{"id":912,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u0432\u0430\u0434\u0440\u043e\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u044e\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=912&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/325041-kak-kanadskie-lyubiteli-snegohodov-i-kvadrociklov-otkryli-dlya-sebya-rossiyu&placeBit=1&hash=cd4c11b0c5494bf89049a9ca742e24d7dc78c6cc04a793c3204946531d5630c3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Разборы
Про-движение

Пост на уголовку: как писать в рамках закона

В приличном обществе не принято обсуждать три темы: здоровье, политику и религию. В интернет-пространстве эти темы борются между собой за первенство по количеству гневных комментариев и мемов. Некоторые из них становятся предметом интереса правоохранительных органов. Со стороны кажется: как же нелепо быть привлеченным к административной и тем более уголовной ответственности из-за поста в соцсетях. Но, к сожалению, это реальность, в которой никто не застрахован от суда.

Что нужно знать о статьях об экстремизме и оскорблении чувств верующих и как писать в рамках закона? Приготовьтесь, будет лонгрид.

Где грань между шуткой и правонарушением

Не всегда очевидно, что опубликованный текст или картинка нарушает закон. Одно дело, когда пользователь прямо оскорбляет иностранцев и говорит, что им не место в России. Другое – когда постит вроде безобидный скрин с Убера, где видно имя Джамшут, и ироничный комментарий об акценте водителя. Без помощи экспертов сложно понять, где грань между шуткой и разжиганием межнациональной розни. Тем более, они привлекаются, когда уже заведено дело о правонарушении, а до тех пор ни у кого, особенно у пользователя, нет цели проверить контент на соответствие законодательству.

За последние полгода несколько громких дел попали в СМИ и получили огласку на всю страну. Мы хотели бы привести в пример два наиболее запомнившихся.

В июле 2021 года комика Идрака Мирзализаде привлекли к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») из-за шутки. Комик рассказывал о трудностях, с которыми сталкивался при поиске жилья. Арендодатели оценивают его по национальности, при этом забывают, что русские тоже могут оказаться неидеальными квартиросъемщиками. Так, комику однажды пришлось выбрасывать матрас с испражнениями после русских. Эта шутка стала причиной разбирательства. Вскоре Идраку Мирзализаде запретили въезд в Россию и пригрозили депортацией в Беларусь.

В сентябре 2021 года блогер Руслан Бобиев сфотографировался с девушкой в двусмысленной позе на фоне храма Василия Блаженного и опубликовал фото на своей странице. Его обвинили в оскорблении чувств верующих и приговорили к десяти месяцам лишения свободы в колонии общего режима.

Это разные ситуации, но их объединяет одно – шутка может зайти слишком далеко, если не думать о последствиях.

В моей практике было интересное дело по обвинению гражданина в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 280, ч. 1 ст. 282.1, п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ. Он участвовал в сообществе «АУЕ» (признано экстремистским сообществом, деятельность запрещена на территории РФ) и публиковал в соцсети «ВКонтакте» в период с 2017 г. по 2018 г. изображения с символикой движения «Арестантское уркаганское единство» (признано экстремистским сообществом, деятельность запрещена на территории РФ), а также изготавливал и реализовал в интересах сообщества продукцию с символикой движения.

Суд вынес обвинительный приговор и назначил наказание в виде лишения свободы на срок три года девять месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов и каналов с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет», на срок три года и с ограничением свободы на срок шесть месяцев с возложением на него обязанности не выезжать за пределы территории муниципального образования, в котором он будет проживать после отбывания наказания в виде лишения свободы, и не изменять место жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, являясь в этот орган для регистрации два раза в месяц.

Анна Сабирова, адвокат

Как определить незаконный контент

Сами понятия «экстремизм», «оскорбление чувств верующих» – тонкие и неоднозначные. В КоАП РФ и УК РФ нет четкого определения, поэтому мы можем судить только по обтекаемым формулировкам, комментариям юристов и судебной практике.

Понятие «экстремизм» раскрывается в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и включает в себя 13 пунктов. С некоторыми пунктами все предельно понятно – публичное оправдание терроризма; нарушение тайны голосования, соединенное с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование деятельности государственных органов. Некоторые пункты достаточно расплывчатые:

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Человеку без юридического образования сложно понять, что именно имеется в виду, хоть и общие моменты такие формулировки все-таки проясняют.

В теории права есть три уровня правового знания: обыденное, профессиональное и научное. Большинство людей с высшим юридическим образованием подпадают под уровень профессионального. Кто не имеет юридического образования – на уровне обыденного.

