Разборы
Киборг помноженный на вечность

«Велике будiвництво» – как проходит самый масштабный инфраструктурный проект в истории Украины

Как меняется современная Украина после политического кризиса, оккупации части территории и во время продолжающейся войны — что уже сделано и какие цели ставят на будущее.

Что за проект

«Большое Строительство» — национальная программа масштабной перестройки инфраструктуры в Украине. Проект стартовал по инициативе президента Владимира Зеленского 1 марта 2020 года.

Начать строительство по всей стране ещё в 2018 году Украине рекомендовали в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Работу тогда и начали, но общенациональным его сделало только окружение Зеленского, так и назвав — «Большое Строительство».

Под программу попадают дороги государственного и местного значения, дошкольные учебные заведения, школы, медицинские учреждения, объекты спортивной инфраструктуры, проекты культурного направления, объекты культурного наследия, мосты и путепроводы.

Так выглядит интерактивная карта с объектами, над которыми идёт работа. Детальнее ознакомиться с ней можно тут.

Интерактивная карта объектов программы «Большое Строительство»

Идеолог и координатор проекта — Юрий Голик, украинский бизнесмен-миллионер из Луганска. В 2014 году он развивал бизнес в Луганске и Донецке, но уехал из Донбасса из-за войны. С 2015 по 2019 годы Голик работал советником губернатора Днепропетровской области, где курировал развитие инфраструктурных проектов — строительство дорог, детских садов, спортивных объектов, котельных на альтернативном топливе и других.

За четыре года реализовали около двух тысяч инфраструктурных проектов. Например, при бизнесмене построили детский сад в форме сот в селе Подгорное — теперь такой тип зданий используют как стандартный в других областях.

Именно мастшатабное строительство в Днепропетровской области стало основой для запуска нацпрограммы «Большое строительство».

Откуда деньги и сколько это стоит

«Большое Строительство» финансируют из государственного и местного бюджета. Использовать местные деньги смогли благодаря стартовавшей в 2014 году реформы децентрализации. Теперь большая часть налогов остаётся на местах, и что важнее — области самостоятельно решают, как использовать бюджет без вмешательства Киева.

На строительство и ремонт 6,5 тысяч километров дорог в 2020 году потратили 102,5 миллиардов гривень (3,8 миллиарда долларов), в том числе 35 миллиардов (1,3 миллиардов долларов) перераспределили из фонда борьбы с Covid-19. В 2021 году на программу из госбюджета выделят 89 миллиардов гривень.

Дороги

Что уже сделано

К 2020 году построили и отремонтировали больше 6,5 тысяч километров дорог.

Интерактивная карта строительства дорог за 2020 год в рамках программы «Большое Строительство».  Источник: tdukr.maps.arcgis.com

Это наибольшее количество отремонтированных за год километров дорог за историю независимости в Украине. Для сравнения, в 2015 году построили и отремонтировали 331 километр дорог, в 2019 году — 847. Даже во время подготовки к «Евро-2012» в эксплуатацию ввели 1,7 тысяч километров дорог.

Тернопольская область. М-30 Стрый - Знаменка - Изварино. Дорога Единства. с. Подгородное

Днепропетровская область. Н-23 Кропивницкий - Кривой Рог - Запорожье. Участок возле г. Кривой Рог

Киевская область. Трасса Киев - Борисполь

Полтавская область. Объездная дорога г. Полтава 

Винницкая область. М-21 Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский. Километр 334

Запорожская область. М-18 Харьков - Симферополь - Ялта. Участок возле пгт. Степногорск

Днепропетровская область. Р-73 / Н-08 / - Никополь. Участок возле с. Привольное

Одесская область. Т-16-10 / Н-33 / - Приморское - Желтый Яр - Татарбунары. с. Приморское

Ивано-Франковская область. Р-62 Криворивня - Черновцы. с. Ривня

Ивано-Франковская область. Р-62 Криворивня - Черновцы. с. Ривня

Харьковская область. М-03 Киев - Харьков - Довжанский. г. Изюм

Луганская область. Т-13-06 Северодонецк - Новоайдар. г. Северодонецк

Закарпатская область. Н-09 Мукачево - Ивано-Франковск - Львов. Объездная г. Хуст

Закарпатская область. Н-09 Мукачево - Ивано-Франковск - Львов. Объездная г. Хуст

Черкасская область. Н-08 Борисполь - Днепр - Мариуполь. м. Золотоноша

Волынская область. Р-14 Луцк - Дольск. с. Сокиричи

Хмельницкая область. М-12 Стрый - Тернополь - Кропивницкий - Знаменка. Объездная г. Хмельницький

Днепропетровская область. Р-73 Днепр - Никополь. с. Приднепровское

Днепропетровская область. М-04 Знаменка - Луганск - Изварино. Километр 98

Хмельницкая область. Н-03 Житомир - Черновцы. Объездная г. Дунаевцы

Черкасская область. М-12 Стрый - Тернополь - Кропивницкий - Знаменка. с. Грозовое

Что планируют

В этом году планируют построить ещё 6, 6 тысяч километров дорог, а в следующие пять лет — ещё около 24 тысяч километров, то есть ещё столько же, сколько есть сейчас.

