Дизайн и архитектура
Никита Лихачёв

Фоторепортаж: Место для работы над ошибками

Как Студия Лебедева переделывала единственную работу, в плагиате которой она открыто созналась

В январе 2014 года Студию Лебедева уличили в плагиате при создании логотипа для проекта «Воркплейс». Артемий Лебедев впервые за всю историю своей компании лично признал факт плагиата, опубликовав письмо в своём ЖЖ и уволив дизайнера.

Автор «Воркплейса» Евгений Волк рассказал TJournal о ходе работы Студии над логотипом, создание которого заняло 13 месяцев.

Евгений Волк, известный в интернете как «бездомный предприниматель», в октябре прошлого года обратился в Студию за созданием логотипа для своего проекта «Воркплейс». Согласно техническому заданию, логотип должен был состоять из шрифтовой части на двух языках и фирменного знака-трансформера.

По задумке Волка, воркплейсы — это пространства, которые не отличаются от привычных ателье, парикмахерских или учебных центров, но при этом каждый специалист воркплейса работает сам на себя, используя ресурсы и инфраструктуру отдельно взятого лофта в своих целях. Пока Студия Лебедева переделывала уличённый в плагиате логотип, команда проекта успела открыть восемь таких воркплейсов по России: шесть «Домов моды» для дизайнеров одежды и два воркплейса «Академия» для репетиторов и частных преподавателей.

Евгений Волк

В общей сложности работа над логотипом, включая время на переделку, заняла 13 месяцев. Его финальная версия теперь вовсе не имеет фирменного знака и состоит только из шрифтовой части.

Решение не использовать изображение было предложено Артемием ещё на первой встрече после инцидента. Такой вариант событий я отверг — как так, потратить 20 тысяч долларов и получить лишь шрифт? Не годится. Первые наброски ручкой на листе бумаги, сделанные Тёмой, дали толчок его дизайнерам искать «то самое», но всё затянулось ещё на полгода. Когда от процесса устали и мы, и сами дизайнеры, я предложил вернуться к идее шрифтового логотипа, но при этом разработать фирменный стиль на основе одного из вариантов в качестве компенсации.Евгений Волк, автор проекта «Воркплейс»

Ситуация осложнялась ещё и тем, что в период разработки новой версии логотипа Студия приостановила работу над макетами сайта для «Воркплейса». На данный момент сайт создаётся своими силами и использует исключительно шрифтовую версию лого.

В основу фирменного стиля легли аппликации, собранные из предметов, передающих смысл каждого из направлений. Официальный анонс обновлённых логотипа и фирменного стиля на сайте Студии состоится ориентировочно во вторник 28 октября.

Вся команда воркплейса получила дополнительную компенсацию морального ущерба за долгий процесс работы над логотипом. Как и в январе, каждому из ребят Студия подарила по 10 вафельных трубочек со сгущенкой.

А если говорить серьёзно, то Волк и команда «Воркплейса» теперь обладают 20 вариантами начертания лого на английском и столько же на русском языке, а также четырьмя пакетами макетов для разных носителей. Всё это обошлось Волку в 600 тысяч рублей по контракту ещё за первый логотип, а в обычной ситуации предпринимателю пришлось бы заплатить ещё минимум 600 тысяч рублей.

Хроника истории в фотографиях

Первые месяцы работа была секретной: концепция скрывалась от друзей и знакомых, а в общении со студией представители «Воркплейса» старались фиксировать как можно меньше данных. Студия рассчитала стоимость работы и подписала коммерческое предложение с «Воркплейсом».

Один из первых интересных вариантов логотипа воркплейса, который мог бы быть принят. «Тогда бы не возникло всей это шумихи», — говорит Волк.

После нескольких презентаций и выездов менеджера к заказчику, Волк решил познакомиться с дизайнером. Марьям на встрече с Волком сделала наброски после отвергнутых 10 вариантов логотипа. Дизайнеру не удалось понять, как отобразить «явление», а не «предмет», и Марьям взяла паузу.

Руководитель графического дизайна со стороны Студии на встрече с Волком в Старбаксе показала очередные пять вариантов логотипа на выбор после отвергнутых 30.

