{"id":860,"title":"\u041f\u043e\u043b\u0451\u0442 \u043a \u042e\u043f\u0438\u0442\u0435\u0440\u0443 \u0432 \u043d\u043e\u0432\u043e\u043c \u0440\u0435\u043b\u0438\u0437\u0435 \u0412\u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u0438\u0441\u0430. \u041a\u043e\u0434\u0437\u0438\u043c\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0437\u0430\u0446\u0435\u043d\u0438\u043b","url":"\/redirect?component=advertising&id=860&url=https:\/\/tjournal.ru\/umg\/450423-poslushat-novoe-kosmicheskaya-opera-ot-sozdatelya-saundtreka-k-begushchemu-po-lezviyu&placeBit=1&hash=d7cf24ebd26468490c3963a5f0d2007e10183cc7470e797c409220708a49a72a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Разборы
Яна Ломакина

Cписок 88: кого и за что российские власти объявили СМИ-иностранными агентами Статьи редакции

«Проект», VTimes, «Медуза» — медиа-участники реестра либо закрываются, либо продолжают работу с большим трудом.

Фото Василия Шапошникова/«Коммерсантъ»

С 2017 года Министерство юстиции признало десятки изданий и журналистов СМИ-иностранными агентами. После получения нового статуса многие из этих медиа потеряли доходы, некоторые закрылись. TJ рассказывает главное о СМИ-иноагентах.

Обновлено 20 августа: В материал добавлены ещё 15 изданий и журналистов, которых Минюст внёс в реестр «иностранных агентов».
Обновлено 8 октября: В материал добавлены ещё 36 изданий и журналистов.

Поправки в закон «О СМИ»

Минюст получил право определять СМИ-иноагентов после поправок в закон «О СМИ». Их внесли после того, как власти США решили внести российский телеканал Russia Today и информагентство Sputnik в список иноагентов. Госдума приняла проект во втором и третьем чтении за один день, Владимир Путин подписал документ 25 ноября 2017 года.

Согласно поправкам, любая структура, получающая финансирование из-за рубежа и распространяющая информацию, может быть объявлена СМИ-иностранным агентом. После получения соответствующего статуса она должна ежеквартально отчитываться о работе, доходах, расходах и маркировать материалы пометкой, что автор — иностранный агент.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

https://meduza.io/feature/2021/07/16/vmeste-s-dzheffom-bezosom-v-kosmos-otpravitsya-18-letniy-syn-finansista-iz-niderlandov?utm_source=twitter&utm_medium=main
Типичная публикация «Медузы» после признания СМИ-иноагентом

За нарушение порядка деятельности СМИ-иноагента предусмотрены штрафы до 5 миллионов рублей. Например, с марта 2021 года Роскомнадзор составил на гендиректора «Радио Свобода» Андрея Шарого 390 протоколов за неисполнение требований закона о маркировке. Общая сумма штрафов составила 71,5 миллионов рублей.

Работа СМИ-иноагентов формально в России разрешена. Размещать у них рекламу, перечислять деньги или публично разделять взгляды законом не запрещается. Однако статус иностранного агента на деле лишает СМИ доходов и источников информации. Включение в реестр создаёт для работы как минимум три проблемы:

  • Потеря доходов из-за ухода рекламодателей. По закону СМИ-иноагенты обязаны маркировать все свои материалы, включая страницы с рекламой. Рекламодателям это не нравится и они отказываются от сотрудничества.
  • Сокращение штата. Журналисты покидают редакции СМИ-иноагентов, поскольку тоже могут получить такой статус — в этом случае они тоже будут отчитываться перед Минюстом.
  • Отказ от сотрудничества. Эксперты и источники информации не дают комментарии, поскольку считают, что это опасно и не хотят, чтобы их связывали с этими изданиями. Нет гарантий, что человека, поддерживающего иностранного агента, самого не наделят таким же статусом.

СМИ-иностранные агенты

«Голос Америки», «Радио свобода» и другие проекты, близкие к изданию

Первыми, в декабре 2017 года, в реестр внесли девять изданий: «Голос Америки», «Радио свобода» и другие проекты, близкие к радиостанции, которые финансируются правительством США. Так в реестр в декабре 2017 года попали:

  • телеканал «Настоящее Время» (базируется в Праге, освещает жизнь российской провинции);
  • татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (AzatliqRadiosi);
  • «Сибирь.Реалии»;
  • «Idel.Реалии» (пишет о жизни жителей Поволжья);
  • «Фактограф» (сопоставляет заявления чиновников с реальными фактами и мнениями экспертов);
  • «Кавказ.Реалии»;
  • «Крым.Реалии» (регулярно публикует материалы, в которых освещение присоединения Крыма к РФ резко противоречит российской официальной линии — присоединение называют «аннексией» и «оккупацией»).

