Дизайн и архитектура
Arkadiy Gershman

Депутат Мосгордумы от ЕР показательно борется с островками безопасности. На самом деле они полезны

Настойчивость Инны Святенко в уничтожении островков взбунтовала урбанистов.

В московском районе Капотня идёт масштабная реконструкция улиц: создают тротуары, асфальтируют «народные тропы», убирают парковку в карманы, оптимизируют пешеходные переходы, кладут кабельные коллекторы и так далее. Этот процесс — более бюджетная версия реконструкции улиц в центре города: применяются те же транспортные решения, но из менее дорогих материалов.

На выходных 10-11 августа депутат Мосгордумы от «Единой России» Инна Святенко, которая также возглавляет в городской думе комиссию по безопасности, в своих соцсетях рассказала о личном достижении: она добилась сноса островков безопасности на пешеходных переходах района, рабочие при ней сносили бордюры и убирали заделы.

Из постов Святенко следует, что у жителей были претензии к островкам: из-за них могут образоваться заторы, а водители по непривычке могут в них въехать. Судя по видео, депутат заставила ответственных лиц на месте вносить изменения в проекты и грозилась начать делать звонки.

Инна Святенко работает в Мосгордуме с 2001 года, в нынешний срок была избрана в сентябре 2014 года по округу №22, который располагался на территории районов Капотня, Люблино и Марьино. Сейчас она выдвигается под видом независимого кандидата в Мосгордуму на новый срок.

Инна Святенко Кадр из трансляции МГД на YouTube

Зачем нужны островки безопасности

Как следует из названия, островки безопасности появляются для повышения безопасности дорожного движения. Этот элемент массово применяется по всему миру независимо от климата или любых иных условий. Во многих развитых городах мира местными техническими нормами островок безопасности входит в перечень обязательных элементов при создании пешеходных переходов на улицах.

1. Островки искривляют траекторию движения — это заставляет водителя притормозить перед переходом. По правилам водители и так должны сбрасывать скорость перед зеброй, чтобы убедиться в безопасности и отсутствии пешеходов, но люди допускают ошибки: пешеход может быть в тёмной одежде, выходить из машины, быть за столбом и так далее — если водитель не видит человека на улице, то это не означает, что его там нет.

С островком безопасности у пешехода больше шансов быть замеченным и отделаться испугом в случае поздней реакции водителя.

2. Островки не дают водителям нарушать правила движения и объезжать попутную машину по встречной полосе в зоне перехода. За счёт этого исключается возможность ситуаций, когда один водитель пропускает пешехода, а второй решает его обогнать и сбивает неожиданно появившихся людей на переходе.

3. На перекрёстках островками безопасности корректируют градус поворота. Водители поворачивают спокойнее: въехать на улицу на скорости не получится, градус поворота снижает вероятность попадания человека на переходе в мёртвую зону водителя.

4. Островки безопасности позволяют людям переходить улицу поэтапно: идти и смотреть в одну сторону проще, чем крутить головой в обе стороны одновременно. Кроме того, на переходах со светофором у людей появляется возможность в безопасном месте дождаться зелёного сигнала, если они не успели сразу перейти улицу.

5. За счёт островков безопасности водители могут не ждать, пока человек перейдёт всю улицу целиком — можно ехать, как только человек прошёл ваш отрезок и вступил на островок.

6. Островки позволяют точнее настраивать светофорные фазы. Например, большой пешеходный переход занимает не одну фазу в минуту, а два раза по 30 секунд с пропуском машин.

7. Слишком широкие улицы и большая площадь становится интуитивно понятнее для движения за счёт островков, по-научному это называется канализацией движения. Ещё на таких островках можно размещать фонари освещения, светофоры и знаки — всё это тоже делает езду на машине понятнее и безопаснее.

Согласно методическим рекомендация от Минтранса России, островки безопасности на пешеходных переходах снижают аварийность на 30% на прямых участках и на 24-38% на пересечениях.

Реакция на снос островков

В воскресенье утром я написал пост в своём блоге с крайне негативной оценкой таких действий: «То есть представителя жителей не волнует, что на переходе могут наехать на ребёнка, пенсионера или иного жителя города — её волнует, что островки безопасности могут стать непреодолимым препятствием на пути куска железа. В её представлении, видимо, улица — это гоночная трасса, где не должно быть ничего. Я так когда-то тоже думал, примерно в средних классах, когда играл в GTA на компьютере и мне очень мешали остановки, столбы и чёртовы пешеходы».

Аналогичная реакция последовала от блогера Ильи Варламова.

Может быть, Инна Юрьевна специалист в области проектирования дорог? Нет, Инна Юрьевна — подполковник Вооружённых сил РФ, доктор технических наук, у неё три высших образования. В Мосгордуме она сидит уже четвёртый срок. Депутат Святенко лихо использует хэштеги «СвятенкоРазберётся» и «БезопаснаяСтолица» и твёрдо уверена в том, что спасает водителей от ДТП… Проблема в том, что она неумная.
На самом деле она просто резко увеличила риск гибели пешеходов в Капотне и подставила самих водителей. Во всём мире островки безопасности используют не только как средство защиты пешеходов, но и для того, чтобы искусственно зауживать проезжую часть, заставляя водителей сбрасывать скорость. А снижение скорости подразумевает снижение количества ДТП.
Проектировщики улицы всё сделали правильно. Инна Святенко похерила их идею и выбросила в трубу бюджетные (то есть наши с вами) деньги, уже потраченные на островки безопасности. Она сделала всё, чтобы водители шумахерами летали по Проектируемому проезду №5217 и сбивали пешеходов, будто это кегли.

Илья Варламов

В Твиттере и других социальных сетях появилось множество постов с критикой работы депутата и призывами выбирать новых депутатов.

Некоторые пользователи жаловались на блокировку аккаунтов и удаление негативных комментариев в социальных сетях Святенко — например, в её фейсбуке.

12 августа муниципальный депутат Краснопресненского района начала кампанию по сбору подписей за островки безопасности. На момент написания материала более 300 человек написали обращения за сохранение островок и повышение безопасности улиц.

#урбанистика #москва