Разборы
Аня Бегиашвили

На пресс-конференции Путина спросили про расследования о его семье и отравлении Навального. Краткий анализ его ответов

Президент впервые признал слежку за Навальным и назвал Госдеп автором расследования про своего экс-зятя.

17 декабря во время ежегодной пресс-конференции Владимир Путин впервые прокомментировал расследования о причастности ФСБ к отравлению Алексея Навального и о своём бывшем зяте Кирилле Шамалове. Вопрос задал журналист Life Александр Юнашев.

«Некоторое время назад вышло несколько интересных расследований. Например, про вашу дочь, бывшего зятя Шамалова, других якобы близких вам людей (Возможно, речь идёт о предполагаемой третьей дочери Путина Елизавете — прим. TJ). На этой неделе вышло расследование про Алексея Навального. Почему до сих пор не возбуждено дело по факту его отравления и кто его отравил? Скажите, пожалуйста» — спросил Юнашев.

Путин довольно долго отвечал, как обычно, не назвав Навального по имени, а также переложив ответственность на Госдеп и иностранные спецслужбы.

Про бывшего зятя и его акции в «Сибуре»

Расследование о Кирилле Шамалове — бывшем муже Катерины Тихоновой, которую считают дочерью Путина, опубликовало 7 декабря издание «Важные истории». Согласно материалу, в июне 2013 года — вскоре после свадьба Шамалова — один из его офшоров купил 3,8% акций нефтехимической компании «Сибур» за 100 долларов, тогда как они стоили 380 миллионов долларов.

Ещё в 2018 году Bloomberg писал, что за полгода до расставания с Тихоновой Шамалов продал пакет акций «Сибура», ничего на этом не заработав, так как акции были «гарантией доверия со стороны президента России». Вот как Путин прокомментировал эту информацию (для удобства TJ незначительно сократил цитаты).

«Прочитать этот материал невозможно. Там такая компиляция, всё навалено в одну кучу, что я так до конца и не дочитал. Но на что я хотел бы обратить внимание сразу: там всё время говорится „зять президента“, „зять президента“. В конце пишут, что всё-таки бывший зять. По ходу пьесы всё время ввинчивают в сознание читателя, что это зять.

Второе: „Президент Путин запретил элитам иметь активы за границей“. Это госслужащим запрещено иметь финансовые активы за границей. Компания, о которой идёт речь, — это на 100% частная компания, там нет ни одной акции государства. Компания опубликовала свои данные на этот счёт».

Формально «Сибур» — это действительно частная компания. Её акции делят между собой российские предприниматели Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко (его считают другом путина и «королём госзаказа), действующий и бывший менеджмент «Сибура», китайский инвестиционный фонд и китайская нефтегазовая компания. «Важные истории» в своём расследовании не называют её государственной (только «стратегической»), но упоминают закон о запрете для чиновников и руководителей госкомпаний иметь финансовые активы не в России. А затем журналисты пишут, что «роскошный дом Шамалова и Тихоновой в Усове также вряд ли мог понравиться Путину», так как он осуждал нескромность руководителей госкомпаний.

Тем не менее, Шамалов в интервью утверждал, что у него вообще нет зарубежных активов: «Я родился, вырос и живу в России. И бизнес мой тоже здесь. Причем весь в российской юрисдикции, а не в офшорах». А в октябре 2015 года Путин одобрил выделение «Сибуру» около 111,5 миллиардов рублей из средств Фонда национального благосостояния, предназначенного для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«Оказывается, были программы поощрения высшего менеджмента. И вот господин Шамалов, так же, как и другой высший менеджмент, получил по единому правилу. Есть и другие программы для другого уровня управления, они получили по другим правилам».

«Сибур» сразу объяснил гигантскую скидку для Шамалова «программой дополнительной мотивации» руководящих менеджеров компании. «Условия продажи акций по упомянутой Вами сделке не отличались от условий продажи для ряда других менеджеров, эксклюзивных условий персонально для Шамалова не было», — заявил председатель правления Дмитрий Конов. Компания не отрицает, что акции достались Шамалову за 100 долларов. Сделка содержала ещё несколько условия: экс-зять Путина взял на себя пропорциональную часть долга компании Themis Holdings, владевшей акциями «Сибура» и отказался от компенсации в рамках предыдущей программы мотивации.

Однако, судя по контрактам 11 топ-менеджеров, изученным «Важными историями», остальные участники мотивационной программы платили за акции реальные деньги со скидкой около 15 % от их рыночной стоимости. Шамалов же заплатил в несколько миллионов раз меньше.

«Обратите внимание, что написано в начале: „Неизвестный аноним преследует непонятные нам цели“. А дальше, получается, всплывают уши этого анонима. Что я имею в виду? Написано, что это примерно то же самое, что было в 2016 году, когда криминальные российские хакеры, связанные с российской военной разведкой, вскрыли электронную почту членов Демократической партии США.

