Разборы
Clear

Психология масс и анализ человеческого Я

Автор — Зигмунд Фрейд, книга написана, вдумайтесь, в 1921 году, то есть буквально сто лет назад.

Конечно же мы все в ужасе от происходящих событий, однако я предлагаю сейчас взглянуть на ситуацию немного отстранённо.

Вдумайтесь.

Мы живем в исторические времена (istoricheskaya khuynya) , и с точки зрения ученого сообщества это весьма любопытное событие.

Предупреждаю сразу, что я не берусь никого судить с обеих сторон конфликта. Хочу привести несколько цитат из первых глав книги, где Фрейд анализирует работу французского ученого Лебона.

Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе (psychologische Masse) , следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.

индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда он бывает один. В толпе же он тем менее склонен обуздывать эти инстинкты, что толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе

Нам достаточно сказать, что индивид находится в массе в таких условиях, которые позволяют ему отбросить вытеснение своих бессознательных влечений. Мнимо новые качества, обнаруживаемые индивидом, суть проявления этого бессознательного, в котором содержится все зло человеческой души; нам нетрудно понять исчезновение совести или чувства ответственности при этих условиях. Мы уже давно утверждали, что ядром так называемой совести является «социальный страх»

В данном месте Фрейд указывает, что у человека в толпе появляются «новые» качества, которые на самом деле вылазят на поверхность из бессознательного, и так как он окружён поддерживающей единое мнение толпой, у него исчезает совесть, или страх осуждения.


зараза, также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы

Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку. Он останавливается особенно еще на понижении интеллектуальной деятельности, которое претерпевает человек благодаря причастности к массе

Масса импульсивна, изменчива, раздражительна. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всяком случае они настолько повелительны, что они побеждают личное, и даже инстинкт самосохранения

Масса чрезвычайно легко поддается внушению, она легковерна, она лишена критики, невероятное для нее не существует

Она переходит немедленно к самым крайним действиям; высказанное подозрение превращается у нее тотчас в неопровержимую истину, зародыш антипатии – в дикую ненависть

Склонная сама ко всему крайнему, масса возбуждается только чрезмерными раздражениями. Тот, кто хочет влиять на нее, не нуждается ни в какой логической оценке своих аргументов; он должен рисовать самые яркие картины, преувеличивать и повторять все одно и то же.

Так как масса не сомневается в истинности или ложности своих аргументов и имеет при этом сознание своей силы, то она столь же нетерпима, как и доверчива к авторитету. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от своих героев силы и даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели, чтобы ее подавляли. Она хочет бояться своего властелина. Будучи в основе чрезвычайно консервативна, она питает глубокое отвращение ко всем новшествам и успехам – и безграничное благоговение перед традицией

Интересное объяснение того, почему у масс могут сочетаться, казалось бы, противоположные идеи:

Некоторые другие черты характеристики, данной Лебоном, проливают свет на правильность отождествления массовой души с душой первобытных людей. У масс могут существовать и уживаться наряду друг с другом самые противоположные идеи без того, чтобы из их логического противоречия рождался конфликт. Но то же самое имеет место в бессознательной душевной жизни отдельных людей, детей и невротиков, как это было уже давно доказано психоанализом.

И наконец: массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, от которых они не могут отказаться. Ирреальное всегда имеет у них преимущество перед реальным, несуществующее оказывает на них столь же сильное влияние, как и существующее. У них есть явная тенденция не делать разницы между ними

Для чего я все это делаю?

По нескольким причинам, во-первых, хочу выступить в некотором роде адвокатом так называемого российского глубинного народа. Мы все в первую очередь люди, а психология масс более-менее универсальна для всех людей.

Во-вторых, хочу, чтобы наши украинские пользователи также попробовали увидеть себя в анонимной толпе.

В третьих, то, что мы наблюдаем, то, что происходит с российским народом, это действительно невероятно.

0
42 комментария
Написать комментарий...
ДЕДос Атака

я хз че там с ним в деталях происходит, не психолог, я только убедился на практике в том, о чем и так по мере уничтожения сми в россии подозревал — если у людей забрать все альтернативные источники информации и раз за разом повторять ему одну и ту же "правду", он начинает считать ее своим мнением.
Вот так тупо и банально на большинстве это работает.
Прослойка обладающая критическим мышлением очень невелика

Ответить
Развернуть ветку
Dmytry Kovalsky

Это обычная защитная оболочка. Она так и работает.
Обычно если неожиданно ебануть человека палкой и спросить что ты думаешь про Украину он скажет что война это плохо.
А в спокойном состоянии автоматика замещает ум по привычке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmytry Kovalsky

Значит ты близок к просветлению

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmytry Kovalsky

Значит не близок

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

сейчас будет Безоценочное суждение. Ты написал комментарий через 4 минуты после публикации. Так делают многие, ещё раз, я тебя не осуждаю. Но для чего? Чтобы получить одобрение анонимной толпы в виде плюсов. Тебе нравится быть частью этого сообщества, ты несёшь праведный гнев, разбираться в сущности вопроса у тебя желания нет, потому что ты хочешь быть частью массы. Я покажу тебе цитату здесь:

Он останавливается особенно еще на понижении интеллектуальной деятельности, которое претерпевает человек благодаря причастности к массе
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

0))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Ага

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Хотя если тебе трудно, то я сам:

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Багажничек, покажи людям комментарий, на который я ответил, пожалуйста. Пусть люди видят всю картину.