Радиостанция «Голос Америки» начала вещание в 1942 году, «Радио Свобода» — в 1950 году на территории Западной Германии. С началом холодной войны на радиостанциях появились русскоязычные редакции. В советские годы они были одними из главных альтернативных источников информации для жителей СССР. Передачи «глушились» властями до конца 1980-х годов.

В декабре 2020 года Минюст признал ещё один проект «Радио Свобода», издание «Север.Реалии», СМИ-иностранным агентом.

Медиа включили в реестр на основе материалов, которые поступили из комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела России. Депутаты обвинили издание в «оправдании экстремизма», «пропаганде легализации наркотиков» и нарушении законов во время освещения российских выборов.

В феврале 2020 года в реестр СМИ-иноагентов также внесли российское юридическое лицо радиостанции «Радио Свобода» — РОО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Его зарегистрировали в России в соответствии с требованиями для СМИ, признанных «иностранными агентами». Издания, которыми владеет РОО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», продолжают работу.

Чешское информационное агентство «Medium-Orient»

Агентство включили в список СМИ-иноагентов в декабре 2020 года — по какой причине, Минюст не уточнил.

«Medium-Orient» — учредитель информационного агентства Caucasus Times. Оно специализируется на новостях Юга России и Закавказья. Помимо новостей, агентство публикует аналитические обзоры социально-экономических событий в регионе и проводит социологические исследования.

Главный офис «Medium-Orient» находится в Праге и финансируется институтом «Открытое общество» — региональным фондом миллиардера Джорджа Сороса.

«Медуза» и «Первое антикоррупционное СМИ»

23 апреля 2021 года Минюст внёс компанию SIA «Medusa Project», зарегистрированную в Латвии, и ООО «Первое антикоррупционное СМИ» в реестр «иностранных агентов».

«Первое антикоррупционное СМИ» — федеральное средство массовой информации, специализирующееся на борьбе с коррупцией в России. Зарегистрировано в Москве.

В Минюсте заявили, что издания включили в список после сообщения госоргана об иностранном финансировании медиа — кто именно это был, Минюст не уточнил. По словам источника «Открытых медиа» в администрации президента, «Медузу» внесли в чёрный список в ответ на действия Латвии. Собеседник издания отметил, что «настало время отвечать» на то, что страна последовательно блокирует вещание и сайты российских государственных каналов. Хотя «Медуза» отношения к властям Латвии не имеет.

Координатор «Правозащиты Открытки» Анастасия Буракова (вместе с адвокатом Сергеем Бадамшиным представляла интересы «Медузы» в суде) сообщила, что издание внесли в реестр через три дня после жалобы члена московской ОНК в Роскомнадзор. Александр Ионов 20 апреля написал ведомству, что медиа цитировало материалы СМИ-иноагентов, управляется латвийским юрлицом и финансируется грантами двух иностранных НКО.

Главный редактор «Медузы» Иван Колпаков отметил, что из-за нового статуса в работе издания появились три угрозы: потеря рекламодателей, отказ экспертов и источников информации от сотрудничества, а также давление на авторов — они тоже могут получить статус иноагентов.

29 апреля «Медуза» заявила, что потеряла рекламодателей. Издание отказалось от офисов, урезало зарплаты на 30-50% и объявило сбор пожертвований. 11 мая издание обжаловало в суде включение в список иноагентов, но иск «Медузы» не удовлетворили.

VTimes

14 мая 2021 года Минюст внёс юрлицо, выступающее администратором домена VTimes.io, в реестр «иностранных агентов». Под этим доменом работало издание VTimes, основанное бывшими журналистами «Ведомостей».

После признания «иностранным агентом» редакция заявила, что издание закроется, поскольку «ярлык „иноагента” разрушил бизнес-модель» СМИ. VTimes прекратило работу в День независимости России — 12 июня.