Ну вот вам этот аноним и понятен. Кто называл этих хакеров криминальными элементами, связанными с российской военной разведкой? Это Госдеп и спецслужбы США. Вот они и являются авторами на самом деле. Во всяком случае по их заданию это сделано».

Да, «Важные истории» оговариваются, что документы им, как и другим журналистам, не заинтересовавшимся темой, предоставил анонимный источник. Скорее всего, он получил доступ к почте Шамалова, воспользовавшись данными из архива «Коллекция № 1», появившегося на хакерской форуме. Журналисты не знают, какие у него мотивы.

Аноним рассказал, что пытался предупредить Шамалова о том, что у него «утащили почту», и поставил перед авторами текста одно условие — не использовать медицинские данные. Чтобу убедиться в достоверности информации, «Важные истории» проверяли реальность адресов, разговаривали с некоторыми отправителями, а также сверялись с открытыми источниками: реестрами компаний и недвижимости, соцсетями и многим другим.

Но расследование про Шамалова и Тихонову никак не связано со взломом американских политиков. В тексте этот случай упоминают только в разделе про этичность расследований, основанных на подобных утечках. «Важные истории» напоминают, что сам Путин в интервью агентству Bloomberg по поводу взлома почт членов Демократической говорил: «Разве имеет какое-то значение, кто взломал эти данные? Важно, что эта информация стала публичной. Не нужно отвлекать общественное внимание от сути проблемы, поднимая несущественные вопросы, связанные с поиском тех, кто это сделал?»

Издание при этом ссылается на вердикт Минюста США, согласно которому киберпреступники, участвовавшие в атаке, работали на военную разведку России.

Обновлено в 19:40: Шамалов впервые высказался про покупку акций «Сибура» за 100 долларов. Он рассказал, что являлся участником опционной программы мотивации компании наравне с десятками других менеджеров, поэтому приобрёл акции за такую цену. Шамалов также заявил, что «расследование направлено на дискредитацию репутации».

Условия моего участия в программе не отличались от условий Дмитрия Конова, Михаила Карисалова, Павла Малого, Михаила Михайлова и других топ-менеджеров. Это обстоятельство позволяет акцентировать внимание общественности на том, что любые рассуждения об уникальности моего положения в опционной программе не соответствуют действительности, носят спекулятивный характер и направлены на дискредитацию моей бизнес-репутации.

Кирилл Шамалов

Про причастность ФСБ к отравлению Навального

Расследование отравления Алексея Навального провели Bellingcat, The Insider и CNN при участии Der Spiegel. Главные выводы авторов:

  • Навального отравили сотрудники специального подразделения Института криминалистики ФСБ;

  • Отравление в Томске было уже второй попыткой. Двумя месяцами ранее сотрудники спецслужбы «чуть не убили» Юлию Навальную. С ней всё обошлось временным недомоганием;
  • ФСБ плотно следила за Навальным с января 2017 года — с момента его объявления о желании баллотироваться в президенты России. Один из фигурантов статьи поселился в соседний от него подъезд и ездил в Сибирь по тому же маршруту и в те же даты, что и Навальный.

Журналисты опубликовали имена и фотографии предполагаемых отравителей. Одним из их доказательств были биллинги телефонных разговоров ФСБ-шников.

«Это не какое-то расследование. Это легализация материалов американских спецслужб. А чё, мы не знаем, что они локацию отслеживают, что ли? Наши спецслужбы хорошо понимают и знают это. И сотрудники ФСБ, и других специальных органов. И они пользуются телефонами там, где считают нужным не скрывать своё место пребывания.

Если это так — а это так, я вас уверяю — значит, что пациент берлинской клиники пользуется поддержкой спецслужб США в данном случае. А если это правильно, тогда спецслужбы, конечно, должны за ним присматривать.

Но это совсем не значит, что его травить нужно. Кому он нужен? Если бы уж хотели, наверное, довели бы до конца».

Путин впервые публично признал, что спецслужбы следят за Навальным. Его слова после пресс-конференции подтвердил Дмитрий Песков. На вопрос журналиста «Дождя» о том, зачем следят за оппозиционером, пресс-секретарь президента рассказал о двух причинах. Первая — за ним «присматривают» из-за «растущих ушей спецслужб» других стран. Вторая — его высказывания с призывами о свержении власти «вызывают много вопросов».

Сам факт слитых баз с данными россиян и возможность их купить Путин не прокомментировал. Непричастность властей к отравлению Навального он объясняет только фразами вроде «если бы хотели, довели бы до конца» и отмечает, что после требования Юлии Навальной «в ту же секунду» выпустил политика на лечение в Германию. Отравление Навального президент считает трюком в политической борьбе и «нападением на первых лиц».

#линияпутина2020 #отравлениенавального #путин #политика