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Тамбовский волк тебе Багажничек. Тебе надо, ты и показывай. Мне плевать на что ты там отвечал, суть от этого не изменится. У тебя шиза и серьёзные проблемы с плюсиками)

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

А по-моему, суть меняется драматическим образом )
Я даже благодарен тебе за то что ты меня выставляешь такой многогранной личностью )

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Шиза как была, так и осталась.

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Ты заинтересованное лицо и предмет спора, поэтому не можешь судить непредвзято. Впрочем, как и я. Я вижу что я ударил человека той же палкой, которую он держал в руках. Заметь, что он начал ею махать первый

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Ты банально порвался и на говно изошёл полностью, до самого дна. А теперь просто отмазываешься

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Ты прав. Я вышел из себя когда увидел что человек позволяет себе говорить. Знаешь, почему мне нравится Темнов и не нравишься ты?
Темнов - настоящий нонконформист, он будет переть против мнения толпы до конца, он верит в свои идеалы. Порой я с ним не согласен, но индивидуализм уважаю. Ты его противоположность.Ты удалил свой аккаунт, уехал из страны и осуждаешь народ, который не может ничего сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Оусждение только ты видишь и подобные тебе и шизу темнову. Все вас бедненьких и сирых осуждают. Даже смысла написанного понять не можешь, слёзы взор застилают. Я вообще не знаю, на кой чёрт я на тебя своё время трачу в три часа ночи, давай до свидания, страдалец)

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

До свидания, надеюсь, я не ранил тебя и не залез тебе в голову

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Volkov

Ахах

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Я беру специально самые простые для понимания цитаты, и где-то даю пояснения к ним. А насчёт контекста - они все из одной главы, там нет никакой двусмысленности, уверяю тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Тэнк

разве в этой работе Фрейд говорит не про "толпу" как скопление какого-то кол-ва людей в одном месте? Не про условную массу ватанов на каждом индивидуальном диване, а вполне конкреное физическое воплощение безликого сборища.

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Не про физическое сборище, а именно про условную массу.

Ответить
Развернуть ветку
Тэнк

сложно представить в период жизни Фрейда какое-то другое представление о массе, кроме как о собрании людей. В том смысле, что глобальной сети и в помине не было, какой ещё способ коллективного опыта тогда можно предположить?

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор
Две искусственные массы: церковь и войско. Относительно морфологии масс мы помним, что можно различать очень многие виды масс и самые противоположные направления в принципе их классификации
Ответить
Развернуть ветку
Тэнк

церковь(служба) и войско(армия) - собрание людей, толпа. Не условные понятия, а конкретные

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор
Есть массы, существующие очень непродолжительное время и существующие очень долго; гомогенные массы, состоящие из однородных индивидов, и негомогенные; естественные массы и искусственные, требующие для своего сохранения внешнего насилия, примитивные массы и расчлененные, высоко организованные. Но из некоторых соображений, цель которых еще скрыта, мы хотели бы придать особое значение делению, которому у авторов уделено слишком мало внимания; я имею в виду массы без вождей и массы, имеющие вождей

Думаю, в нашем случае подойдёт масса, имеющая вождя

Ответить
Развернуть ветку
Тэнк

я склона принять, что теория Фрейда не объясняет причины появления ватничества/глубинности.
Тут скорее можно наблюдать
Я = значимая(нет) величина/страна -> Я - значимый

Ответить
Развернуть ветку
Уютный Багажник

Как говорится

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Бывает, что я несдержан, это так. Как говорил один человек, я великий грешник. Простите меня.

Ответить
Развернуть ветку
Bombyx Mori

Тут уместнее было бы цитировать именно Лебона, причём его первую книгу - Психология народов и масс. Массы, в значении толпа, это временное образование, часто стихийное. Толпе/массе нужен вожак. Народы/рассы действуют немного иначе. Опять же у Лебона интересные выводы по народам - кто-то склонен к деспотичной власти, кто-то к частной инициативе. Нужно миксануть цитаты из этих двух книг, тогда картина будет поинтереснее.

Ответить
Развернуть ветку
ДЕДос Атака
интересные выводы по народам - кто-то склонен к деспотичной власти, кто-то к частной инициативе.

почему? на основании чего так?

Ответить
Развернуть ветку
Bombyx Mori

По Лебону все основано на психологии народов, в основе чего психология расы. Чем однороднее народ (мононациональность), тем больше общих точек соприкосновения по главным идеологическим вопросам и вся система действует исходя из общих материальных интересов. Опять же, по Лебону, эталон такой системы - Англия, где древних рас изначально было немного - нормандцы, бретонцы, англо-саксы, которые многократно перемешались и потеряли каждый свою индивидуальность, породив что-то более единое. В странах, где много рас с ярко-выраженной индивидуальностью, отсутствует единое психологическое ядро, такие страны больше подвержены революциям и нуждаются в ярком лидере, что в свою очередь часто приводит к диктатуре. Но делаем скидку на то, что Лебон делал свои исследования больше сотни лет назад в куда более инерционные времена, чем сейчас. Хотя какие-то моменты не потеряли свою актуальность и имеют право на существования. Хотя, конечно, всё дискуссионно.

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Некоторые из цитат таки принадлежат именно Лебону. В основном Фрейд с ним согласен, только больше раскрывает роль вожака

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Volkov

Фрейд ни о чем

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Volkov

Все что ты написал пиздец как спорно

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Volkov

Я про твоё резюме

Ответить
Развернуть ветку
Clear
Автор

Я хочу верить в людей в целом

Ответить
Развернуть ветку
Йож Бойовый

Где Густав Лебон?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 42 комментария
null