Выражаясь словами Владимира Маяковского, без знаний юриспруденции человек рассуждает на уровне «что такое хорошо и что такое плохо». Аксиома, которая гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, в частности от уголовной, сработает в 100% случаев, если автор контента попал в поле зрения правоохранительных органов.

Как социальное явление экстремизм характеризуется многоаспектностью, сложностью и системностью. Поэтому следует помнить: подозрение в преступлениях экстремистской направленности чаще всего не имеет четкости и определенности, присущей обвинению, в связи с чем показания подозреваемого имеют двойственную природу: они являются средством доказывания и наряду с этим средством защиты подозреваемого.

Если вы не уверены, содержит ли контент признаки противоправных деяний, обратитесь за помощью к эксперту-филологу или к юристу, который разбирается в вопросах экстремизма и оскорбления чувств верующих. Если же сотрудники правоохранительных органов пригласили вас «на беседу» о сделанной вами публикации в соцсетях/форумах – без адвоката ходить на нее не стоит.

Анна Сабирова, адвокат

Поскольку мы говорим именно о контенте, обратим внимание на список экстремистских материалов, опубликованный на сайте Минюста РФ. Он состоит из журналов, книг, видеоматериалов, аудиозаписей, а также из постов, картинок и комментариев. Скриншоты из списка помогут разобраться, какой контент считается противоправным и попадающим под действия ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»).

Содержание такого контента можно условно свести к двум составляющим:

1. Зачастую это оскорбления, унижения, пропаганда неполноценности или, наоборот, чьего-то превосходства над другими, призывы к насилию, оправдание насильственных действий.

2. Почти всегда есть расовый, национальный, языковой, социальный или религиозный след.

Интересное размышление: если бы Лермонтов написал в XXI веке знаменитое стихотворение о «немытой России», возможно, его бы привлекли за экстремизм.

«Оскорбление чувств верующих» раскрывается в ст. 148 УК РФ. Здесь уже есть определение, за которое мы можем зацепиться. Согласно этой статье, нельзя совершать «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

В нормативных актах, в которых затрагиваются вопросы свободы вероисповедания, используется термин «граждане по признаку отношения их к религии». Иными словами, это и верующие, и атеисты. Получается, что уголовным законом охраняются только чувства верующих. И это не техническая ошибка законодателя.

По сути, то, что принято называть оскорблением чувств верующих, – преступление против конституционных прав, которые включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитывая изложенное, оскорбление чувств верующих должно мешать человеку существовать в соответствии с тем, как требует его религия. Иные действия полагаю возможным квалифицировать как мелкое хулиганство.

Анна Сабирова, адвокат

На сайте Московского Патриархата дана развернутая трактовка оскорбления чувств верующих. Это неуважительный отзыв, грубое высмеивание религиозных догм, канонов и личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью, осквернение предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, издевательство). Здесь вроде все понятно, но с самим контентом, оскорбляющим чувства верующих, сложнее. К сожалению, списка материалов, признанных оскорбительными, нет, поэтому изучим примеры судебной экспертизы, которые находятся в открытом доступе. Первый пример – заключение, выданное Центром экспертиз СПбГУ в 2017 году, предмет исследования – две фотографии журналиста Александра Невзорова с подписями.

Источник: профиль Александра Невзорова в социальной сети Facebook

Эксперт охарактеризовал ее следующим образом: «На фотографии изображен Александр Невзоров в своей традиционной инфернальной черной одежде, с суровым лицом, внимательно разглядывающий три прозрачных сосуда, в двух из которых в некоей жидкости содержатся уродливые существа, а в третьем – фигура человека уменьшенных размеров в одежде священнослужителя (в черной рясе). Атрибуты – крест на шее фигуры и изображение креста на головном уборе. Перед сосудами на столе стоит скелет динозавра или какого-то другого древнего животного».

На фотографии есть небольшой текст. По словам эксперта, в тексте нет сильной эмоциональной окраски и слов, которые можно квалифицировать как оскорбление. Журналист причисляется к важным фигурам года, потому что стал лауреатом премии ТОП-50, по мнению журнала Собака.ру. Это должно вызывать доверие читателей, но само изображение содержит «провоцирующие элементы».

«Человек назван абсолютным атеистом, то есть его фигура сразу противопоставляется верующим. Слово «абсолютный» в этом контексте приобретает значение «непримиримый критик». Это может вызвать неприязненное отношение верующих к фигуре Невзорова».

