Дизайн и архитектура
TJ

Непрекращающееся благоустройство гнезда

Менеджер по продукту Twitter рассказывает, помогут ли агрессивные эксперименты ускорить рост сервиса

Автор: Настя Праздничная

За последние месяцы Twitter ускорил свой темп разработки настолько, что выпустил сразу несколько крупных обновлений, а параллельно с этим проводит серию экспериментов над новой функциональностью. Кейси Ньютон из The Verge поговорил с вице-президентом по продукту Twitter о том, куда движется сервис микроблогов. TJournal публикует перевод этого материала.

Ранним вечером перед корпоративным праздником штаб-квартира компании пустеет. Майкл Сиппи (Michael Sippey), вице-президент по продукту, проводит своё рабочее время в большой обеденной зоне, встречаясь с сотрудниками Twitter в поиске новых идей и отвечая на их вопросы. А всего в нескольких кварталах место встречи — Сити-Холл Сан-Франциско — уже освещён в голубых тонах Твиттера по случаю праздника. Хэштег #celebrate для твитов, отправляемых во время мероприятия, подчеркивает, насколько триумфальным стал для компании прошедший год. Кульминацией невероятного подъёма Twitter стало публичное размещение на 2 миллиарда долларов в прошлом месяце, которое подтвердило роль сервиса как оплота социального интернета. Но тогда как большая часть компании отдыхает, Сиппи всё ещё размышляет о продукте. 

Некоторые поводы для беспокойства действительно есть. Несмотря на успех в этом году, пользовательская аудитория увеличивается не такими быстрыми темпами, как надеялись в компании. На момент первичного публичного размещения у Twitter было 215 миллионов активных пользователей в месяц. Для сравнения: у конкурента Facebook — 1,19 миллиарда. Первоочередной задачей Twitter было ознакомление новых пользователей с основными «условностями» — фолловинг, ответы через @, хэштеги, ретвиты — и способствование тому, чтобы они постоянно открывали для себя контент, ради которого стоит возвращаться на сайт. 

В Twitter продолжается постоянный редизайн всего спектра продуктов.

Работа Сиппи заключается в том, чтобы всё это упростить. Возглавив команду по продукту летом 2013 года, он пересмотрел концепцию развития компании с тем, чтобы сделать её более гибкой. И его усилия не прошли даром: всего за четыре месяца Твиттер представил новый внешний вид разговоров, при котором твиты и ответы объединяются синими линиями; в основную ленту был добавлен предпросмотр изображений; а также предоставлена возможность отправки фотографий в личных сообщениях. А две недели назад компания переработала дизайн приложений для iPhone и Android: пользователи теперь могут переключаться между таймлайнами, и обмен сообщениями стал более понятным. 

В результате редизайну подвергается целый ряд продуктов компании. В интервью The Verge Сиппи рассказал о философии, лежащей в основании перемен – и намекнул на предстоящие изменения. Будет ещё больше таймлайнов и изображений. Личные сообщения, после нескольких лет забвения, возвращают себе видное место в рамках продукта. «Если говорить о том, какого развития мы хотим для продукта, то мы постоянно работаем над ним — постоянно», — говорит Сиппи. «И нужно продолжать пересматривать и перерабатывать продукт, ведь мир меняется, поведение потребителей меняется, конкурентная среда меняется. И хочется быть способным реагировать на это всё». 

Первым делом на мобильных

Чтобы понять новое направление развития Twitter, полезно вспомнить, как компания работала над своим программным обеспечением. Как правило, проходили месяцы, прежде чем продукт получал какие-то существенные улучшения. Это было следствием так называемого Fail Whale: инженеры компании зачастую были вынуждены работать сверхурочно, чтобы сервис продолжал работать. Но у Твиттер была и ещё одна проблема, затруднившая рост пользовательской аудитории: в мире, быстрыми темпами переходившем на мобильные устройства, команда по продукту всё ещё фокусировалась на веб-сайте. 

Вплоть до этого года команда, работавшая над созданием новой функции для веб-версии, делала это изолированно. Затем небольшие группы разработчиков под iOS и Android получали задание добавить эту функциональность в свои приложения. Отметим, что Facebook некогда столкнулся с похожей проблемой: он вырос как веб-продукт, и адаптация к миру, где доминируют мобильные устройства, заняла определённое время. Twitter стартовал на мобильных телефонах, но до недавнего времени команды по разработке продукта были сосредоточены на веб-версии. «По сути, мы перевернули эту модель с ног на голову», — говорит Сиппи. Теперь в каждой команде, разрабатывающей новую функцию, есть и мобильный разработчик: такая стратегия стала возможной только после того, как компания пересмотрела свои программы найма и тренинга.