Бывшие редакторы и журналисты «Ведомостей» уволились из газеты после смены собственников и руководства и осенью 2020 года и запустили VTimes. Издание писало об экономике, финансах, бизнесе, экологии, здоровье, образовании. Советником проекта был медиаменеджер Дерк Сауэр — в 1999 году он совместно с The Wall Street Journal и Financial Times основал «Ведомости». Основные источники финансирования издания, помимо рекламы, – деньги частных жертвователей и некоммерческих организаций.

The Insider

23 июля в реестр попало издание The Insider, занимающееся журналисткими расследованиями. Среди главных тем — отравления и преследования активистов и общественных деятелей сотрудниками ФСБ, операции ГРУ с «Новичком» в Европе, коррупция.

Главный редактор The Insider Роман Доброхотов заявил, что издание не будет выполнять требования Минюста и маркировать свои материалы после признания иноагентом. По его словам, СМИ продолжит работу в прежнем формате.

«Дождь» и «Важные истории»

20 августа в список «иностранных агентов» попали ООО «Телеканал „Дождь“» и и юрлицо интернет-издания «Важные истории» Istories fonds, зарегистрированное в Латвии.

Председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарёв заявил, что «Дождь» «неоднократно попадал в поле зрения комиссии», материалы поступали «от различных организаций и граждан».

Редакция «Важных историй» заявила: «Мы не скрывали от читателей, что зарегистрированы за границей. делали мы это для того, чтобы быть свободными». Журналисты пообещали вскоре опубликовать новое расследование. Один из самых громких материалов издания посвящён «бывшему зятю Путина» Кириллу Шамалову, который получил 3,8% акций «Сибура» за 100 долларов. В апреле к главному редактору Роману Анину приходили с обыском.

«Медиазона» и «Зона права»

29 сентября Минюст внёс в реестр «СМИ-иноагентов» учредителя издания «Медиазоны» ООО «ЗП». Также в список включили правозащитный проект «Зона права».

Bellingcat, «Кавказский узел» и M.News World

8 октября «иноагентами» признали три организации: M.News World (общественно-политическое медиа), Bellingcat (авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине) и МЕМО (юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне).

Издания Republic и «Росбалт»

15 октября реестр «СМИ-иноагентов» пополнили два издания — Republic и «Росбалт».

Журналисты в списке СМИ-иноагентов

В реестр СМИ-иноагентов могут вносить не только организации, но и физические лица, если они публикуют и распространяют сообщения, получают деньги от иностранных государств, организаций и граждан или россиян, которые сами финансируются иностранцами.

Люди, которых признали СМИ-иноагентом, должны исполнять несколько требований:

  • помечать все свои сообщения в социальных сетях и в СМИ (за нарушение — штраф до 2,5 тысяч рублей);
  • завести собственное юридическое лицо и отчитываться об её деятельности Минюсту (за нарушения — штрафы до 300 тысяч рублей и в перспективе — уголовная ответственность с лишением свободы до двух лет).

Издания, которые распространяют сообщения лиц, признанных СМИ-иноагентами, обязаны сообщать об их статусе.

В декабре 2020 года Минюст впервые включил физических лиц в список СМИ-иноагентов: все они были авторами медиа, признанных иностранными агентами, давали им комментарии или публиковали их записи. В число их число вошли:

  • Людмила Савицкая — журналистка из Пскова («Радио Свобода» и «МБХ медиа»);
  • Сергей Маркелов — журналист («Радио Свобода», «7х7»);
  • Денис Камалягин — главный редактор «Псковской губернии» (журналист предполагает, что его включили в реестр иностранных агентов из-за работы внештатным автором в издании «Север.Реалии»);
  • Дарья Апахончич — художница-акционистка, соосновательница арт-группы «Родина» (она не журналист, но давала комментарий в качестве эксперта телеканалу «Настоящее Время» — участие в создании материала СМИ-аноагента расценивается как соавторство);
  • Лев Пономарёв — правозащитник, председатель Национальной общественной организации «За права человека», член Правозащитного совета России, создатель сетевого сообщества «Конгресс интеллигенции» (публиковал информацию с сайтов СМИ-иноагентов на своей странице в Facebook).

15 июля 2021 года в список иноагентов внесли сотрудников «Открытых медиа», в реестр попали:

  • Юлия Ярош (главный редактор);
  • Максим Гликин (замглавреда).

«Открытые медиа» — русскоязычное сетевое издание, специализирующееся на общественно-политических новостях. Юрлицо Open press OÜ зарегистрировано в Эстонии британской компанией Hanover 16 Limited, принадлежащей Михаилу Ходорковскому. В июне 2021 года Генпрокуратура признала деятельность четырёх его фондов «нежелательной».