  • Международных дорог — 8652,7 километров;
  • Национальных дорог — 4830,4 километров;
  • Региональных — 10089,8 километров.

Строительство дороги в г. Одесса к морскому порту

Полтавская область. Объездная дорога г. Полтава 

Ивано-Франковская область. М-30 Стрый - Знаменка - Изварино. Дорога Единства. с. Кутцы

Полтавская область. Объездная дорога г. Полтава 

Днепропетровская область. Строительство объездной м. Днепр

Днепропетровская область. Строительство объездной г. Днепр

Днепропетровская область. Строительство объездной г. Днепр

Кировоградская область. Объездная г. Кропивницкий

Черниговская область. М-01 Киев - Чернигов - Новые Яриловичи. Километр 84

Черниговская область. М-01 Киев - Чернигов - Новые Яриловичи. Километр 84

Николаевская область. Н-24 Благовещенское - Николаев. Километр 115

Николаевская область. Н-24 Благовещенское - Николаев. Километр 115

Николаевская область. Н-24 Благовещенское - Николаев. Километр 115

Николаевская область. Н-24 Благовещенское - Николаев. Километр 115

Днепропетровская область. Трасса Днепр - Павлоград. с. Межирич

Ровенская область. Н-22 Устилуг - Луцк - Ровно. с. Обарив

Винницкая область. М-21 Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский

Киевская область. Н-01 Киев - Знаменка. Километр 61

Ровенская область. Строительство объездной м. Ровно. с. Ходосы

Киевская область. Н-01 Киев - Знаменка. Километры 105 - 106

Ровенская область. Н-22 Устилуг - Луцк - Ровно. с. Обарив

Киевская область. Н-01 Киев - Знаменка. Километр 61

Ровенская область. Н-22 Устилуг - Луцк - Ровно. с. Карпиловка

Днепропетровская область. Трасса Днепр - Пятихатки - Александрия. с. Желтое

Днепропетровская область. Трасса Днепр - Павлоград - Покровск. с. Знаменовка

На что стоит обратить внимание

Один из топ-проектов «Большого строительства» — часть маршрута из Днепра в Киев автодорога Н-31 Днипро-Решетиловка. Дорога станет первым настоящим украинским хайвеем. Кроме того, это первое строительство новой дороги такого уровня за все время независимости Украины. Протяжённость обновлённого полотна в Полтавской и Днепропетровской областях – почти 140 км. Новое качество дороги позволит водителям на два часа сократить время проезда из Днепра в Киев. Часть дороги уже можно использовать.

Эта трасса — стратегический проект «Укравтодора». Она проходит в обход населённых пунктов по примеру европейских автобанов.

На Полтавщине трассу строят из бетона. Общая толщина дорожного покрытия – почти 80 см. На Днепропетровщине автодорогу строят из асфальтобетона на 15 отдельных участках. Трасса будет оснащена четырьмя полосами для движения, мостами, транспортными развязками на разных уровнях, почти 10 путепроводовами, надземными пешеходными переходами и биопереходами (безопасные переходы для животных).

Мосты и путепроводы

Что уже сделано

В 2020 году по программе восстановили 158 мостов и 100 путепроводов. В том числе мосты-долгострои: «Маршинский» мост через Прут на Буковине, мосты через реки Луква и Днестр в Ивано-Франковской области, «Буштынский» мост на Закарпатье. Большинство из них начали строить более 15 лет назад.

Донецкая область

Львовская область

Сумская область

Черновицкая область

Ивано-Франковская область

Донецкая область

Сумская область

Черновецкая область

Что планируют

Программа рассчитана на 2020-2025 годы — за это время планируют обновить мосты, путепроводы над железной дорогой и над дорогами. В приоритете — 895 мостов, требующих первоочередного ремонта, и 169 близких к аварийному состоянию.

Тернопольская область. Н-18 Ивано-Франковск - Бучач - Тернополь. Строительство моста. с. Струсив

Днепропетровская область

Житомирская область. Н-03 Житомир - Черновцы. пгт Довбыш. Строительство путепровода

Днепропетровская область

Донецкая область

Киевская область

Кировоградская область

Кировоградская область

Львовская область

Полтавская область

Тернопольская область

Тернопольская область

Черкасская область

На что стоит обратить внимание

Наиболее знаковый — мост через реку Днепр в Запорожье, строительство которого планировали с 1965 года, а начали строить еще в 2003 году. Объект успел стать символом долгостроев и неэффективного использования бюджетных средств в Украине.

