Разборы
Ольга Щербинина

H&M, Nike и другие бренды столкнулись с бойкотом в Китае. Компании критиковали ситуацию в лагерях уйгуров

Знаменитости разрывают контракты с брендами, маркетплейсы убирают одежду с сайтов, а пользователи соцсетей сжигают кроссовки.

Пользователи китайских соцсетей начали демонстративно сжигать продукцию брендов Скриншот Insider

Жители страны критикуют бренды из-за их позиции против предполагаемого использования принудительного труда уйгуров для производства хлопка в западном регионе страны Синьцзян, пишет CNN. Государственные СМИ обвинили компании во лжи, знаменитости начали разрывать с ними контракты, а товары H&M пропали из китайских интернет-магазинов.

Уйгуры — мусульманское меньшинство, проживающее большей частью в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. С 2018 года правозащитники и СМИ неоднократно обвиняли Пекин в содержании уйгуров в лагерях «перевоспитания» и использовании их в качестве бесплатной рабочей силы. В декабре 2020 года в США ввели запрет на импорт хлопковых изделий из Синьцзяна.

Бойкот H&M

Возмущение возникло после того, как группа, связанная с правящей Коммунистической партией, опубликовала сентябрьское заявление H&M о Синьцзяне в китайской социальной сети Weibo. В сообщении компании говорилось, что она «глубоко обеспокоена» из-за информации о принудительном труде, а также религиозной и этнической дискриминации на производстве хлопка.

О заявлении H&M вспомнили после того, как ЕС, Великобритания, США и Канада ввели санкции против Китая за нарушения в стране прав человека. Они направлены на высокопоставленных чиновников Синьцзяня. Это вызвало негативную реакцию со стороны правительства страны, которое называет лагеря «центрами профессионального обучения», предназначенными для борьбы с бедностью и религиозным экстремизмом. Пекин ответил собственными санкциями против политиков и организаций ЕС, заявив, что они «злонамеренно распространяют ложь».

Коммунистический союз молодёжи осудил позицию H&M. «Распространять слухи о бойкоте хлопка из Синьцзяна, при этом желая заработать деньги в Китае?» — написала организация на Weibo.

Государственный телеканал CGTN опубликовал видео, в котором показано, как «на самом деле» собирают хлопок в Синьцзяне — с использованием технологий и автоматизации. Один из спикеров в ролике говорит, что люди борются за работу в Синьцзяне, поскольку там много платят.

В итоге товары бренда пропали из китайских интернет-магазинов. Официальный магазин H&M недоступен на платформе Tmall, а поиск товаров H&M на платформах Taobao, Pinduoduo, and JD.com не выдаёт никаких результатов. Несколько китайских знаменитостей заявили, что прекращают отношения с брендом. Картографические приложения Baidu, Gaode и Tencent присоединились к другим крупным онлайн-платформам, заблокировав у себя показы магазинов H&M.

В H&M сказали, что всегда поддерживали высокие стандарты, а также прозрачность в своей глобальной цепочке поставок. Там подчеркнули, что компания уважает китайских потребителей, а её заявления не несут политический характер.

Nike и другие компании

После бойкота H&M гнев пользователей распространился на другие западные бренды. Они призывают бойкотировать компании, которые выпускали аналогичные заявления. Почти год назад компания Nike заявила, что «обеспокоена сообщениями о принудительном труде в Синьцзяне». Там подчеркнули, что не используют текстиль или пряжу из этого региона. Пока что продукция компании доступна в Китае, пишет Forbes.

Пользователи соцсетей начали постить видео, на которых сжигают кроссовки, пишет Insider. «Я сжег все свои кроссовки. Это вопрос национальной гордости. Мы не потерпим унижения», — написал один из них.

В Weibo распространился хештэг «Я поддерживаю хлопок из Синьцзяна», который начали использовать многие китайские знаменитости. По данным госканала CCTV, они также начали разрывать контракты с Nike, Calvin Klein, Adidas, Tommy Hilfiger, Uniqlo, Converse, Puma и другими брендами.

#китай #nike #соцсети #одежда #handm