Разборы
kate

Все против Facebook: СМИ массово обвиняют компанию в пагубном влиянии на детей, засилье шок-контента и другом. Главное

Журналисты утверждают, что сервисы Цукерберга провоцируют у подростков тревожность и депрессию, а у взрослых — комплексы из-за постоянного сравнения себя с другими.

Марк Цукерберг Фото AFP

25 октября 17 американских изданий одновременно выпустили больше 20 материалов проекта The Facebook Papers, названного с отсылкой к обнародованным во время войны во Вьетнаме внутренним документам Пентагона об американо-вьетнамских отношениях в 1945-1967 годах. В расследовании участвовали The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, Bloomberg, Politico, NBC News, CNBC, CNN, The Verge, Wired и другие.

В материалах, основанных на внутренних документах Facebook, говорится об этических проблемах и утаивании информации о работе компании: от вреда алгоритмов для психики до договорённости Цукерберга с вьетнамскими коммунистами, игнорирования торговли людьми и шокирующего контента в Индии и Мьянме.

Десятки тысяч страниц внутренних документов СМИ предоставила бывший продукт-менеджер Facebook и специалист по данным Фрэнсис Хауген. В эфире программы «60 минут» на CBS News рассказала, что компания несколько лет нарушала законы США о ценных бумагах, искажая и скрывая «неприглядные» внутренние данные от инвесторов. Бывшая сотрудница заявила, что Facebook игнорирует проблемы, такие как вред алгоритмов и недостаточную модерацию, но сознательно не борется с ними, чтобы не терять прибыль и пользователей. Хауген обратилась с материалами в Комиссию по ценным бумагам (SEC).

То, что я видела в Facebook снова и снова — это выбор между тем, что хорошо для общества, и тем, что хорошо для Facebook. И Facebook снова и снова выбирал свои собственные интересы, например, чтобы заработать больше денег.

Фрэнсис Хауген

TJ коротко пересказывает важные части расследований The Facebook Papers.

Обновлено 28 октября: компанию Facebook переименовали в Meta на фоне скандалов и расследований в СМИ.

Facebook недостаточно модерировал контент, разжигающий ненависть или вражду

  • В 2019 году Facebook создал непрозрачную систему модерации в странах, разделив их на четыре уровня, пишет The Verge. На «нулевом уровне» — США, Бразилия и Индия, которым отдаётся самый высокий приоритет с постоянным наблюдением за контентом. На «первом уровне» — Германия, Индонезия, Иран, Израиль и Италия. На «второй» поместили 22 страны, а на «третий» — все остальные страны;
  • В расследовании The Washington Post говорится, что основатель Facebook Марк Цукерберг сообщал недостоверные данные Конгрессу США. Он заявлял, что соцсеть удаляет 94% контента, пропагандирующего ненависть, в то время как во внутренних документах говорится всего о 5%;
  • В компании знали, что платформы Facebook используются для торговли людьми ради подневольного труда, однако проблему до сих пор окончательно не решили, пишет CNN. В отчётах Facebook говорится, что женщин, которых принудили к рабскому труду в частных домах, насилуют, избивают и лишают еды;
  • Компания неравномерно инвестирует в модерацию контента в разных странах, из-за чего, например, в Индии, Мьянме, в Шри-Ланке дезинформация распространяется быстрее, чем в западных странах, следует из расследования The New York Times и The Washington Post. 87% бюджета компании на борьбу с вводящими в заблуждение постами выделяется для США, а остальные 13% — для остального мира. При этом американские пользователи составляют всего 10% от общего числа, а крупнейший рынок для Facebook — Индия. Но из-за недостаточной модерации и ненатренированности алгоритмов на распознавание редких местных языков, в странах ухудшились проблемы с разжиганием ненависти в сети, антимусульманскими настроениями, дезинформацией, ботами и манипуляциями во время выборов;
  • В 2019 году сотрудники компании создали фейковый аккаунт в Индии — всего за три недели он заполнился призывами к насилию и фотографиями трупов, пишет NYT. По словам сотрудника, он «видел больше изображений мёртвых людей за последние три недели, чем за всю свою жизнь». Судя по документам, количество контента с насилием в США и Индии сильно отличается;
  • Facebook не приложил достаточно усилий для защиты прав человека и удаления аккаунтов, призывающих к дискриминации и этническому насилию в Эфиопии, где сейчас проходит гражданская война, говорится в расследовании CNN. Во внутренних документах компании говорится, что сотрудники осознают, что сил на борьбу с разжигающими ненависть постами сейчас недостаточно, однако ситуация почти не меняется.