В 2020 году работы возобновили. В декабре уже запустили проезд по верховой стороне балочного моста из района Бабурка к Хортице. Сейчас в Запорожье прибыл плавкран LK-800, который будет собирать вантовый мост, готовятся к транспортировке и монтажу третьей секции моста. Полностью завершить проект планируют уже к концу 2022 года.

Транспорт

Что уже сделано

Пока в сфере транспорта готовых значимых объектов нет. По программе сделали новую взлётно-посадочную полосу полосу Одесском аэропорту и частично обновили подвижной ЖД-состав. «Укразализныця» (национальная железнодорожная компания) заключила меморандум на 500 миллионов евро на создание производства и покупку 60-90 поездов компании Stadler. Первый электропоезд уже проходит тест в Киеве.

Что планируют

По программе «Большое строительство» продолжат развитие сети региональных авиахабов. В ближайшие годы в небольших украинских городах должны построить 16 аэропортов. Также планируют создать государственного авиаперевозчика, самолёты для которого будут брать в лизинг. Уже утвердили госпрограмму развития авиастроения на 10 лет. На неё потратят 300 — 350 миллиардов гривень (11 — 13 миллиардов долларов).

Мы должны сделать государственную авиакомпанию. Это моя мечта — сделать государственную современную авиакомпанию на уровне Turkish Airlines или «Сингапурских авиалиний». Государство готово выделить на это деньги. Мы построим и государственную авиакомпанию, и сделаем заказ нашему государственному «Антонову», и привлечём много рабочих мест.

Владимир Зеленский

В приоритете в этом году также развитие сети пригородных экспрессов и скоростных поездов между крупнейшими городами, что позволит буквально «сшить» страну, а также обновление подвижного состава и повышение комфорта пассажирских перевозок.

Медицинские учреждения

Что уже сделано

Важная часть «Большого Строительства» — программа «Emergency», стартовавшая в 2020 году ещё до пандемии. По программе сформировали сеть из опорных больниц.

Опорная больница – это медицинское учреждение, в котором работает больше всего врачей, где больше всего медицинского оборудования, которое работает круглосуточно, и главное условие – путь пациента до больницы не превышает один час.

«Emergency» включала в себя две основные задачи: капитальную модернизацию приёмных отделений под современные требования, и обеспечение опорных больниц новым оборудованием. Приоритет отдали приёмным отделениям, так как считается, что своевременная диагностика — самый важный этап лечения.

Национальная детская специализированная больница МОЗ Украины г. Киев

Новый лечебно-диагностический комплекс «Охматдета» - долгострой. Строительство началось в 2011 году, но вскоре остановилось из-за отсутствия финансирования. Первую очередь открыли в апреле 2019 года

В июле в новом комплексе детской больницы «Охматдет» наконец установили оборудование

Строительство второй очереди завершилось в конце марта 2020 года

Первого июня здесь планировали установить оборудование, однако из-за пандемии коронавируса сроки поставки сдвинулись, и привезти, смонтировать и проверить оборудование удалось лишь в июле

В комплексе будут размещаться 10 хирургических отделений, пять онкологических и гематологических отделений и диагностическое отделения. В частности, будут принимать пациентов со сложными диагнозами

Полностью всё строительство планируется завершить к концу 2021 года

Первый этап программы почти завершили: строительные работы реализованы на 96,5%, полностью готовы 176 из 201 приёмных отделений. Осенью планируют закончить работы на большинстве других объектов.

Также продолжается реконструкция и оснащение амбулаторий семейной медицины, что позволит увеличить доступность к качественным услугам первой помощи в отдаленных селах. 449 амбулаторий уже работают, реконструкцию 151 планируют завершить до конца года.

Черкасская область г. Смела. Реконструировано приемное отделение городской больницы

Харьковская область г. Валки (население 10.4 тыс.). Реконструировано приемное отделение центральной районной больницы

Одесская область г. Подольск (население 40 тыс.). Реконструированное приемное отделение городской больницы

Одесская область. пгт Любашёвка (население 9.4 тыс.). Реконструированное приемное отделение центральной районной больницы

Луганская область г. Сватово (население 16.7 тыс.) Реконструированное приемное отделение многопрофильной больницы

Хмельницкая область г. Волочиск (население 18.8 тыс.). Реконструировано приемное отделение центральной районной больницы

Винницкая область г. Калиновка (население 18.8 тыс.). Реконструировано приемное отделение центральной районной больницы

Что планируют

В 2022 году в Украине начнется реализация проекта реконструкции всех областных больниц.

