Разборы
Tatiana

Инструкция: как начать снимать на плёнку

Почему важно протестировать плёнку сразу, какие технологии применяют при съёмках, и как плёночная фотография стала популярным направлением.

Фото творческой лаборатории «Среда»

Несколько лет назад на ярмарках и блошиных ранках можно было найти старые плёночные камеры, которые продавали за копейки, но сейчас их цена на различных аукционах подходит к тысяче долларов и стабильно растёт на 10% в год. Плёночная фотография становится всё более популярным направлением: на улицах встречаются люди со старыми камерами, а в городах открываются новые фотолаборатории и специализированные магазины. Не игнорируют плёнку и профессионалы.

Если цифровая камера не рассчитана на работу десятилетиями, так как производители под влиянием моды и маркетинга выпускают новые и усовершенствованные модели, то с плёночной техникой всё иначе. Такие камеры создавали с расчётом, что они будут служить долго. Средняя плёночная камера переживает даже своего владельца.

Сходу снять хороший кадр на плёнку непросто — для создания качественных фотографий необходим комплекс условий, в который входит хорошая техника, правильно настроенная и чистая оптика и хорошая плёнка.

TJ подготовил инструкцию для тех, кто хочет начать снимать на плёночные фотоаппараты, а также поговорил с несколькими фотографами, которые используют плёнку в работе.

Где найти плёночную камеру и как её протестировать

Если камеру удалось найти на чердаке или у родителей в шкафу, то, вероятно, это будут «Зенит», «ФЭД», «Зоркий» или другие фотоаппараты советского производства — идеальный вариант для начинающих. Можно купить любой одноразовый фотоаппарат с заряженной в него плёнкой (600-800 руб) — они просты и доступны в применении, но имеют тёмную оптику, поэтому пробовать такие камеры лучше или на ярком солнце, или со вспышкой.

Но если рассматривать более качественный вариант, то важно потратить время на поиск такой камеры. Купить камеру можно на Ebay, Avito или с специализированном магазине-лаборатории. Вот несколько вариантов: Olympus XA2 (компактная метражная камера), Olympus Mju II (одна из лучших мыльниц в мире) и Olympus OM-1 (компактная и качественная механическая зеркалка). Также подойдёт любая плёночная зеркалка Canon или Nikon.

Olympus OM-1

Olympus Mju II

olympus xa2

Среди более серьёзных вариантов есть зеркалки — средний формат. Работая с этой камерой, предпочтительно владеть основами экспозиции, включая выдержку и диафрагму. Но главное — определиться с творческими задачами. «Я использую мыльницу как свою основную камеру, на неё я делаю все фотопроекты. С ней мне комфортнее работать», — рассказал ТJ фотограф Михаил Федосеев.

Фото Михаила Федосеева 

Также не стоит забывать про удобства, размер камеры, её фокусировку. Если тяжело разобраться с фокусировкой, то стоит начать с камер с автофокусом и автоматическим режимом, где камера сделает всё сама.

Очень важный этап — тест плёночной камеры. Обязательно проверьте работоспособность камеры прежде, чем начнёте снимать на неё творческие сюжеты. Тестировать камеру лучше с самой дешёвой плёнкой, например, Fujicolor C200 (135/36) (стоимость от 490 до 640 рублей).

Зарядить плёнку в фотоаппарат можно по инструкции или найти её на ютубе — внятное, наглядное и короткое видео, которое покажет весь процесс.

Отснять тестовую плёнку лучше как можно быстрее. Например, там, где купили камеру. А после следует отдать плёнку в фотолабораторию — для проверки не обязательно заказывать её сканирование. Есть и бюджетный вариант, например, в Петербурге можно потратить около 240 рублей за всю плёнку с проявкой.

В положительном результате тестовой съёмки можно убедиться, рассмотрев скан, разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев её внимательно через лупу. Полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов — надо просто включить телефон и в режиме макро и рассмотреть через него негативы.

Как выбрать и проявить плёнку

Сейчас производится и продаётся огромное количество фотоплёнок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных вариантов. Есть четыре вида плёнки: цветная, чёрно-белая, киноплёнка — её покупают в бобинах по 120 или 300 метров и наматывают в катушки по 36 кадров — и позитивная плёнка.

Для любителя разница в том, что киноплёнку проявят далеко не везде — а позитивную тем более. Правильно проявить эту плёнку значительно сложнее, даже в лабораторных условиях.

Например, обычную цветную плёнку проявляет машина (процессор), а чёрно-белую — по стандартным процессам на ротационной машинке. Сложность проявки киноплёнки заключается ещё и в том, что она имеет сажевый слой, который предотвращает нежелательную засветку, а его нужно смыть. Поэтому в обычной лаборатории такую плёнку не проявят.