Обычных разработчиков начали превращать в мобильных. 

В апреле Twitter купил тренинговую компанию Marakana, чтобы её сотрудники создали внутреннюю школу для разработчиков под названием «Университет Twitter». Цель: превратить имеющихся сотрудников Twitter в мобильных разработчиков. «Это действительно помогло нам быстро получить из отличных back-end и Java-разработчиков под iOS и Android», — говорит Сиппи.

Впоследствии, так же как это сделал в своё время Facebook, Твиттер встроил фреймворк для экспериментов в приложения под iOS и Android. Это позволяет команде по продукту тестировать идеи на случайной выборке в 1% пользователей сервиса микроблогов, чтобы понять, как образом новая функциональность скажется на использовании продукта. Данные, полученные таким образом, придали компании решимости в процессе трансформации своих продуктов, и заставили команду ещё активнее взяться за работу.

Внутри экспериментов Twitter

Возьмём вид бесед, который был представлен Твиттером в августе и вызвал противоречивые отклики. Вот уже несколько лет было ясно, что разбросанные по ленте ответы не способствовали быстрому освоению продукта. «Благодаря опросам пользователей мы знали, что механика разговора в Twitter была сложна для людей», — говорит Сиппи. «Но мы знаем и то, что беседы — это одна из важнейших составляющих Twitter! Мы хотели упростить понимание того, что разговоры происходят в рамках продукта и каким именно образом они происходят». 

Имея на руках данные экспериментального фреймворка и усиленная мобильными инженерами, команда разработчиков создала шесть или семь различных вариантов внешнего вида разговоров. В одной из версий ответы размещались сверху над изначальным твитом, вместо того чтобы располагаться под ним. В другой ответы были мельче, чем оригинальный твит, чтобы придать ощущение иерархичности. Вооружённый экспериментальными данными, Twitter предпочёл просто соединять взаимосвязанные твиты синей линией. Некоторые пользователи жаловались, но всё улеглось. В Твиттере продолжили работать над этой функцией, чтобы не допустить повторное размещение твита каждый раз, когда появляется новый комментарий. «Это было здорово и для пользователей, и для самого продукта», — говорит Сиппи. «Ленту стало проще читать».

Всего в Twitter придумали шесть или семь вариантов дизайна для группировки бесед, но в итоге остановились на синих линиях.

Компания применила схожий подход и в том, что касается размещения изображений в ленте. «Мы уже довольно давно знали, что классные моменты в Твиттере, как правило, сопровождаются фотографией», — говорит Сиппи. «Людям нравятся картинки». Вопрос был в том, как максимально естественно встроить их в ленту: «Как сделать так, чтобы не нарушить ритм чтения?», — продолжает Сиппи. «И к тому же, мы не знали, какой это даст эффект, каким образом скажется на вовлечённости пользователей». Команда экспериментировала с различными вариантами обрезки фотографий: квадратные, в полную высоту, обрезанные по высоте текстового твита. В конечном счёте Твиттер остановился на прямоугольнике высотой в два текстовых твита. «Мы видели по своим данным, что это хорошо воспринимается пользователями», — говорит Сиппи. 

Но Сиппи отказывается говорить о том, что все хотят узнать — каким образом эти изменения сказываются на показателях вовлечённости и прироста пользователей. Самый непосредственный скачок в вовлечённости произошёл в момент, когда компания стала показывать кнопки действия (ответ, избранное, ретвит), не заставляя пользователя сначала нажимать на твит. Сиппи ожидает, что другие изменения со временем также повысят вовлечённость — возможно, по этой фразе можно сделать вывод о том, что пока что показатели Twitter не взлетели до небес. В компании уверены, что способны изменить поведение пользователей со временем, изменяя саму концепцию сервиса. 

«Чем больше фотографий вы видите внутри продукта, тем больше вы станете думать о Twitter как о продукте, связанном с фотографиями», — поясняет Сиппи. «Некоторые из этих вещей представляют собой инвестиции в будущее, в то направление, в котором мы хотим развивать продукт».