Проект областных больниц — это новый проект, который сейчас проходит проектно-сметную документацию и начнётся в следующем году. Наша задача: сделать [больницу] в каждой области, отреконструировать полностью все отделения, корпуса всех учреждений — одной детской и одной взрослой в каждом областном центре.

Кирилл Тимошенко

По словам Тимошенко, в областных больницах реконструируют фасады и сами здания, закупят новую технику, а также достроят необходимую инфраструктуру, например, в случае необходимости — вертолетные площадки.

Кировоградская область г. Александрия (население 78.3 тыс.). Реконстуркция инфекционное отделение городской больницы №1

Винницкая область г. Винница. Реконструкция химиотерапевтического корпуса центра онкологии

Харьковская область г. Харьков. Строительство нового корпуса онкологического центра

Закарпатская область г. Ужгород. Реконструкция онкологического центра

На этом программа модернизации приёмных отделений не заканчивается. Их планируют оснастить дополнительными ангиографами, эндоскопами, электрокардиографами, подъемниками пациентов и другим.

На что стоит обратить внимание

В Краматорске, городе с населением 157 тысяч человек, реализуют масштабный проект — строительство областной многопрофильной больницы третьего уровня. Учреждение станет своеобразным хабом, который объединит диагностику, медицинскую помощь и науку. Ожидается, что новая больница обеспечит качественными услугами более 2,5 млн жителей Донецкой, Луганской и Харьковской области.

Как и соседний Славянск, Краматорск был в центре боевых действий весной 2014 года. Именно там впервые был услышан уже ставший нарицательным — «поребрик». После освобождения Краматорска перед властями Украины встал вопрос строительства большой многопрофильной больницы, так как все специализированные и многопрофильные медицинские учреждения третьего уровня остались в Донецке.

Это большая больница, по сравнению с другими лечебными учреждениями Донецкой области, которая занимает площадь около 90 тысяч квадратных метров, в которой будут находиться практически все те отделения, в которых область сейчас испытывает дефицит. Многих из них нет или они находятся в области в усеченном варианте. Задача этой больницы — оказывать помощь жителям Донецкой области. Идеология: ни один, понятно, что-то может быть не до конца исполнено, но ни один житель Донецкой области не должен выезжать за пределы области и получать медицинскую помощь где-то в другом месте. Мы должны это всё организовать здесь.

Юрий Узун

Весь проект реализуют на деньги Донецкого областного бюджета. Первую очередь планируют закончить в течении двух-трёх лет, чтобы часть учреждения начала работать. Это те отделения, которые жизненно необходимы сегодня.

Спортивная инфраструктура

Что уже сделано

В 2020 году удалось завершить 10 объектов из списка «25 спортивных магнитов». Также всего за 2020 год построили, отремонтировали и восстановили 101 спортивный объект. Сейчас идет работа на 146 объектах спортивной инфраструктуры.

Киевская область г. Буча (население 28.5 тыс.). Строительство Академии Спорта

Тернопольская область г. Тернополь. Построен центр гребли и водных видов спорта «Водная Арена Тернополь»

Донецкая область г. Славянск (население 111 тыс., эпицентр боевых действий весны 2014 года). Реконструкция стадиона

Донецкая область г. Селидово (население 22.7 тыс., 37 км до Донецка). Реконструкция стадиона "Шахтер"

Донецкая область г. Краматорск (население 157 тыс., 100 км до Донецка). Строительство Ледовой Арены

Луганская область г. Кременная (население 18.6 тыс.). Реконструкция областного физкультурного комплекса «Олимп»

Хмельницкая область пгт. Чемеривцы (население 5.2 тыс.). Реконструкция стадиона

Львовская область г.Самбир (население 34.7 тыс.). Реконструкция стадиона

Ровенская область г.Костополь (население 31.2 тыс.). Строительство бассейна ДЮСШ

Запорожская область г. Мелитополь (население 154.8 тыс.). Реконструкция ДЮСШ 

Закарпатская область г. Мукачево (население 85.7 тыс.). Реконструкция стадиона ДЮСШ

Запорожская область г. Мелитополь (население 154.8 тыс.). Строительство водно-спортивного комплекса

Полтавская область г. Горишни Плавни (население 50.8 тыс.). Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса

Харьковская область г. Дергачи (население 17.6 тыс.). Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса

г. Винница. Реконструкция спортивного комплекса "Здоровье"

Житомирская область г. Радомышль (население 14.1 тыс.). Реконструкция спортивного комлекса Динамо

Ровенская область г. Сарны (население 29 тыс.). Строительство спортивного комплекса "Сарны Арена"

Что планируют

К 2024 планируют построить «25 спортивных магнитов». Помимо больших объектов продолжается строительство, ремонт и реставрация менее значимых объектов спортивной инфраструктуры. Точное количество будущих проектов и время окончания работы над ними пока неизвестно.

