Разборы
Саша Кириллова

IT-компания Xsolla уволила 150 «невовлечённых и малопродуктивных» сотрудников. Их сразу же стали хантить другие фирмы

В соцсетях критикуют решение компании за «пассивную агрессию», рекомендуют обращаться в суд и иронизируют над Big Data.

Фото Xsolla

Информация о сокращении сотрудников из IT-компании Xsolla появилась в соцсетях 4 августа: в твиттере опубликовали скриншот сообщения основателя фирмы Александра Агапитова, сообщающего работнику об увольнении после анализа «команды биг дата». Подлинность скриншота TJ подтвердили в пресс-службе Xsolla.

Xsolla — компания, которая развивает решения для упрощённого приёма платежей издателя, разработчиками и дистрибьютерами игр. Её основал в 2006 году в Перми Александр Агапитов. Среди партнёров компании — Twitch, Epic Games и другие. В апреле 2021 года её <a href="https://vc.ru/finance/240296-investbanki-ocenili-v-2-3-mlrd-kompaniyu-razrabotchika-instrumentov-dlya-monetizacii-igr-xsolla-aleksandra-agapitova" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">оценили</a> в 2-3 миллиарда долларов.

В сообщении Агапитов писал, что «активности» сотрудника в рабочих чатах, почте, документах и дашбордах характеризуют его как «невовлечённого и малопродуктивного». «Для многих это может быть шоком, но я искренне верю, что Xsolla не для вас», — отметил он и подчеркнул, что компания поможет уволенным найти новые места, где они будут «получать еще больше, а работать ещё меньше».

По данным пользователей твиттера, под сокращение попали 150 человек. В пресс-службе Xsolla TJ уточнили, что уволили «около 150 человек, преимущественного из пермского офиса, так как там численность сотрудников максимальная».

В течение дня в твиттере появился скриншот ещё одного сообщения Агапитова, в котором он написал, что «многих могло расстроить его прямое письмо», но отметил, что личный разговор вместо рассылки «сути не поменял бы».

В пресс-службе Xsolla предоставили TJ комментарий Александра Агапитова. В нём он говорит, что «компании всегда необходимо быть в движении, чтобы выжить и стать лучше», из-за чего «приходится принимать непопулярные меры».

Мы хотим, чтобы все наши сотрудники каждый день думали о том, как их поступки и решения влияют на судьбу компании и её успех, ведь на ближайшие годы у нас стоят очень амбициозные цели — это одна из ключевых ценностей Xsolla, она отражена во всем: от стандарта оперирования до системы компенсации.

Мы много требуем и много даем взамен: на наш взгляд это справедливый обмен, который является частью нашей культуры и четко артикулируется с первого дня работы в компании.

Александр Агапитов

Агапитов поблагодарил «сотрудников, которые внесли свой вклад в развитии» компании. «Это прекрасные специалисты и получат максимальный уровень поддержки от нас: от компенсационных пакетов до привлечения кадровых агентств», — написал он.

В соцсетях раскритиковали решение Агапитова о сокращении, а упоминание Big Data стало поводом для шуток

Часть пользователей твиттера сочла стиль сообщения Агапитова «пассивно-агрессивным» и отметила, что не стала бы работать в компании, где «сотрудников не считают за людей».

Некоторые обратили внимание на то, что на сайте hh.ru Xsolla отмечает, что ориентируется на «результаты», а не «часы, которые были проведены в офисе». «Мы организуем свой рабочий день с учётом спринтов и командной работы, сами решаем во сколько начинать и заканчивать работу», — говорится в вакансии компании.

В соцсетях предложили тем, кто попал под сокращение, помощь с трудоустройством.

В комментариях на vc.ru с предложением вакансий в собственных компаниях выступили представители Dodo Pizza, Timeweb, Carrot quest, NBS Apps, «Лента» и другие.

Рекрутер и основательница «Лаборатории карьеры Алёны Владимирской» Алёна Владимирская посоветовала уволенным сотрудникам подать на компанию в суд, а «получив деньги, подождать два-три месяца, пока схлынет негативный пиар, и спокойно трудоустраиваться».

«Команда биг дата проанализировала ваши активности и выяснила, что вы пёс»

Стилистика и содержание сообщения Александра Агапитова стали в твиттере поводом для шуток — прежде всего из-за роли Big Data в причинах массового увольнения.

Как часто компании массово увольняют сотрудников

Массовые увольнения сотрудников из компаний — не редкость ни в России, ни за рубежом. Причины могут быть разными: от изменения в политике фирмы до автоматизация производства.

  • В ноябре 2020 года на массовые сокращения жаловались IT-специалисты Wildberries: тогда, по словам руководительницы группы мобильной разработки Татьяны Аверьяновой, маркетплейс увольнял «людей целыми командами» по «собственному желанию» и без компенсации. Как vc.ru рассказывал один из бывших разработчиков компании, число уволенных измерялось «сотнями».

Скриншот с сайта «Хабр.Карьера»

  • В июле 2019 года 300 человек сократили из российского филиала компании Nestle — это коснулось сотрудников из 10 городов. Причиной называли реструктуризацию сектора, связанного с отделом продаж. Тогда работников пригласили на собрание по стратегии отдела, но вместо этого потребовали подписать заявление на увольнение «по соглашению сторон».
  • В Китае в 2016 году с завода Foxconn, где собирают iPhone для Apple и смартфоны Samsung, сократили 60 тысяч человек из-за «роботизации производства».
  • Увольнения из Nokia в 2011-2012 годах произошли из-за реорганизации компании: там сократили около 24 тысяч сотрудников. Чтобы смягчить удар, фирма запустила программу Nokia Bridge: с её помощью корпорация помогает уволенным найти новые места внутри фирмы или в другом месте.

#медиа #соцсети #xsolla #экономика