Дизайн и архитектура
Богдан Мамаев

Профиль: Токо Шинода — родоначальница современного японского искусства, создавшая уникальный стиль

Её картины выставлялись по всему миру — от Японии до США. Часть работ даже находится в коллекции императорской семьи на её родине.

Токо Шинода в мастерской. Большую часть времени она носила кимоно, выполненные в её собственной цветовой гамме Bijutsu Techo, 2010

1 марта в возрасте 107 лет скончалась Токо Шинода, соединившая традиционную каллиграфию с абстрактным экспрессионизмом. Восхищённая работами американских мастеров, она создала неповторимый стиль, заслуживший популярность по всему свету и получивший место в ключевых галереях Азии, Европы и США. От Национального музея современного искусства в Токио до Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

TJ рассказывает историю Шиноды, чья карьера длилась девять десятилетий.

* * *

Токо родилась в 1913 году в манчжурском городе Далянь, где её отец управлял табачной фабрикой. После увольнения в 1915 году семья переехала в город Гифу для воссоединения с родственниками. Папа — коллекционер и поклонник традиционного искусства — с раннего возраста привил дочери любовь к каллиграфии. Дядя Токо был известным скульптором и личным резчиком печатей инкан при императоре Мейдзи. Это тоже неизбежно оказало влияние на атмосферу, в которой росла девочка.

К шести годам Шинода практически самостоятельно изучала историю, технику и приёмы мастеров прошлого. К подростковому возрасту она уже экспериментировала с устоявшимися стилями. Поиск новых форм, не ограниченных строгими культурными канонами, приводил к конфликтам в семье.

Я устала постоянно повторять одни и те же линии и решила попробовать собственный стиль. Папа постоянно ругал меня за непослушание и отклонение от традиционных методов, но меня было не остановить.

Токо Шинода

В поисках освобождения от традиционной формы

К 23 годам Шинода организовала индивидуальную художественную выставку в Токио. Она обернулась большим успехом и принесла славу одного из главных мастеров традиционной каллиграфии в Японии. В то время подобный публичный титул был редкостью для художниц — в основном его получали мужчины.

Одна из редких фотографий Токо того периода Автор неизвестен

Шинода осталась в Токио, получив больше свободы. Токо стала больше узнавать о западном искусстве и впервые попробовала интегрировать их в творчество. В столице она познакомилась и с абстракционизмом. Художница начала видоизменять традиционные каллиграфические символы, пытаясь выразить их истинный смысл через лёгкий авангард вперемешку с выверенными линиями прошлого.

Смысл её трансформации из каллиграфа в художника объяснялся просто. Шинода хотела показать то, что простой человек никогда не замечал в письме. Это можно ярко заметить в её видении иероглифа «Кава» (川), что означает «река» и состоит из трех вертикальных линий.

«Мне хотелось использовать больше трёх линий, чтобы показать силу реки. Простой «кава» из традиционного языка казался недостаточным. Я хотела найти новый символ, чтобы выразить слово «река». Токо Шинода

Поэзия цветка (詩花) 1948. Чернила, бумага. Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Поэма (詩) 1952. Чернила, шёлк. Фото Pen

Кипарисовик хиноки (ひのきの) 1955. Чернила, бумага. Фото Pen

Осень (秋) 1950-1954. Чернила, бумага. 

После окончания Второй мировой войны её полотна стали появляться на международных выставках. В 1954 году слава Шиноды дошла до Музея современного искусства в Нью-Йорке. Спустя два года художница отправилась в США ради новой аудитории и источников вдохновения. И это несмотря на визовые ограничения для незамужних женщин из Японии. Получив первую визу на три месяца, Токо многократно её продлевала каждые два месяца на протяжении двух лет.

Знакомство с абстрактным экспрессионизмом

Время в Штатах стало для художницы поворотной точкой в стилистическом плане. Посещая выставки и знакомясь с другими художниками со всего мира, Токо также нашла новое направление, которое во многом разделяло её философию и видение искусства.

В Нью-Йорке Шинода подружилась с одними из наиболее влиятельных абстрактных экспрессионистов столетия, включая Джексона Поллока, Марка Ротко и Роберта Мазервелла. Художницу регулярно приглашали в студии, где у неё был шанс обсудить общие идеи и высказать мнение о чужих работах.

Уже в первое мгновение я впечатлилась той степенью свободы, которая была у американских художников. Пока в Японии мы просто копировали работы мастеров, в это же время в Нью Йорке постоянно требовалось создать что-то своё, новое.

Это было началом абстрактного экспрессионизма, и мастеров призывали предлагать новые формы. Я смогла переписать свои работы, изначально основанные на каллиграфии, в новые формы и очертания. Я думаю, что началось это в Нью-Йорке и затем продолжилось после возвращения в Японию.

Токо Шинода

Шинода познакомилась и с Бетти Парсонсом, который представлял интересы Поллока и Ротко. Агент помог ей продать множество работ, которые потом оказались в Чикаго, Бостоне, Париже и Риме. Даже после 1958 года, когда Токо вернулась в Японию, картины путешествовали по свету. Работы художницы выставлялись в музеях Гуггенхайма, Гааги и Лондона.

