Дизайн и архитектура
Vad Mikhalyov

Убедительнее, чем британское правительство. Переделываем слайды закрытого брифинга по «делу Скрипаля», пока едем в такси

Разбор ведет Вадим Михалев, руководитель Бюро презентаций Rocketslides.

29 марта «Коммерсантъ» опубликовал презентацию, которую представители иностранных посольств получили на закрытом брифинге в посольстве Великобритании в Москве 22 марта по «делу Скрипаля». Именно она, по словам посла США в РФ Джона Хантсмана, побудила союзников Великобритании в знак солидарности выслать российских дипломатов.

Цель презентации, казалось бы, была достигнута с успехом. Аудитория выслушала спикера, согласились с тезисами и единогласно пошла на конкретные действия — миссия по отправке российских делегатов прошла успешно.

Не знаю, как вы, но я, выступая перед достаточно большой аудиторией, обычно не обладаю авторитетом британского правительства, чтобы сходу склонить слушателей к конкретным действиям (для этого и слайды не нужны). Наоборот: мне на практике приходится фокусировать внимание аудитории к себе, лишь поддерживая выступление чёткой аргументацией или иллюстрацией на слайдах.

Думаю, и вам тоже. Классика жанра: вы едете в такси и за час до встречи понимаете, что с такой презентацией вас ждёт провал. Нужны быстрые и продуктивные решения в экспресс-режиме. На примере британских слайдов по «делу Скрипаля» я покажу, как сделать презентацию более убедительной, когда ситуацию не решает наличие политического веса.

Формат

Во-первых, презентация создана для чтения с распечатки или экрана, и никак не для выступления. Выступать с такими слайдами — значит потерять внимание аудитории через пару минут (если они, конечно, не напуганы). Зрители читают быстрее, чем говорит спикер, поэтому им быстро становится скучно, а тут как раз кто-то написал в Фейсбуке и…

Спикер, наверное, зачитывает текст со слайдов

Ну ничего. Времени у нас нет, презентацию мы раздали в форме распечаток — почитают. Кстати, в этом случае вполне можно выступить без слайдов, что круто: не надо подключать проектор и переживать, что поедут шрифты.

Структура

В структуре презентации мне сложно разобраться — я впервые столкнулся с её темой. Нужно на старте загрузить в мозг главную мысль слайда: если она понятна и с ней все согласны, то можно листать на следующий слайд. Поэтому (неожиданно) добавляем в презентацию такую сущность, как заголовки, и размещаем в них ключевые тезисы. Кажется, нужно поставить такие:

  • Что произошло Sergei Skripal, his daughter Yulia Skripal, and UK policeman Detective Sergeant Nick Bailey remain in hospital
  • Как это расценивать First offensive use of a nerve agent in Europe since the Second World War. Without doubt Russia is responsible
  • Что за яд такой Novichok interferes with the normal functioning of the nervous system. If untreated, it will cause death by asphyxiation or cardiac arrest.
  • Что с этим сделать We will deter Russian malign activity

Стиль

Calibri — шрифт, недостойный правительства Великобритании. Но мы в такси, времени искать новые шрифты нет, поэтому для простоты ставим автозаменой шрифтов в PowerPoint везде Times New Roman (в голове начинает звучать заставка из «Шерлока»).

Слайды

До

На слайде с таймингом есть карта. Она контекстно связана с событием, но не не иллюстрирует ни один из пунктов тайминга, поэтому смело увольняем её на отдельный слайд (помним, что сделать новый слайд — это бесплатно). Если вы вдруг делаете презентацию в Сбербанке и вам поставили условие «Не больше пяти слайдов», то можно схитрить и использовать слайд с картой как раздаточный материал.

Поворачиваем события вдоль течения времени слева направо, быстро находим в гугле фотографии заведений и получается так:

После: слайд №1

Слайд №2 (или раздатка)

Дальше — самый тяжёлый на аргументацию слайд.

До

Возможно, у вас эти иллюстрации вызывают чувство опасности, но у меня они вызывают только боль. Бог с ними с пикселями, но они не иллюстрируют ровно ничего. Если иллюстрации не иллюстрируют — увольняем.

В заголовке у нас уже есть главная мысль, поэтому все всё поняли. Осталось только упаковать цитату персоны (по иерархии она не укладывается в буллет-список) — и готово:

После

Мы опаздываем, надо работать быстрее. Рассказываем, как работает «Новичок» и приносим на блюдечке крупные цифры, чтобы сходу был понятен масштаб трагедии:

До

После

Дальше показываем, что всё это лишь звено длинной цепи. Вообще по логике — это тоже таймлайн, но у нас уже нет времени — просто облегчаем визуал:

До

После

Остался главный слайд с ответом на вопрос «А что теперь с этим делать», на котором даже не было чёткого призыва к действию. На экспресс-этапе структуры мы это сделали, осталось удалить картинки для украшения и разнообразить иконками с Noun Project, пока стоим в пробке на подъезде.

Готово!

До

После

Как и в прошлый раз, мы включили убедительность, используя супер простые действия, вывели ключевую идею в заголовок и убрали все препятствия к пониманию сути в виде ненужных картинок-обвесов. Остальное — эстетика.

Используйте простые и эффективные решения в своих презентациях!

#дизайн #политика #скрипаль