Разборы
Никита Лихачёв

Последнее китайское предупреждение

Пропаганда энергично взяла конфликт США и Huawei на свои щиты, и хотя выводы в чём-то логичны, в основном они неутешительны.

За неделю, прошедшую с начала наиболее активного витка конфликта США и Huawei, я не раз задавался вопросом, что же по этому поводу скажет наша официальная пропаганда. У меня было ощущение, что какой-то консолидированной позиции нет — не было заметно, чтобы государственные или прокремлёвские сайты продвигали определённое понимание, как относиться к проблеме и под каким светом её разбирать.

Но тему довольно активно освещает российское ТВ. Она стала настоящим подарком для телевизионщиков, которым ещё месяц назад было несколько затруднительно иллюстрировать объективные причины для принятия в России закона о автономном рунете.

Мы попросили экспертов «Медиалогии» подсчитать, сколько раз Huawei упоминался на федеральных каналах за неделю с 20 по 26 мая (включая повторяющиеся выпуски):

  • «Россия 24» — 88 раз;

  • Рен ТВ — 23 раза;

  • «Россия 1 » — 20 раз;
  • «ТВ Центр» — 12 раз;

  • НТВ — 10 раз;

  • Первый канал — 8 раз.

Существенная разница с проигнорированными протестами в Екатеринбурге или митингами против пенсионной реформы, хотя напрямую сюжет о торговой войне Китая и США никак не касается России. О чём говорили на ТВ?

Первый канал: китайцам это даже выгодно

В понедельник 20 мая Первый канал ещё со слов одного уличного китайского продавца (даже не показанного в кадре) рассказывал, что «американцы расчищают рынок для своих компаний», а Huawei только выиграет от санкций США и вообще эти действия «выгодны китайцам» — мол, они всё предусмотрели и заранее сделали свои аналоги и для Android, и для комплектующих.

Спустя неделю, в воскресном выпуске итоговой передачи Петра Толстого канал склонился к другим геополитическим выводам. Сюжет про Huawei плавно перешёл в дискурс об отсутствии у США союзников в торговой войне — якобы и Германия (на примере «Северного потока 2»), и Турция (на примере закупки С-400) больше заинтересованы в дружбе с Россией, чем с Америкой.

То есть в сюжете «США против Huawei», в котором совершенно нет никакой связи с Россией, телеканал эту связь нашёл: «Миф об экономике глобальных компаний, которые работают на благо человечества, миф, который и сегодня многие продолжают распространять в России, рассыпается на глазах», — резюмировал Пётр Толстой.

«Россия-1»: Америка выключила Солнце

Похожая риторика нашлась и в традиционных «Вестях недели» на «России-1». Ведущий Дмитрий Киселёв патетично начал свой воскресный выпуск с темы Huawei, обозначив её главной: «Америка грозит всему миру, и готова хоть Солнце всем выключить, что делает уже». Позже он пояснил: Солнце — это Android как общественное благо, которое теперь уже не воспринимается таким общим.

По мнению Киселёва, американским компаниям введение санкций против Huawei невыгодно, так как у китайского производителя успешные продукты, пользующиеся рекордным спросом, который уже обогнал Apple и «наступает на пятки Samsung», но «приказ есть приказ, и волю президента США надо выполнять». Ведущий считает, что меры против Huawei только ослабят технологическую монополию Android и подстегнут развитие аналогов.

В любом случае, случившееся даёт всем ясно понять, что американцы могут отключать от своих систем и технологий по своей прихоти кого угодно, будь то компании или целые страны. […] Поскольку США по своей сути капризны и эгоцентричны, то человечеству самое время избавиться от иллюзий и заняться проблемами безопасности.

Дмитрий Киселёв

Зато Киселёв нашёл более прямую связь с Россией: он рассказал, что страна в целом готовится к возможному отключению рубильника со стороны США, так как есть и «отечественная» (изначально финская, теперь принадлежит «Ростелекому») операционная система «Аврора» (бывшая Sailfish OS), и национальная платёжная система «Мир». Но Киселёв передёргивает: говоря о том, что в реальности никто смартфонами на «Авроре» ещё не пользуется, он приводит некорректный аргумент, что система «пойдёт в народ» так же, как и карты «Мир» — потому что использование карт насаждалось нерыночно и искусственно, среди бюджетников, у которых не было выбора. Впрочем, риторику про неизбежную замену Android на «Аврору» в России подхватили военно-патриотические медиа.

Естественно, Киселёв не удержался от переноса выводов из конфликта США и Huawei на закон о суверенном (или автономном) рунете. В обоснование он привёл такую аналогию: интернет — это ванная комната, где выключатель находится снаружи, и если кто-то выключит свет, пока мы будем внутри, нам придётся кричать: «Эй, там, включите обратно». Вывод телеведущего: хорошо, что мы уже озаботились созданием своего выключателя внутри, и хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее.

О чём удобно забыли пропагандисты

С доводами о том, что Америка по щелчку отрубила одному из крупнейших IT-гигантов мировой потребительский рынок, спорить сложно. Да, имидж компаний, которые подчиняются таким нерыночным механизмам госрегулирования, действительно сильно подорван. Да, Android после этого конфликта уже не будет восприниматься как свободная система, доступная всем.

Но критикуя США, которая нерыночными методами борется с Huawei (и ZTE, и DJI), пропагандисты говорят, что и бороться с гегемонией США тоже надо нерыночными методами — типа платёжной карты «Мир». Она не лучше, не удобнее, не выгоднее, не стабильнее, чем западные аналоги — её единственное «преимущество» в том, что она не западная. И поэтому её можно насадить пока только насильно.

То же самое касается «отечественной» мобильной ОС. «Аврору» в текущем виде можно насадить лишь насильно, потому что без популярных приложений система бесполезна, а чтобы в ней появились эти приложения, надо либо сделать платформу желанной для разработчиков, либо заставить кого-то сделать отечественные аналоги. Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский в мартовском интервью явно дал понять, что пускать иностранные разработки на отечественный смартфон рискованно — а значит, «Аврора» тоже будет «суверенной», как и рунет.

Очень удобно критиковать меры Google, Microsoft, Qualcomm и других компаний по отношению к Huawei, забывая, что в России нет конкурентоспособных потребительских аналогов — ни операционных систем, ни ПК, ни смартфонов, ни чипов, ни телеком-оборудования. Их нельзя вырастить по щелчку пальцев так, как США закрыли свои рынки для китайского производителя.

Причина отсутствия этих продуктов не в том, что кто-то долгое время смотрел на США через розовые очки, а теперь благодаря этой ситуации прозрел. Проблема комплексная — государство десятилетиями забивало на науку, высокие технологии и IT-бизнес, и существенных подвижек в этом направлении не видно. У КНР эти конкурентоспособные продукты есть хотя бы частично, и нам остаётся только облизываться.

Воспринимать этот урок стоит не иначе как последнее китайское предупреждение: только способность к здоровой агрессивной конкуренции, а не огораживанию, заставит относиться к нам серьёзно. Нельзя десять лет просидеть в суверенном китайнете, блокируя доступ конкурентов на свой рынок, чтобы импортозамещение всё-таки сработало, а потом обижаться на тех, кого ты блокировал, когда решил из него вылезти.

Главная линия, которая проходит через все дискуссии о конфликте США и Huawei — Россия находится на его обочине, и все попытки приклеиться к теме выглядят просто нелепо. В технологический век эта ситуация ярко демонстрирует, что сейчас Россия, к великому сожалению — не супердержава, как бы мы не хотели показать это с помощью ракет.

#мнения #разборы #блокадаhuawei #тв #медиа