Волк посоветовался с друзьями, показав им идеи, предложенные Студией. Остановились на варианте с гравюрой и животными.

Неделю спустя: менеджер проекта Ольга Каллаур показывает развитую идею с гравюрой и осьминогом. Всем нравится возможность трансформации логотипа.

Во время установки знака в Саду Эрмитаж предприниматель подсунул Артемию Лебедеву распечатку с осьминогом и зеброй: хотел поймать арт-директора на том, что он не участвует в работах. Но, на удивление, Артемий работу узнал и дал пару указаний по шрифту менеджеру проекта.

Лого допилили и официально анонсировали. Первым выпустили в свет логотип воркплейса «Дом моды»: теперь он висит у входа в самый первый воркплейс сети. Именно этот логотип был раскритикован дизайнерами, посчитавшими его идентичным работе для нью-йоркского кафе, датированной 2009 годом.

Версия логотипа, являющаяся плагиатом на работу для нью-йоркского кафе Moomah

После всех публикаций и признания в плагиате, прошла встреча с менеджером проекта и Артемием, где он набросал идею на листе бумаги. Этот эскиз передали дизайнерам.

Дизайнеры Студии доработали идею Артемия, но команда проекта дружно её отвергла за несерьёзность.

Во время открытия в Санкт-Петербурге второго воркплейса Студия презентовала по Скайпу «Шиву-воришку». Этот вариант был сразу же отвергнут: не универсален и не подойдёт под другие направления.

Менеджер проекта презентовала новый вариант: скрещивание предметов музыки с предметами, отражающими направления воркплейсов. Мол, творчество и работа льются как музыка. Этому варианту дали зелёный свет и отправили идею на доработку.

Доработанная идея была испорчена отвратительным решением — заливкой иконок какой-либо текстурой. Волк попросил найти более интересное решение, а не просто залитые контуры.

Следующая встреча принесла новые метафоры: манекен-контрабас, фен-тромбон, перо-гитара и курица-синтезатор. Теперь иконки были не чёрными, но были вновь залиты текстурой. Студию попросили проработать их ещё: смущала курица, так как резиденты кулинарного воркплейса могут оказаться вегетарианцами. Перо отмели тоже: в предмете ярче должно прослеживаться направление, а не музыка.

Все та же встреча. Здесь Волк впервые на переговорах повысил тон, потребовал найти решение повыразительнее и отказался принимать залитые текстурой картинки.

Приехали новые варианты логотипа, вновь залитые текстурами, но в этот раз предметам добавили сопутствующие объекты, иногда скрещённые невпопад. Это автору «Воркплейса» понравилось, и он попросил развить тему.

Очередная встреча и поиск нужных метафор. Курицу-синтезатор для кулинарного воркплейса заменили на грушу-гитару, а для академии предложили голову-саксофон (по словам Волка, они ржали всем лофтом).

Процесс затянулся слишком надолго: Волк понимал, что использовать такую блямбу на носителях ему будет сложно. При этом время шло, воркплейсы открывались, и он предложил отказаться от изображения, а предложенные аппликации развить до фирменного стиля, что и могло бы являться компенсацией. Менеджеры презентовали возможные аппликации в жизни. «Воркплейсу» понравилось.

Дали добро. В Студии фотограф и менеджер сфотографировали каждый предмет отдельно и создали коллажи для четырёх направлений воркплейсов.

Первым в свет вышел фирстиль воркплейса «Дом моды». Всего Cтудия разработала шрифтовую часть с подписями направлений на двух языках и фирменный стиль для четырёх направлений. Итого четыре разных пакета макетов: визитки, кружки, папки, конверты, пакеты, карты резидента. «Студия расщедрилась», — говорит Волк.

Пример шрифтовой части в жизни
Пример шрифтовой части в уличном оформлении вывески

А пока шла работа, «Воркплейс» подружились со Студией и открыли кафе на территории воркплейса «Академия».

#Статья #дизайн #Студия_Артемия_Лебедева #плагиат #Артемий_Лебедев #фоторепортажи #Студия_Лебедева #Евгений_Волк #Воркплейс #как_работает_Студия_Лебедева