На этой фотографии не выявлены признаки оскорбления чувств верующих. Но эксперт уточняет, что автор использует «элементы смеховой культуры при изображении священнослужителя, который представлен в уменьшенном размере и помещен в некий сосуд, который разглядывает персонаж на фотоколлаже». Это в свою очередь выставляет фигуру священника в комичном свете и может быть расценено как нарушение морально-этических норм.

Источник: профиль Александра Невзорова в социальной сети Twitter

Здесь эксперт также не обнаружил лингвистические признаки оскорбления чувств верующих. Но вместе с тем он отмечает: «Изображение содержит провокационные элементы, где имплицитно просматривается желание тех, кто разместил картинку в публичном пространстве, подтрунить над священнослужителями».

Второй пример касается уголовного дела в отношении жителя Ставрополя Виктора Краснова, которого в 2015 году привлекли по ст. 148 УК РФ из-за комментариев в сообществе «ВКонтакте». Мы нашли некоторые из них, приводим с орфографией и пунктуацией автора.

  • Дмитрий, с какими выводами и фразами? Если я говорю , что сборник еврейских сказок под названием»Библия»-полная х…я, значит так и есть!) По крайней мере для меня !)))
  • Дмитрий, твой бох настолько слаб, что нуждается в защитниках из людей ?)

Эксперты проанализировали последний комментарий дословно.

Источник: научно-популярный портал «XX2 ВЕК».

В заключении они пришли к выводу, что комментарии не унижают достоинство собеседника, но вместе с тем затрагивают его религиозные чувства. Соответственно, оскорбление чувств верующих есть.

Резюмируем: здесь сложно определить признаки противоправного контента. Прямая критика, высмеивание, неуважительные отзывы о религиозных обычаях, предметах, догмах, символике явно попадают под статью. С юмором на религиозную тему придется быть осторожным. В теории любое изображение, аудио- и видеозапись в юмористическом или ироничном ключе может стать оскорблением чувств верующих.

Как выражать свои мысли в рамках закона

В методичке по психолого-лингвистической экспертизе, напечатанной в центре судебной экспертизы при Минюсте РФ, выделяют семь типов экстремистских значений:

1) пропаганда превосходства или неполноценности человека по расовой, национальной, религиозной, языковой, социальной принадлежности;

2) унижение человеческого достоинства по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой, социальной принадлежности;

3) возбуждение вражды к группе лиц по расовой, национальной, религиозной, языковой, социальной принадлежности;

4) призыв к экстремистским или террористическим действиям;

5) оправдание экстремизма, терроризма, насилия и пр.;

6) обвинение конкретного лица в экстремизме, терроризме, насилии и пр.;

7) угроза применения насилия или совершения противоправных действий (поджога, взрыва и др.).

Такая классификация кажется логичной. Понятно, что нельзя угрожать людям, обвинять их в терроризме или оправдывать террористические действия. Однако вместе с этим есть пункты, которые могут показаться запретом на выражение личного мнения. Условно – что противозаконного в том, что Иван Иванов напишет в соцсетях пост о посещении ТЦ? Он съездил за покупками и заметил кавказцев, которые очень громко разговаривали. Если Иван Иванов относится предвзято, то не ограничится нейтральным текстом в духе: «Сегодня ездил в торговый центр и увидел несколько лиц кавказских национальностей». Тогда он перейдет черту и навряд ли будет стесняться в выражениях. Из семи типов экстремистских значений Иван Иванов может попасть в следующие: пропаганда превосходства или неполноценности, унижение человеческого достоинства, возбуждение вражды. Возможно, к этому списку добавится призыв к экстремистским действиям или угроза применения насилия. Таким образом, условный Иван Иванов соберет бинго – пять из семи типов экстремистских значений.

С оскорблением чувств верующих сложнее. С позиции лингвистики такое оскорбление характеризуется следующими признаками:

1. Представляет собой речевое действие с целью унизить адресата,

2. Нарушает нормы религиозной этики.

Эти признаки позволяют сразу отсеять контент, который потенциально может задеть религиозные чувства. Это юмористические форматы: скетчи, вайны, анекдоты, пародии, мемы. Также сразу отметаем любые намеки на неуважение, сарказм, иронию над священнослужителями, религиозными догмами, обрядами, предметами, образами святых, символикой. Что тогда остается? Нейтральное или уважительное упоминание религии.

Мы посмотрели массу комментариев в популярных сообществах. На основе комментариев и вышесказанного собрали схематичные примеры, что нельзя, на наш взгляд, писать в соцсетях. Заодно перефразировали, как можно выражать свое мнение, не боясь последствий.