Для начала стоит попробовать несколько бюджетных плёнок:

Следующий шаг — проявка. Этот этап очень важен, потому что ошибки экспонирования приводят к преждевременному разочарованию. Если плёнке не хватит света, то потеряются детали в тенях, цвет и плавность полутонов. Основная проблема в том, что начинающие фотографы зачастую пользуются встроенными в камеру экспонометрами (измерение экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров – прим. TJ), которые подсвечивают картинку. Экспонометры со временем портятся и портят фотографии.

Ещё одна причина неверного экспозамера — использование неправильных батареек, которые влияют на него в процессе постепенного угасания энергии. Чтобы избежать недоэкспозиции, можно использовать программный экспонометр на айфоне или другом смартфоне.

При достаточном энтузиазме и опыте плёнку можно проявить дома. Понадобится минимум оборудования и химия для проявки фотографии.

Можно отнести в лабораторию, где её проявят по процессу С-41 (автоматическая проявка), но важно понимать, что не все плёнки проявляются по данному процессу, надо обратить внимание на то что написано на упаковке.

Максим Изотов

В Москве плёнку можно проявить в SREDA Film Lab (можно присылать на проявку пленки из любых других городов), Перспективе (также при магазине работает фотошкола – прим. TJ), Точке цвета и Archive Lab, а в Петербурге — Foqus и Максилаб.

Как хранить плёнку

Важно помнить, что плёнка хранится при низкой температуре, небольшой влажности, а также при отсутствии активных химических веществ и источников радиации поблизости. В аэропорту не стоит сдавать плёнку в багаж, так как для его просвечивания используются намного более мощные сканеры, чем для ручной клади.

Собираясь в поездку, можно положить запас плёнки в прозрачный пакет и предъявить его для ручного досмотра. Сканеры в метро и на вокзалах особо опасны, поэтому лучше держать её в карманах одежды.

Если не использовать плёнку сразу, то нужно положить её в общее отделение холодильника. При этом надо убедиться, что фабричная упаковка герметична. Можно подстраховаться и упаковать плёнку в пакеты с двойной зип-застёжкой.

Для более длительного хранения подойдёт морозильная камера, которая на много лет задержит старение. Но не стоит перекладывать плёнку из холодильника сразу в морозильную камеру. Во-первых, заморожённая плёнка хрупка. Во-вторых, как только она попадает в тепло, на ней мгновенно образуется конденсат, который может навредить эмульсии и камере.

Использованную плёнку рекомендуют проявлять сразу после съёмки, либо в течение одной-две недели и с соблюдением правил хранения. А просрочённая плёнка при правильном хранении не теряет качеств в течение двух-трёх лет.

Фото Гоши Бергала

Плёнка, единожды испорченная неправильным хранением, вероятно, будет стареть оперативнее даже в идеальных условиях. Цветные негативы, особенно киноплёнки, быстро теряют свои качества. Чёрно-белые материалы хранятся лучше, и последствия меньше заметны на чёрно-белом изображении. Правда, порой плёнки совсем непредсказуемы.

Из всех фотографических продуктов именно чёрно-белые негативные плёнки страдают от нарушений режима хранения, а цветные негативы теряют яркость даже при хранении в темноте. Хранить негативы нужно чистыми: без отпечатков пальцев, грязи и пыли на плёнке, при относительной влажности и в специальных пергаментных файлах.

Советы плёночных фотографов

Фотографы, которые используют плёнку по работе, рассказали TJ, как сделать хороший кадр, каких ошибок стоит избегать и за кем из фотографов сейчас нужно следить.

<a href="https://www.instagram.com/gosha_bergal/?hl=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Гоша Бергал</a>

Плёночные фотографии как виниловые пластинки — людям нравится картинка, артефакты на плёнке и старые фотоаппараты. Я люблю проявлять плёнку самостоятельно: для этого потребуется проявочный бачок, термометр, таймер и специальная химия (рецептов тоже очень много). Я как автор, предпочитаю сам проявлять чёрно-белые плёнки.

Я сам учился снимать, проявлять и печатать. Я потратил много денег на ошибки, поэтому рекомендую записаться на курсы или мастер-класс по плёночной фотографии (Гоша их проводит в фотошколе магазина «Перспектива» – прим. TJ), чтобы понять технические моменты и основы фотографии.

Композиции научить практически невозможно, но рекомендую прочитать книги Алексея Лапина, советского кинооператора Лидии Дыко и фотографа Светланы Пожарской. Есть замечательная книга Агафонова и Пожарской «Фотобукварь» — там описан весь фотографический процесс простыми словами для детей.