Идея в том, чтобы в каждой области появился суперсовременный многофункциональный спортивный объект, который можно использовать для нужд всей страны. 25 «магнитов» планируется построить за 4 года, работы стартовали в прошлом году, и у нас уже есть первые, очень хорошие результаты

Кирилл Тимошенко

Днепропетровская область. г. Кривой Рог. Реконструкция стадиона ДЮСШ №3

г. Киев. Олимпийский учебно-спортивный центр «Конча-Заспа». Реконструкция комплексного игрового зала

г. Ровно. Реконструкция стадиона "Авангард"

г. Хмельницкий. Строительство дворца спорта

Тернопольская область г. Бережаны. Строительство спортивного комплекса

Днепропетровская область г. Новомосковск (население 70.3 тыс.). Реконструкция стадиона "Металург"

Хмельницкая область г. Каменец-Подольский (население 99 тыс.). Реконструкция городского стадиона 

Кировоградская область г. Кропивницкий (население 226.4 тыс.). Реконструкция ДЮСШ олимпийского резерва "Надежда"

Львовская область с. Давыдов (население 4.5 тыс.). Реконструкция бассейна "Тризуб плюс"

г. Полтава. Строительство спортивного комплекса с бассейном

Черкасская область пгт. Золотоноша (население 27.8 тыс.). Строительство бассейна гимназии им. Скляренко

Донецкая область г. Лиман (население 42.2 тыс.). Строительство комлекса для велоспорта 

Запорожская область г. Мелитополь. Строительтсво ледовой арены

Киевская область г. Мироновка (население 11.4 тыс.). Строительство физкультурно-оздоровительного центра

Донецкая область г. Краматорск. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейнами 

Харьковская область г. Чугев (население 31.8 тыс.). Строительство физкультурно-оздоровительного комлекса

На что стоит обратить внимание

В Днепре в 2021 году открыли спортивный комплекс «Олимпийские резервы» — ещё один проект-долгострой, сроки сдачи которого откладывались несколько раз с 2016 года. Этот комплекс состоит из Олимпийского дома с Музеем олимпийских достижений Днепропетровщины, современного Олимпийского центра рядом и стадиона «Олимпийские резервы». В нём ежедневно занимаются тысячи детей, подростков, студентов и профессиональных спортсменов.

Школы

Что уже сделано

В 2020 году построили, реконструировали и капитально отремонтировали 114 школ и создали более 9,5 тысяч новых учебных мест. По программе обновили и укомплектовали школы современными профильными классами и техникой, обновили оборудование в столовых и так далее. В населённых пунктах, где были проблемы со школьными автобусами, ученикам выделили транспорт.

Черновицкая область с. Горишни Шеривцы ( Население 3 тыс). Реконструкция школы со строительством учебного корпуса, спортивного зала и столовой 

Волынская область пгт. Турийск (население 6 тыс.). Реконструкция школы и спортивного площадки

г. Днепр. Реконструкция гимназии

г. Днепр. Капитальный ремонт школы

Львовская область г. Трускавец (население 29 тыс). Реконструкция школы-гимназии

г. Николаев. Реконструкция школы

Одесская область г. Измаил (население 71 тыс). Реконструкция школы с бассейном

Сумская область с. Нижняя Сыроватка (население 4 тыс.). Реконструкция школы

Хмельницкая область с. Жердя (население 1.6 тыс). Реконструкция школы

Хмельницкая область пгт. Сатанев (население 2.3 тыс). Реконструкция школы

Черниговская область г. Корюковка (население 12.5 тыс.). Реконструкция школы

Полтавская область г. Заводское (население 8 тыс). Достройка школы

Черновицкая область с. Ридкивци (население 4.3 тыс). Строительство школы

Что планируют

В 2021 году по программе планируют построить, отремонтировать и реконструировать ещё 95 школ. Сейчас в Украине около 15 тысяч школ — сколько из них ещё нужно будет отремонтировать и как долго будет длиться программа, неизвестно.