На первый взгляд, формулировки стали слишком формальными, завуалированными и потеряли исходный смысл. В этом и суть: нужно убрать агрессию, эмоции, пропаганду чьей-либо исключительности или неполноценности и оставить конструктив, факты.

Мы подготовили ряд советов при подготовке спорного контента.

1. Не используйте обобщения. Если у вас есть негативный опыт общения с представителем определенной национальности или религии, расскажите о нем с личной позиции. Не делайте вывод обо всех, имея в виду одного человека или группу лиц.

2. Не акцентируйте внимание на расовой, национальной, религиозной принадлежности конкретного человека или группы людей. Люди могут быть хорошими или плохими, преступниками или законопослушными гражданами. Это не зависит от их национальности или религии.

3. Подходите с позиции критика к обвинениям. Если обвиняете конкретного человека или группу людей, предоставляйте доказательства.

4. Проверяйте факты и изображения. Фактчекинг – ваш ближайший друг в спорных случаях. Решили поздравить с 9 мая подписчиков? Не поленитесь проверить фото, которое планируете запостить вместе с текстом. Думаем, не стоит объяснять, почему нельзя публиковать изображения фашистских солдат с текстом о героизме Советского Союза.

5. Нацистская символика – точно нет. Вы можете сколько угодно говорить, что свастика – это древний символ, который означает движение жизни, благополучие, защиту от темных сил и встречается во многих культурах. Сейчас это прежде всего символ нацизма и фашистской Германии. Следовательно, лучше оставить его и поискать другую картинку для соцсетей. К нацистской символике, помимо свастики, относятся некоторые руны и рунические символы, две молнии на эмблеме СС, знаки отличия СС и прочее. Еще есть ряд неонацистских символов, в том числе цифровые с комбинациями 14 и 88.

6. Не пишите на эмоциях. Именно в этот момент вы можете сгенерировать такой контент, за который придется в лучшем случае объясняться. Если готовите пост на личную или коммерческую страницу, перечитайте с позиции наблюдателя. Вспомните семь типов экстремистских значений, признаки оскорбления чувств верующих и проверьте, подходит ли ваш пост под любой из них.

7. В статьях, о которых мы говорим, делается акцент именно на публичных действиях. Поэтому не выражайте свое мнение публично, если вы действительно считаете именно так и никак иначе. Личная страница в соцсетях – это тоже публичное пространство, даже если она закрыта и с одним подписчиком.

Подведем краткий итог. Пост на уголовку – это история об ответственности за свои высказывания в интернет-пространстве. Возможно, вы не думаете об этом, когда пишете негативный комментарий или публикуете ироничный мем. Возможно, об этом подумают за вас и однажды пригласят на беседу. Лучше следить за собой, быть осторожным и не пополнять статистику осужденных из-за какой-то, казалось бы, мелочи.

Материал подготовлен при помощи Анны Сабировой и коллегии адвокатов "Цитадель права".

0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Ага, точно: «если соблюдать закон добрый Путин тебя не посадит в тюрьму».

Советы на тему: «как овце вести себя с волком, чтобы ему не хотелось её съесть».

8

Слабо в комментах на сайте болгарских СМИ запостить свастон с каким-нибудь призывом?

–1

Здесь и не такое постят, под каждой статьёй весь спектр мнений. Вот что-что, а со свободой слова тут проблем особых нет, думаю даже получше чем в Западной Европе, где за осуждение гейства или антифеминизм загрызут, тут пофиг.

1

где за осуждение гейства или антифеминизм загрызут

Вроде еще в каких-то странах свастон запрещен на уровне России. В немецкой версии игр выразают их, например в Wolfenstein . Вроде еще в таких-то европейских странах жесткая цензура такая есть

–1

Ну в Германии ещё законы хорошо работают, в Болгарии больше работают традиции, привыкли все курить в кафе, закон приняли, но в итоге все положили член и курят.

1
Параллельный жар

слова не мальчика, но россиянина

1

А тебе очень хочется обобщать, писать на эмоциях и высказывать хейт-спич в адрес других национальностей?

–1
Параллельный жар

мне хочется писать то, что мне хочется

1

тогда я тебя не пойму(
очень мало мест на планете, где тебе можно говорить то, что хочется и ничего за это не будет. Говорить о том, о чем хочется - тут уже другой разговор

–1

Почему минусят?

0

Потому, что это советы в стиле: "Как правильно носить желтую звезду" от экспертов рейха

0

Понятно. Адвокат не нужен

0
Читать все 12 комментариев
null