Компания вернула лайки, когда пользователи стали потреблять меньше контента

  • В исследованиях Facebook, опубликованных The Wall Street Journal говорится, что Instagram усугубляет проблемы подростков, особенно девочек — у них развивается тревожность, депрессия и расстройства пищевого поведения. Около 13% юных британок и 6% американок сообщали о суицидальных мыслей из-за соцсети;
  • Лайки и репосты в фейсбуке и инстаграме не только способствуют развитию комплексов и сравнению себя с другими, но и помогают ложной и вводящей в заблуждение информации распространяться в сети «за секунды», пишет NYT. Faсebook проводил эксперимент, частично убрав кнопки «Нравится» и «Поделиться», но завершил его, когда пользователи стали меньше публиковать и взаимодействовать с контентом. В компании тогда заявили, что отказ от кнопок не решает проблему негативных чувств у пользователей;
  • Благодаря алгоритмам Facebook новый пользователь за три недели может полностью погрузиться в конспирологический контент, выяснили в исследовании компании, пишет NYT. Сотрудники проводили эксперимент, в котором тестовый аккаунт воображаемой «консервативной мамы Кэрол» получал от соцсети рекомендации сообществ QAnon. «Страница превратилась в постоянный поток вводящего в заблуждение, поляризующего и некачественного контента», — говорится в исследовании;
  • Команде Facebook поручили активно бороться с вредоносным контентом, однако этому препятствуют недостаток модераторов и особенности алгоритмов, которые продвигают дезинформирующие публикации.

Facebook делал поблажки высокопоставленным политикам, а Цукерберг пошёл навстречу компартии Вьетнами, чтобы не уходить с рынка

  • Сотрудники Facebook призывали ужесточить контроль за ультраправыми консервативными источниками новостей в ленте, считая, что издания типа Breitbart представляют движения вроде Black Lives Matter в негативном свете. В расследовании The Wall Street Journal говорится, что правые издания — одни из самых популярных в соцсети, так что компания, пытаясь избежать критики, способствует продвижению ультраконсервативных сообществ и позволяет им обходить правила проверки фактов, а также публиковать ненадежный и оскорбительный контент;
  • Цукерберг согласился с требованием Коммунистической партии Вьетнама на усиление цензуры оппозиционеров в соцсети, чтобы не потерять выгодный азиатский рынок, сообщил The Washington Post;
  • Для высокопоставленных политиков в компании не действуют стандартные правила модерации, пишет Politico. Если нарушители готовы соблюдать правила, их контент не удаляют и не блокируют, а делают исключение;
  • Сотрудники компании во внутренних переписках обвиняли руководство в неспособности контролировать рост групп, призывавших к нападению на Капитолий в США в январе 2021 года, отметили в Bloomberg.

Facebook и Цукерберг отрицают сведения из расследований, и заявляют, что продвигать негативный контент им невыгодно

В Facebook знали о готовящейся серии публикаций в СМИ и отрицают обвинения Хауген. В компании заявили, что заявления бывшей сотрудницы неверно характеризуют работу компании, а в основе деятельности соцсети лежит безопасность пользователей, а не прибыль.

6 октября Цукерберг заявил, что компания борется с вредоносными публикациями, заботится о ментальном здоровье и безопасности пользователей, а продвигать негативные публикации бизнесу невыгодно. «Многие из претензий не имеют смысла. Если бы мы хотели игнорировать исследования, зачем нам создавать ведущую отраслевую исследовательскую программу для понимания этих важных вопросов?», — написал Цукерберг.

Аргумент о том, что мы намеренно продвигаем негативный контент ради прибыли, глубоко нелогичен. Мы зарабатываем на рекламе, а рекламодатели регулярно говорят нам, что не хотят, чтобы их реклама была рядом с вредным или негативным контентом. И я не знаю ни одной технической компании, которая бы намеревалась создавать продукты, которые заставляют людей злиться или впадать в депрессию.

Марк Цукерберг

Выбранные бывшей сотрудницей документы не могут отображать реальную ситуацию в компании, заявил вице-президент компании по коммуникациям Джон Пинетт.

На фоне критики Facebook в СМИ пишут, что компания в ближайшее время планирует провести ребрендинг и представить новое название. По словам Цукерберга, в ближайшие годы корпорация планирует выстроить свою «метавселенную».

Расследования публикуют на фоне нового разбирательства против Facebook в Конгрессе, начатое после выхода материала The Wall Street Journal о пагубном влиянии инстаграма на детей и подростков. В Facebook и Цукербург пока не комментировали вышедшие в СМИ расследования.

#facebook #расследования #медиа #скандалы #цукерберг #сша #соцсети