У плёнки есть свои преимущества перед цифрой: динамический диапазон, техника лучше, надежнее, оптика из настоящего стекла, плёнка дисциплинирует, и непередаваемые ощущения от аналоговых процессов. Оптическая ручная печать — это магия.

Фото Гоши Бергала

Фото Гоши Бергала

Фото Гоши Бергала

Сегодня появились новые авторы, которые работают с плёнкой — это дополнительный изобразительный приём в фотографии, а иногда даже выразительный. Мне кажется, что цифру изобрели для кино, а плёнка пускай остаётся в фотографии. Из русских назову Сашу Мадемуазель, Эмми Америка, Женя Шишкин, Катя Туркина и Игорь Мухин. Я фанат отечественной фотографии, мне нравятся русские фотографы 19 и 20 веков.

<a href="https://www.instagram.com/3.14f/?hl=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Михаил Федосеев</a>

Мне кажется, что популярность плёнки связана с желанием людей поностальгировать, и это любовь к ретро. Плёночная фотография за секунду передаст настроение и эстетику прошлого, и это такое универсальное средство. Я советую для начала использовать экспонометр, ну и главное — чтобы плёнка не засветилась и была без явных следов брака. На плёнку хорошо снимать в яркий солнечный день.

Если говорить о специфике плёнки, то есть серия 10-минутных фильмов «Контрольные отпечатки», и в нём представлены контакт-сканы величайших фотографов Роберта Капы, Йозефа Куделки, Мартина Парра и других. Также там представлены истории и рассказы фотографов, и это невероятные видеоролики для любителей кадры.

Фото Михаила Федосеева 

Фото Михаила Федосеева 

Фото Михаила Федосеева 

Лучше отснять первую плёнку в первый же день и сдать её на скан, потому что у меня была ситуация, когда я спустя месяц сдал плёнку, а там всё было засвечено. Не стоит сразу же покупать самую крутую и дорогую камеру. Если же есть опыт с мыльницами, то стоит рассмотреть вариант с автовспышкой и зумом.

По сравнению с цифрой плёнка даёт невероятный цвет, все плёнки отличаются цветопередачей, поэтому это такой интересный момент для фотографа — некий поиск и приключение. Например, если съёмки в лесу, то мне подойдёт Kodak Porta 100, потому что не ней очень красивый зелёный цвет. Сам процесс съёмки на плёнку прекрасен — ограниченное количество кадров и невозможность предварительно посмотреть их.

Когда не видно фотографии, то существует работа объёма, и мы не отталкиваемся от плоского изображения, которое видно на цифровой камере. Плёнка — праздник, особенно когда ждёшь сканов из лаборатории. Когда я снимаю на плёнку, то из 36 кадров 20 у меня идут в работу, но когда снимаю на цифру — из 500 идут в работу только пять кадров.

<a href="https://www.instagram.com/izotovmaksym_film/?hl=ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Максим Изотов </a>

Популяризация плёнки произошла из-за того, что в какой-то момент все стали снимать. У каждого появился фотоаппарат (смартфон) в кармане, а фотография стала досугом для многих, поэтому плёночная фотография на данном этапе – это попытка выделиться среди массы.

Опыт — это наше всё. Надо снимать много и часто, тренировать своё чувство прекрасного. На личном опыте могу сказать, что очень помогает насмотренность на различные произведения искусства, картины и скульптуры. Также на меня сильное влияние оказало кино. Если хочется строить композицию в кадре, то могу посоветовать свой цифровой фотожурнал «Линии». Там я подробно разбираю принципы построения композиции, опираясь на стоп-кадры из кино, переношу эти приёмы на собственные фотографии с наглядными схемами и подробным описанием процесса.

Фото Максима Изотова 

Фото Максима Изотова 

Прежде всего, надо снимать на телефон и понять, как заключать мир вокруг себя в рамки фотографии. Замечать сюжеты вокруг и акцентировать внимание на деталях, которые становятся основами для композиции. Как только глаз и мозг начнут работать, то сюжеты будут преследовать вас повсеместно. Смело покупайте камеру и снимайте всё, что есть вокруг, с опытом придёт и качество. Я не слежу за фотографами, но иногда мне нравятся отдельные фото. Например, фотография Йозефа Куделки с огромным чёрным псом. Её я люблю.

Hauts-de-Seine. Parc de Sceaux. 1987 Josef Koudelka

Если сравнивать плёнку с цифрой, то на неё фотографировать дороже, но цифровая камера — это интерпретация полученного изображения при помощи чипов и микросхем. Плёночная фотография — это прямой отпечаток света на фотоэмульсии без посредников. Плёнка дает более высокое качество не только благодаря размеру, но гибкости и цветопередаче. Не зря фотографы многих мировых журналов всё ещё снимают на плёнку.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#фото #плёнка #разборы #лонгриды #лигаавторов #инструкция