Дизайн и архитектура
Никита Лихачёв

Дизайн дверей в метро: хорошо и плохо

Положение открытой двери влияет на то, будут ли ей пользоваться.

В переходе с «Динамо» на «Петровский парк» всегда открыта только одна дверь: хотя она самая дальняя, многие идут именно через неё

Сколько раз вы видели на выходе из метро ситуацию: люди толпой идут через одну дверь, а все остальные закрыты? Иногда оказывается, что другие двери тоже открыты, но через них никто не идёт: во-первых, срабатывает стадный инстинкт, во-вторых, просто издалека не видно, открыта дверь или нет.

Нет ничего неприятнее, чем пойти не туда, куда идёт основная толпа и ткнуться в закрытую дверь, а потом возвращаться и вклиниваться в толпу обратно. Потому что в некоторых случаях увидеть, что дверь вестибюля закрыта, можно только подойдя к ней вплотную — тонкий штырь, блокирующий дверь, не видно сбоку и издалека.

Двери у вестибюля станции «Динамо»

Когда из метро (или в метро) идёт толпа, принимать решение, куда пойти, проще: кто-то перед тобой ткнётся в закрытые двери, и ты поймёшь, куда не стоит идти, а где можно пройти. Но всё равно такой дизайн дверей уменьшает скорость входа: все идут в основном через одну-две двери, а в другие никто не тыкается, думая, что они могут быть закрыты. А когда перед вестибюлем никого нет, то приходится проверять всё самому.

Современные двери в вестибюлях метро стоят встык, даже если они открыты — это путает.

Как можно понять по первому снимку, люди на заднем плане обошли все открытые двери и вышли через распахнутую

Есть довольно простое и очевидное решение: открытые двери должны быть слегка приоткрыты, то есть створка двери в её «прикрытом» состоянии не должна стоять вровень с косяком. Так работают старые двери, которые можно найти на исторических вестибюлях.

Выход из «Динамо»: открытые двери приоткрыты, возможно, чуть больше, чем стоило

Если дверь стоит вровень с косяком, это должно являться знаком того, что она закрыта.