15 июля Минюст признал СМИ-иноагентом автора «Радио свобода» Елизавету Маетную.

Сотрудники «Проекта»

15 июля 2021 года Генпрокуратура признала «нежелательной» в России организацией Project Media, Inc. («Проект Медиа»), зарегистрированной в США. Это юридическое лицо российского издания «Проект», специализирующегося на расследованиях. По мнению Генпрокуратуры, его деятельность представляет «угрозу основам конституционного строя и безопасности» России.

Минюст внёс сотрудников издания в реестр «иностранных агентов». В список вошли:

  • Роман Баданин (основатель и главный редактор);
  • Пётр Маняхин;
  • Ольга Чуракова;
  • Мария Железнова;
  • Юлия Лукьянова.

16 июля сотрудники «Проекта» объявили о ликвидации юрлица, признанного «нежелательным» на территории России и заявили, что больше оно «не имеет финансовых отношений с кем-либо из журналистов, работающих в России». Они также пообещали продолжить делать расследования.

В конце июня у журналистов «Проекта» устраивали обыски. За сутки до этого издание анонсировало расследование о главе МВД Владимире Колокольцове и его недвижимости, предположительно переписанной на родственников жены. В МВД заявили, что обыски проходили в связи с делом о клевете 2017-го года из-за расследования про бизнесмена Илью Трабера. Однако сотрудники «Проекта» уверены, что причина связана именно с Колокольцевым.

23 июля список пополнили ещё пять журналистов «Открытых медиа» и «Проекта»:

  • Михаил Рубин;
  • Софья Гройсман;
  • Илья Рождественский;
  • Юлия Апухтина;
  • Алексей Постернак.

Сотрудники «Важных историй»

Одновременно с самим изданием в реестр внесли шесть его сотрудников. В список попали:

  • Олеся Шмагун (бывшая сотрудница издания);
  • Ирина Долинина;
  • Роман Шлейнов;
  • Алеся Мароховская;
  • Роман Анин (главный редактор);
  • Дмитрий Великовский.

Также в реестр включили журналиста Степана Петрова.

Журналисты «Медиазоны»

29 сентября Минюст признал «СМИ-иноагентом» главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова и её издателя Петра Верзилова. В тот же день в реестр включили ещё 20 человек, все они связаны с признанным «иноагентом» движением «Голос» и «Медиазоной»:

  • Артём Важенков;
  • Александр Грезев;
  • Юрий Гурман;
  • Андрей Гусев;
  • Владимир Егоров;
  • Владимир Жилинский;
  • Владимир Жилкин;
  • София Иванова;
  • Инна Карезина;
  • Вероника Каткова;
  • Екатерина Кильтау;
  • Виталий Ковин;
  • Полина Костылёва;
  • Людмила Куьмина;
  • Аркадий Любарев;
  • Александр Лютов;
  • Алексей Петров;
  • Илья Пигалкин;
  • Сергей Пискунов;
  • Михаил Тихонов.

Автор расследования о предполагаемой третьей дочери Путина, журналисты «Дождя», «Настоящего времени», «Би-би-си» и других изданий

8 октября список «СМИ-иноагентов» пополнили:

  • Татьяна Вольтская — журналистка «Радио Свобода», признанного «иноагентом»;
  • Екатерина Клепиковская —журналистка «Север.Реалии», проекта «Радио Свобода», признанного «иноагентом»;
  • Даниил Сотников — журналист «Дождя», признанного «иноагентом»;
  • Андрей Захаров — бывший журналист РБК и (признанного нежелательным в России) «Проекта», который выпустил множество расследований, в том числе про «фабрику троллей» и вероятную третью дочь Путина. Сейчас он работает в «Би-би-си»;
  • Евгений Симонов — международный координатор коалиции «Реки без границ»;
  • Елизавета Сурначёва — бывший замглавреда «Проекта», который признан нежелательной в России организацией;
  • Елена Соловьева — журналистка 7х7, другой журналист которого уже был признан «иноагентом»;
  • Галина Арапова — директор Центра защиты прав СМИ, признанного «иноагентом». Она помогает журналистам в России;
  • Роман Перл — журналист «Настоящего времени», признанного «иноагентом».