Ещё одна из таких инвестиций в будущее — это обмен сообщениями. В 2011 году редизайн, который стал известен как #newnewtwitter, переместил личные сообщения на более глубокий слой интерфейса; поговаривали даже о том, что компания вовсе хотела от них отказаться. Но с появлением новых мобильных приложений сообщения вновь заняли центральное место. И это неудивительно: приложения для обмена сообщениями сейчас на пике популярности, у одного только WhatsApp более 400 миллионов пользователей в месяц. «Это всегда было отличной частью продукта», — говорит Сиппи. «Мы хотим сделать так, чтобы Twitter был прекрасным средством как для публичного, так и для личного общения, так как они дополняют друг друга». 

Что ждёт впереди

Приложения с обновлённым дизайном, выпущенные компанией ранее в этом месяце, содержат намёки на будущее Твиттера. Уже сегодня можно переключаться с основной ленты на Discover, где собраны популярные твиты и актуальные темы, и Activity, которая позволяет узнать, что делали в Твиттере те, на кого вы подписаны. Компания уже тестирует вкладку с названием Nearby («Поблизости»), где показываются твиты, размещённые людьми неподалёку от вас. Такой сервис мог бы сделать Twitter более полезным на концерте, спортивном мероприятии или в чрезвычайной ситуации. 

Возможно и появление множества других вкладок. «Каждый день появляется 500 миллионов твитов», — говорит Сиппи. «Вероятно, что в вашей основной ленте есть далеко не всё, что вам могло бы быть интересно — нереально подписаться на всё. Вам хочется разнообразить свои впечатления, в зависимости от времени суток, или от вашего местонахождения, или в случае, если в мире что-то особенное происходит. Мы хотим сделать наш продукт гибким, чтобы иметь возможность показывать пользователям разнообразные коллекции твитов». 

И эксперименты продолжаются. На данный момент проводятся от 30 до 40 тестов в рамках мобильных приложений, и разработка происходит циклами — новые релизы появляются ежемесячно на iOS и еженедельно на Android. Так же, как Google и Facebook, разработчики Twitter будут неустанно искать новые способы привлечения и удержания своей аудитории, и самые успешные эксперименты будут превращаться в центральную функциональность продукта. И изменения, по всей видимости, будут вводиться постепенно — в противоположность привычному для компании подходу, когда нововведения накапливались пачками и воплощались все единовременно. Отчасти новый подход необходим в целях тестирования: поочерёдные нововведения облегчат оценку их влияния на вовлечённость. К тому же, это снизит стресс при использовании продукта. «Цель состоит в том, чтобы пользователю было легко воспринимать эти вещи», — говорит Сиппи. «Постепенные изменения дают пользователю возможность увидеть и понять их, адаптироваться к ним, пока мы работаем над улучшением продукта». 

В Твиттере хотят, чтобы пользователи не только читали тех, на кого подписаны, но и находили новый контент другими способами — например, при помощи дополнительных лент или уведомлений.

Задача Твиттера состоит в том, чтобы найти способ привлечь новых пользователей, не потеряв при этом имеющихся. Ведь когда пользователи Twitter недовольны, их суждения могут быть скорыми и беспощадными. Недавно попытки улучшить систему блокировки нежелательного контента привели к обратному результату, когда адвокаты заявили, что эти изменения могут угрожать безопасности жертв. В течение дня Твиттер отменил изменения — и всё это произошло из-за функции, которой большинство пользователей, скорее всего, даже и не воспользовались бы никогда. 

В одном уверены все внутри компании и за её пределами: Твиттеру нужно развиваться. Чтобы реализовать своё видение мира, взаимодействующего публично и в реальном времени, ему нужно расти быстрыми темпами — и текущая версия продукта только сейчас встала на этот путь. Но в каком именно ключе ему нужно развиваться? Есть риск слишком точно следовать полученным экспериментальным данным, что приведёт к постепенным изменениям вместо абсолютно нового видения. Twitter видит себя как сервис, который облегчает взаимодействие людей друг с другом, и рассказывает о том, что происходит в мире. Но реализация этой миссии пока что далека от завершения. Не зря же в компании натренировали всех этих разработчиков. «Команды по продукту любят выкатывать обновления», — говорит Сиппи.

Этот материал является переводом оригинальной статьи Кейси Ньютона «Building a better nest: Inside Twitter's continuous redesign» на The Verge.

#Статья #Facebook #Twitter #дизайн #социальные_сети #переводы #мессенджеры #Майкл_Сиппи #разработка_продукта