г. Одесса. Реконструкция школы

Донецкая область г. Бахмут (население 73 тыс., 22 км до линии боевых действий). Реконструкция школы

Донецкая область г. Торецк ( население 32 тыс., менее 10 км до линии боевых действий). Реконструкция школы

Донецкая область г. Мариуполь (25 км от линии боевых действий). Реконструкция школы

Донецкая область г. Бахмут (население 73 тыс., 22 км до линии боевых действий). Реконструкция школы

Киевская область с. Волчков (население менее 1 тыс). Реконструкция школы

Черновицкая область с. Веренчанка (население 3.7 тыс). Реконструкция и достройка школы

Волынская область с. Пища (население 1 тыс). Реконструкция школы

Луганская область пгт. Станица Луганская ( население 12.7 тыс., 27 км до центра Луганска). Реконструкция школы

Киевская область г. Яготин (население 19.4 тыс.). Реконструкция школы

Николаевская область пгт. Арбузинка (население 6 тыс.). Реконструкция школы

Волынская область с. Стобыхивка ( население 1.8 тыс). Строительство школы

Полтавская школа пгт. Шишаки (население 4.3 тыс.). Реконструкция опорной школы

Днепропетровская область г. Перещепино (население 9.8 тыс.). Реконструкция школы

Луганская область пгт. Краснореченское (население 4 тыс.). Реконструкция школы

Донецкая область г. Новогродовка (население 16.8 тыс., 62 км до Донецка). Реконструкция школы 

Днепропетровская школа г. Апостолово (население 16.3 тыс.). Реконструкция школы

На что стоит обратить внимание

В Виннице 1 сентября 2020 года открыли новую школу-гимназию на 1200 мест. Объект начали строить в 2015 году. Общая стоимость проекта 167 миллионов гривень (6,3 миллиона долларов). Почти 71 миллионов гривень вложил городской бюджет, около 70 миллионов – средства Госфонда регионального развития, а 26 миллионов выделил инвестор.

Школа имеет три этажа, на каждом из них есть отдельная зона для детей из 1 — 3 классов. Для младших школьников обустроили рекреационную зону, санузлы, лестничную клетку и отдельный вход в школу. Учреждение построили с соблюдением всех требований для организации инклюзивного образования – есть лифт, пандусы и санузлы для детей с особыми образовательными потребностями.

Детские сады

Что уже сделано

В 2020 году построили, реконструировали и капитально отремонтировали 100 детских садов. Благодаря этому создали шесть тысяч новых мест, что частично решает многолетняя проблема нехватки мест в учреждениях. При этом почти для 15 тысяч детей улучшили условия для учебы и досуга в садах.

Волынская область с. Крупа (население 1 тыс.). Строительство детского сада

Одесская область пгт. Авангард (население 5.5 тыс). Строительство детского сада 

Одесская область с. Крыжанивка (население 3.2 тыс). Строительство детского сада

Хмельницкая область с. Давидкивцы (население 1.9 тыс.). Строительство детского сада

Закарпатская область с. Нижняя Апша (население 7.2 тыс.). Строительство детского сада

Львовская область с. Чуква (население 1.5 тыс.). Реконструкция детского сада

Львовская область с. Рудники (население 3.2 тыс.). Строительство детского сада

Киевская область г. Ирпень (население 60 тыс.). Строительство детского сада

Киевская область г. Вишневое (население 41.8 тыс.). Реконструкция детского сада

Львовская область с. Борщовичи (население 2.2 тыс.). Строительство детского сада

Ровенская область г. Березно (население 13.2 тыс.). Строительство детского сада

Львовская область с. Зимняя Вода (население 10.2 тыс.). Строительство детского сада

Тернопольская область с. Белая (население 3 тыс.). Строительство детского сада 

Донецкая область г. Бахмут (население 73 тыс., 22 км до линии боевых действий) 

Что планируют

На 2021 год планы немного скромнее. В рамках «Большого строительства» хотят открыть 67 новых объектов. Когда завершится программа — пока неизвестно.

Донецкая область г. Краматорск (население 157 тыс., 100 км до Донецка). Реконструкция детского сада 

Киевская область с. Козаровичи (население 1.8 тыс.). Строительство детского сада

Днепропетровская область пгт. Илларионово (население 8.8 тыс.). Строительство детского сада

Днепропетровская область г. Покров (население 38.5 тыс.). Строительство детского сада

Луганская область пгт. Беловодск (население 7.8 тыс.). Реконструкция детского сада

г. Сумы. Строительство детского сада

Донецкая область г. Константиновка (население 70 тыс., 88 км до Донецка)

Киевская область с. Синяк (население 1 тыс.). Строительство детского сада

Черновицкая область с. Луковица (население 600 человек). Реконструкция и достройка детского сада

Одесская область пгт. Таирово (население 1.9 тыс.). Строительство детского сада

г. Ровно. Строительство детского сада

Львовская область с. Въязова (население 700 человек). Реконструкция детского сада

На что стоит обратить внимание

Отдельного внимания достоин детский сад в посёлке Обуховка Днепропетровской области с населением чуть более девяти тысяч человек. Этот сад построили в 2018 году ещё до старта программы. Он был одним из пилотных проектов в области, по примеру которого и запустили «Большое строительство».