4 августа Роскомнадзор заблокировал сайты изданий «Открытые медиа» и «МБХ Медиа». Сайты заблокировали по требованию Генеральной прокуратуры из-за связи с «организациями, признанными нежелательными на территории России». По словам источника, речь идёт об организациях Open Russia Civic Movement и Open Russia («Открытая Россия»). Деятельность организаций признана «нежелательной» на территории РФ.

После блокировки оба издания прекратили работу.

{ "author_name": "Яна Ломакина", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u043c\u0438\u0438\u043d\u043e\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u044b","\u0441\u043c\u0438","\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e","\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","\u0438\u043d\u043e\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u044b"], "comments": 28, "likes": 176, "favorites": 95, "is_advertisement": false, "subsite_label": "analysis", "id": 410978, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 16 Jul 2021 15:42:55 +0300", "is_special": false }
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

А почему рекламодатели уходят из-за какой-то плашки с надписью? Ну если всем все очевидно про ситуацию в стране и т.п.

8

Потому, что следом к ним придёт налоговая проверка и окажется, что деятельность которую они ведут состоит целиком из нарушений и им пора в тюрьму.

73

Т.е. у Медузы заказывали рекламу преступники? 

–1

А ты как думал? И у «Дождя», и у «Граней», да и к «TJ» надо присмотреться.

8

у нас в стране одни преступники да иностранные агенты, что не знал?

0

за коммерческую деятельность с инагентом, оплата услуг, тем самым поддержание штанов инагента. Подлежите таким же санкциям. )))

0
Невинный диод

Олды помнят блокировку Каспаров.ру, а не ваших Медуз

18

Грани.ру ещё там же.

12

Кавказцентр

6

Заебись, что ТЖ под прикрытием товарища майора!

14
Невинный диод

СПАСИБО!

7

Прости, что игнорировали тебя раньше 

10
Невинный диод

Продолжайте

5
Невинный диод

Но хэштег про закручивание гаек не добавили же

0
Невинный диод

Достаточно не молчать

0

Надеюсь попадание в этот список станет таким же престижным и желаемым, как галочка в инстаграм.

10

Уже престижно

0

Но пока не особо желаемо

1
Невинный диод

Список 29 скоро будет

Роскомнадзор заблокировал сайт «Команды 29», независимого объединения юристов и журналистов. К29 защищала ФБК и штабы Навального в судах по признанию организаций экстремистскими.

Сайт заблокировали по решению Генпрокуратуры. Якобы «Команды 29» размещала там материалы нежелатель...
Роскомнадзор заблокировал сайт «Команды 29», независимого объединения юристов и журналистов. К29 защищала ФБК и штабы Навального в судах по признанию организаций экстремистскими.

Сайт заблокировали по решению Генпрокуратуры. Якобы «Команды 29» размещала там материалы нежелательной организации, которая зарегистрирована в Чехии. Но они сообщили, что никакого отношения к этой организации не имеют и уж тем более не размещали никаких её материалов.

Это однозначная попытка надавить и помешать работе команды, которая борется за правду и справедливость.
5

сми-иностранные агенты это плашка хорошего качества журналистики в современной россии. видишь предупредительный текст, и сразу понимаешь что похоже они писали слишком много правды))

5

Российские "власти" (ворьё) являются иностранными агентами.

0

Ура ответственным по режиму содержания в стране.
Теперь будем прислушиваться к Соловьёву, Киселеву, К Малышевой Елене Васильевне.
Пора равняться на Северную Корею.

0
Невинный диод

Самое удивительное как вообще все эти законы по физ лицам существуют. Люди не подвержены административному или уголовному наказанию, но они что-то обязаны делать.
Как, блядь, это вообще возможно.

0

Просмотрел список. Реально 90% антироссийская, русофобская пропаганда. "Kakaya eto strarana?. Ничего, кроме того, что обличать эти ресурсы не делают. Я понимаю, что тем самым блочат свободу слова. Это печально. Но реально большинство ресурсов антироссийский трешак, созданный на деньги запада. ред.

0

в чем русофобия проявляется у той же Медузы ,Проекта или и Дождя?

0

В том, что 99% репортажей этих сми, изобличают режим. Некоторые из них получают, огласку на Западе, откуда и получают финансирование. За ними следуют санкции, от которых хуже только рядовым гражданам, а не режиму.
Отвечу на самый очевидный вопрос, который вы можете задать: "Мол, что не снимать теперь?"
Нет, снимать, но только не получая финансирование из за рубежа.

0
Невинный диод

Так по РТ сказали?

–1
Читать все 28 комментариев
null