоррупционных чиновников подверглись шпионской атаке в Мексике.

25 журналистов, правозащитников, медицинских и правительственных чиновников, а также антикоррупционеров подверглись шпионской атаке в Мексике к марту 2019 года Иллюстрация Citizen.lab

В одном из самых опасных для журналистов мексиканских штатов шпионят уже больше 20 лет — власти могли прослушать телефоны «в любой момент»

В штате Веракрус, где за 20 лет убили 28 журналистов, ещё с 1990-х работает шпионское подразделение Министерства общественной безопасности. Тогда для сбора информации о «политических оппонентах» разведка использовала сеть платных информаторов: официантов, чистильщиков обуви, наркоторговцев и фиктивных журналистов и активистов, рассказал Forbidden Stories государственный чиновник, работавший в то время на нескольких губернаторов. Данные, собранные разведкой, хранились в личных файлах журналистов.

В 2012 году в Веракрусе стали пользоваться пробной версией шпионской программы RCS, а в 2017-2019 годы штат официально приобрёл европейские системы для наблюдения. «Местные власти могли подключаться к телефонам людей и в любой момент знать, чем они занимаются», — сообщил один из чиновников. В 2018 году губернатор объявил о прекращении шпионских действий, но Forbidden Stories не удалось выяснить, слежку прекратили совсем или лишь приостановили.

В Веракрусе есть очень сложные шпионские технологии. Это не Pegas, но он так же хорош. Аналитики разведки очень опытны и обладают навыками и технологиями, чтобы взламывать телефоны и компьютеры.

источник Forbidden Stories

Одной из самых известных жертв среди журналистов в Веракрусе стала Регина Мартинес из мексиканского издания Proceso. Её избили и задушили в собственном доме в 2012 году. Мартинес выпускала расследования о двух губернаторах штата Фиделе Эррера и Хавьере Дуарте, при которых возросла преступность. Журналистка обвиняла глав в отсутствии борьбы с наркокартелями, которые фактически стали властью в регионе, а также обвинила мексиканскую армию в изнасиловании и убийстве 72-летней женщины.

Убитая мексиканская журналистка Регина Мартинес Фото Proceso

В 2010 году Мартинес появилась в списке «критически настроенных журналистов» и была одной из пяти человек, которые считались наиболее опасными для коррумпированных мексиканских чиновников. На всех, кто был в таких списках, разведка собирала данные об их семьях, коллегах, посещаемых местах, а также о политической и даже сексуальной принадлежности, пишет Forbidden Stories. Бывший коллега Мартинес Андрес Тимотео сообщил, что женщина знала, что за ней шпионили: «Она слышала звуки своего телефона, эхо. Но за всеми нами шпионили. Это было частью повседневной жизни».

По версии следствия, женщину убили грабители, ворвавшиеся в дом, а её смерть не связана с журналистской деятельностью. Однако её коллеги и общественность с этим не согласны.

В 2018 году власти Мексики заявили о прекращении пользования Pegasus, однако его могли продолжать поставлять в страну в 2019 году

В мексиканском правительстве обещали провести расследование об использовании шпионского ПО против гражданского населения, однако неизвестно, занимается ли этим прокуратура — на запрос Forbidden Stories там не ответили. В 2018 году президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что в стране прекратят использование Pegasus, однако подтверждений этому не было.

После 2018 года власти могли приобретать шпионское ПО при помощи коррупционных схем и посредников. В этой сфере закупки часто происходят без прозрачной системы тендеров.

Посредниками становятся частные охранные предприятия и подставные компании, которые покупают ПО по завышенной цене, взымая комиссию около 30%. Владельцы таких организаций подкупают нужных чиновников и заключают контракт. «Это превращается в гонку за влиянием. Компании и посредники борются за то, чтобы подружиться с чиновником, который принимает решение о том, кому передать контракт [на покупку ПО]», — отметил директор организации RD3, занимающейся цифровыми правами Фернандо Гарсиа.

В 2019 году две посреднические компании продолжали импортировать шпионские технологии из Израиля в Мексику, пишет Forbidden Stories со ссылкой на аналитиков центра C4ADS.

В NSO Group заявили, что компания расследовала неправомерное использование шпионских технологий и «во многих случаях NSO [расторгала] контракты и разрывала отношения с клиентами после выявления злоупотреблений».

В 2018 году против NSO возбудили дело за халатность компании по отношению к злоупотреблением шпионскими технологиями мексиканскими властями, пишет Forbidden Stories. Однако детали дела не раскрываются по требованию компании — она настояла на сохранении конфиденциальности.

Бывший сотрудник итальянской технологической компании Hacking Team заявил, что во время работы руководство не уделяло достаточно внимания злоупотреблениям шпионскими системами со стороны властей, а отчёты составлялись для галочки. «Раньше они представляли отчёты, в которых говорилось: „В этой стране всё в порядке“ или „в этой стране не всё в порядке, но всё же можно ей продавать [ПО]“»,— отметил сотрудник.

#технологии #мексика #бизнес #происшествия