Коммерческому успеху поспособствовали и американские знаменитости, влюбившиеся в её работы. Среди них были и популярные в то время Чарльз Лафтон и Джон Льюиз из Современного джазового квартета.

Цветок (花) 1959. Бумага, чернила. Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Таку (拓) 1961. Чернила, бумага Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Узел (結ぶ) 1961. Чернила, бумага Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Токо Шинода (справа)

Многие критики отмечали связь между широкими мазками Шиноды (которые иногда были настолько широкими, что их сравнивали с метлой) и цветными полосами, используемыми экспрессионистами. По мнению Дори Эштон, известного художественного критика, Токо оживила ушедшую традицию. Шинода, как абстракционист, начинает работу с древнего идеографического иероглифа или современного фонетического знака, который задаёт настроение или тему. И после этого она даёт волю воображению отправляется в свободное путешествие.

1960-1970. Чернила, патина, серебряная грязь, серебро, бумага. Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Адонис амурский (福寿草). 1960-1969 Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Ироха (いろは) 1960-1965. Чернила, киноварь, серебро, шёлк Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Несмотря на то, что современники часто ассоциируют Шиноду с течением абстрактных экспрессионистов середины века, сама художница отрицала принадлежность к конкретной школе. Называя стиль истинно японским, она в заявляла, что её в работах не было влияния Запада. Более того, Токо считала занятие западным искусством неразумным для японского художника.

Возвращение в Японию и новый этап

В Японии Шинода не потеряла элегантность каллиграфии, добавляя всё больше броских цветов для придания динамики и глубины. Она достигала визуальных эффектов с помощью чернил разной концентрации и мазков кистью разной интенсивности.

В 1960-е Токо начала работу с литографией, которая была на тот момент далеко не самым популярным инструментом среди японских мастеров. В её портфолио — муралы и крупные настенные работы на общественных зданиях. Самым знаменитым считается 29-метровый мурал 1974 года, растянувшийся на три панели храма Зодзё-дзи.

Как сейчас выглядит мурал Зодзё-дзи Фото Ameblo

Шинода стала мастером работы с суми — традиционными азиатскими чернилами, которые хранятся в цельных брикетах десятки лет и предварительно смешиваются с водой до нужной консистенции. В её коллекции были чернила возрастом более нескольких веков, имеющие маркировки времён династии Мин.

Чёрные суми могут обозначать любые цвета от ярко-красного до самого глубокого синего. И даже в этом случае некоторые люди могут вообразить себе море, в то время как другие увидят небо. Когда я смотрю на гору Фудзи в её первозданном заснеженном виде, мне очень хочется сделать несколько гигантских мазков.

Токо Шинода

Чёрные суми доминировали в творчестве Шиноды до последних дней. В 1980-2000 годы художница практиковала работу на ткани, нержавеющей стали, керамике, цементе, но всё равно предпочитала традиционные бумагу и чернила.

1985. Серебро, бумага Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Звук (音) 2008. Чернила, гофун, серебро, бумага Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Чрезмерность (余) 2012. Серебро, карагами. Фото Gi-Co-Ma Gifu Collection of Modern Arts

Шинода изучала возможности и эстетику негативного пространства и концепции инь и янь вплоть до их преображения до уровня абстракции. Традиционные элементы помогали сохранять ей баланс. Поэзия жанра вака в каллиграфической её форме иногда объединялась с абстракцией, отражая возможность вечного сосуществования традиции и современности — по крайней мере в её творческом сознании.

Все мои работы деликатны — лишь только одна часть удерживает всю конструкцию. Если бы лишь одна линия пошла в другом направлении или была бы лишь немного темнее, вся бы композиция изменилась и не была бы тем, что я хотела показать.

Все мои работы такие. Они хрупкие. Я не умею создавать стабильные, сильные, богатые работы. Хотя я может создам одну из таких в будущем.

Токо Шинода

С 1970 года индивидуальные выставки работ Токо проходили в основном в Японии и США. Каллиграфия на протяжении всей жизни приносила художнице стабильный доход. В свободное время Шинода занималась, по её словам, работой над новыми стилями и написанием эссе. В 2005 году японская версия журнала Newsweek внесла её в список 100 наиболее уважаемых по всему миру представителей страны. Выставки художницы часто посещались членами императорской семьи и отчасти поэтому привлекали особое внимание даже на поздних этапах её карьеры.

Шинода пережила всех родственников и друзей, а также никогда не была замужем. Токо рассматривала брак как ограничение и смерть для карьеры, а потому решила, что никогда не выйдет замуж. Что касается детей, то известна фраза художницы про то, что их место занимают её работы.

Каждое утро я беру кисть и работаю. Хотя бы немного. Без этого я бы не чувствовала себя настолько живой или думала, что мне вообще не стоило бы жить без хотя бы малого количества работы. Вам это может показаться простым чувством ответственности. Это доказательство того, что я жива.

Токо Шинода

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#япония #история #арт #искусство #профиль #лигаавторов