В 2021 году детский сад попал на страницу известного архитектурного медиа ArchiDaily. Создатель проекта — украинский архитектор Алексей Валентиров из архбюро valentirov&partners.

Это первый в истории Украины случай, когда обычный детский сад, построенный государством, оценили в ArchiDaily.


При проектировании и строительстве Обуховского сада применили нестандартные для таких объектов решения. На южной стороне установили панорамные окна от пола до потолка. Зимой, когда солнце низко, это решение позволяет за счет солнечных лучей дополнительно прогревать внутренние помещения. В то же время балконы и фасадные элементы второго этажа обеспечивают защиту от солнца в летний период.

Фасад нового детсада энергоэффективен, а на крыше вмонтированы солнечные панели. Кроме того, в заведении есть собственная котельная. Всё это позволяет экономить до 50% затрат на отоплении.

Реализация проекта, включая его разработку и строительство, заняла полтора года. На детский сад потратили 68 миллионов гривень (2,5 миллиона долларов). Он рассчитал на пять групп и 115 мест.

Другое

Индустриальные парки

В этом году в программу добавили новое направление — экономическое развитие. Оно предусматривает реализацию проектов, которые будут создавать новые рабочие места и укреплять экономику Украины. К этому направлению относятся индустриальные парки (специальные современные промышленные территории), которые будут способствовать снижению трудовой миграции украинцев.

В 2021 году правительство инвестирует в развитие инфраструктуры четырёх таких парков почти 80 миллионов гривень (3 миллиона долларов).

Жилье

В 2021 году программа «Большое Строительство» расширяется на несколько важных направлений – доступное ипотечное кредитование и финансовый лизинг. Инструмент финансового лизинга будет предусматривать нулевой первый взнос и ставку 5% годовых сроком на 20 лет. Этой программой смогут воспользоваться прежде всего медики, военные, педагоги, полицейские, социально незащищенные слои населения, а также внутренне перемещенные лица.

Большая реставрация

Также в этом году стартует масштабная программа «Большая реставрация» — по ней за три года планируют отреставрировать 150 исторических и культурных объектов по всей Украине. От замка 14 века в Тернопольской области до отдельных объектов Киево-Печерской Лавры.

Житомирская область г. Житомир. Реконструированный областной краеведческий музей

Кировоградская область г. Александрия. Реконструкция городского Дома культуры

Активные парки – Локации здоровой Украины

В 2020 году Владимир Зеленский подписал указ социального проекта «Активные парки — локации здоровой Украина ». Только на Харьковщине планируется создать 24 таких локации, 12 из которых уже готовы. Особого внимания заслуживает урбан-парк в Киеве.

ЦНАПы

По программе продолжают строить и реконструировать центры административных услуг. В 2019 году создано 12 таких центров, в 2020 — три, а в 2021 году планируют открыть ещё шесть.

Большое Строительство - 2020. г. Полтава. Новый ЦНАП

Львовская область. г. Дрогобыч. Строительство ЦНАП

Донецкая область. г. Бахмут (22 км до линии боевых действий). Строительство ЦНАП

Влияние на экономику

Влияние на настоящее

Программа «Большое Строительство» позволила Украине сохранить 190 тысяч рабочих мест как в дорожном строительстве, так и в смежных областях во время пандемии короновируса. По словам Михаила Кухара из Ukraine Economic Outlook, именно инвестиции в инфраструктуру не позволили ВВП Украины упасть до 11%, удержав падение на уровне 3,7%.

Как отмечается в отчете UEO «Антикризисные меры. Оценка эффективности» вместе с ресурсами, потраченными на ремонт и строительство новых дорог, комплексный пакет мер, принятых в Украине в поддержку экономики в 2020 году, составил 206,8 миллиардов гривень — 5,2% ВВП.

Общий процент действий, принятых в Украине для поддержки экономики с учетом «Большого строительства», превышает объёмы аналогичных пакетов в России (4,8% от ВВП), Китае (4,8%) и Великобритании (4,8%). Но он был меньше, чем во Франции и Канаде, где на восстановление экономики выделили 23,2% и 18,8% ВВП соответственно.

Влияние на будущее

Эксперты Киевской школы экономики проанализировали влияние инвестиций государства в восстановление дорожной инфраструктуры в период рецессии 2020 года. По их прогнозу, увеличение спроса на материалы строительства и рабочую силу способствует росту ВВП на 2,2%.

Согласно материалам KSE, инвестировать в дороги в Украине сейчас — стратегически правильное решение, однако существенные эффекты будут более ощутимыми через 5-10 лет. В долгосрочной перспективе также расширятся возможности для автотранспорта, повысится его производительность: всё вместе приведет к кумулятивному увеличению ВВП в последующие пять лет на 4,4%.

