Разборы
Саша Кириллова

Топливный кризис в Великобритании: водители днями стоят на заправках, а врачи не могут добраться до пациентов

В чём причина кризиса и как с ним справляются власти, которые уже мобилизуют военных.

Очередь на автозаправку в Эшфорде Фото PA MEDIA

Масштабный топливный кризис продолжается в Великобритании пятый день: на автозаправках выстаиваются многокилометровые очереди из машин, а водители пытаются купить бензин с самого утра. Это сказывается на работе врачей, сотрудников социальной сферы, таксистов и повседневной жизни горожан. Главная причина кризиса — нехватка водителей бензовозов.

Что случилось

  • 27 сентября представитель профсоюза несетевых заправок Petrol Retailers Association Гордон Балме сообщил Reuters, что в некоторых районах Великобритании пустыми стоят от 50 до 90% заправок. Это вынуждает станции временно закрываться, а тем, у кого есть топливо, ограничивать его продажу.
  • Водители жалуются, что им приходится занимать очереди с раннего утра и стоять по несколько часов, чтобы купить бензин. Некоторым не удаётся купить топливо и они не могут пользоваться своими машинами.
  • По словам лондонского таксиста Пола Кирби, чтобы заправиться, ему пришлось съездить на девять станций. «Вероятно, половина моих коллег, с которыми я регулярно общаюсь, сидят дома, потому что не смогли найти бензин на выходных», — сообщил он.
  • Из-за автомобильных очередей улицы некоторых городов Великобритании оказались заблокированы, отмечает «Би-би-си».

Как кризис влияет на жизнь в стране

  • Станция заправки при аэропорте Хитроу закрыла туалеты, чтобы вынудить «отчаянных» водителей разойтись. Они ждали топлива с четырёх часов утра.
  • Врачам приходится частично переходить на удалённое консультирование пациентов, потому что им не хватает бензина для поездок до больниц и домов больных.
  • Сара Джейн Барнс из Беркшира рассказала «Би-би-си», что беспокоится за мать, которая пропустила два из трёх сеансов диализа, так как специалисты не смогли получить бензин и добраться до неё. «Моя мама пожилая, и она плохо себя чувствует, если пропускает сеанс», — отметила женщина.
  • По данным The Guardian, проблема коснулась и онкологических отделений. Врачи сократили число осмотров, поскольку специальному транспорту, на котором привозят пациентов, не хватает топлива.
  • Замглавы Британской медицинской ассоциации Дэвид Ригли назвал ситуацию критической и заявил, что врачи не могут себе позволить стоять по два-три часа в очередях. Профсоюз призвал приоритизировать выдачу бензина работникам здравоохранения.

Фото PA MEDIA

  • Фермеры считают, что к Рождеству Великобританию ожидает нехватка индеек, без которых трудно представить традиционный британский рождественский стол.

С чем связана нехватка водителей

  • Ещё в конце июля британская ассоциация автоперевозчиков предупредила, что в стране не хватает 100 тысяч водителей грузовиков, которые возят бензин. В сообщении отмечалось, что причин сложившейся ситуации три: отток рабочей силы после «брекзита», пандемия коронавируса и старение кадров.
  • По данным The Guardian, из-за «брекзита» Великобританию покинули около 25 тысяч дальнобойщиков-граждан стран ЕС. Это связано с тем, что при наличии единого рынка они могли приезжать и уезжать, как им нужно, что не допускают новые иммиграционные правила.
  • Многие не вернулись в Великобританию из-за пандемии. А те, кто приехал, не могли сдать экзамены на право вождения на большегрузном транспорте, так как весь 2020 год они не проводились.
  • По словам управляющего директора Peter Green Chilled Тома Бинкса, с нынешнего апреля он вынужденно повысил зарплату водителей на 35%, чтобы их удержать. Затраты в конечном счёте легли на потребителей.

Фото Reuters

  • Сыграло роль и старение кадрового состава: пожилые водители ушли во время пандемийного года, а на их место пришло гораздо меньше работников. По данным ассоциации автоперевозчиков, средний возраст дальнобойщика — 55 лет, а водителей младше 25 лет среди них всего 1%.
  • О сложившейся кризисной ситуации супермаркеты и фермеры сообщали в течение нескольких месяцев, отмечает Reuters.

Как с кризисом топлива справляется правительство

  • 25 сентября правительство приняло пакет мер для решения проблемы с нехваткой рабочей силы в стране, в частности, разрешив выдачу 5 тысяч краткосрочных виз для иностранных водителей грузовиков. Власти освободили дальнобойщиков от повторной сдачи экзаменов на права: документы, срок которых истекает до 31 декабря, продлили до 31 января 2022 года.
  • Владелец строительной и транспортной фирмы Анджей Добровольский заявил Reuters, что «приглашение Джонсона» вызывает у водителей смех. «Они говорят: почему мы должны бросить свои компании в Польше, Болгарии, Румынии или где-либо в ЕС на четыре месяца?», — рассуждает предприниматель.
  • Решение о временных визах раскритиковал и первый министр Уэльса Марк Дрэйкфорд. Он назвал идею «высокомерной» и «эксплуататорской», а британское правительство — «некомпетентным».
  • Правительство временно освободило топливные компании от действия закона о конкуренции, чтобы позволить им совместными усилиями доставлять топливо в наиболее нуждающиеся районы.

Очередь на автозаправке в городе Тонбридж Фото AFP

  • 28 сентября премьер-министр Борис Джонсон отверг разговоры о кризисе и заявил, что в очередях виноваты сами автовладельцы, устроившие «бензиновую лихорадку». Он отметил, что ситуация уже стабилизируется, а также отклонил предложение о приоритете топлива для работников здравоохранения.
  • Власти привели в состояние повышенной готовности военных: по словам министра Квази Квартенга, около 150 военных водителей готовы вести бензовозы, а ещё 150 военнослужащих — поддержать их. Он отметил, что для решения проблемы правительство задействует и резервные бензовозы.

#великобритания #происшествия #брекзит