Положительными долгосрочными эффектами от дорожного строительства экономисты считают увеличение публичного капитала транспортной отрасли, сектора почтово-курьерских услуг, туризма, производительность в сфере транспорта, туризма, почтовых и курьерских перевозок.

Критика

«Большое Строительство» или «Большая достройка» и ремонт?

Программу «Большое Строительство» часто критикуют за реализацию большого количество объектов-долгостроев. Объяснение этому простое. По словам Голика, перед стартом проекта провели анализ всех инфраструктурных объектов в Украине, из которых 856 — долгострои, где работы начали ещё в 2013-2015 годах. Первым делом власти приводят в порядок то, что не могли сделать предшественники за долгие годы и параллельно строят новые объекты.

Как деньги из COVID-фонда попали на «Большое Строительство»

Эти деньги появились в бюджете Украины благодаря выигранному украинским Нафтогазом дела против российского Газпрома в 2018 году. 35 миллиардов Нафтогаза включили в ковидный фонд, чтобы оттуда направить их на дороги. Изначально, его могли назвать Фондом восстановления экономики, но тогда никто не придал значения названию, что в будущем позволило критиковать власти за такое распределение денег.

Строительством дорог занимается картель из нескольких компаний?

«Картель» используют, упоминая крупнейшие компании, выполняющие 80% работ на дорогах первой категории. Для сравнения: в Польше, Финляндии, Швейцарии, Англии, Швеции, Франции 80% рынка дорожного строительства занимают 2-3 компании, а 20% — остальные. В Украине в прошлом году 24 компании выполнили ремонт более чем на миллиард гривень. То есть 80% рынка занимает более 20 компаний.

Когда пишут про «откаты» от Onur или других таких компаний – мне смешно. Ведь чем больше бизнес и компания – тем меньше даже гипотетическая вероятность, что где-то в ее деятельности откаты присутствуют. По одной простой причине: крупным компаниям это не нужно. Это не является условием их существования на рынке

Юрий Голик

Кто гарантирует, что новые дороги не развалятся?

Изначально каждая компания-подрядчик берёт на себя гарантийные обязательства от 5-10 лет в зависимости от объёма ремонта. Если дорога разрушена чем-то кроме перегрузов, то Служба автомобильных дорог в конкретной области направляет претензию подрядчику, и он переделывает это за свой счёт.

Бонус

23 августа 2021 года в День Государственного флага Украины в 17 областях были подняты большие флаги Украины.

Черкасская область географический центр Украины с. Марьяновка.  Большой Государственный Флаг Украины и  арт-объект – 25 стальных крыльев, олицетворяющих 24 области Украины и украинский Крым

Самый Большой Государственный Флаг Украины г. Киев. 

Донецкая область г. Краматорск. Большой Государственный Флаг Украины

Запорожская область о. Хортица. Большой Государственный Флаг Украины

Львовская область г. Львов. Большой Государственный Флаг Украины

Киевская область г. Бровары. Большой Государственный Флаг Украины

Житомирская область г. Житомир. Большой Государственный Флаг Украины

Личное мнение автора

Безусловно, Зеленский играет решающую роль в реализации проекта «Большое строительство». Инфраструктурные программы такого масштаба и в такие сроки невозможны без сверхусилий и политической воли главы государства в любой стране мира. Именно таких действий и нестандартных решений и ждут от топ менеджера в период кризиса.

Я бы хотел обратить внимание на другое. Все эти изменения были бы невозможны без участия тысяч украинцев по всей Украине. От простых рабочих на местах, которые строят дороги круглосуточно, до высокопрофессиональных топ менеджеров, которые однажды решили для себя, что хотят построить новую Украину и готовы отдать на это свои силы.

Катализатором сегодняшних процессов в Украине стали события 14 года. На мой взгляд, революция Достоинства показала миллионам украинцев подвиг героев, таких же обычных украинцев, готовых умереть за шанс изменить будущее своей страны. Благодаря этому подвигу, миллионы украинцев могут сегодня видеть как меняется их страна.

Впереди у Украины ещё много работы, и здесь, хотелось бы обратить внимание на подвиг сегодняшних героев. Всех тех, кто отдал жизнь за 7 лет непрекращающейся войны, и тех, кто каждый день рискует её лишиться. Думаю, без них, подобные проекты не имели бы никакого смысла.

Слава Украине!

* * *

Этот разбор сделан по просьбе пользователей ТЖ. Если вам понравилось читать про Украину – ставьте лайк, делайте донат, а дизлайк не ставьте и я напишу для вас еще что-то.

#Украина #КраїнаМрій