Дизайн и архитектура
Женя Кузьмин

Паблик: «Переулье»

Дизайнер из Казани представляет бабочек, мимикрировавших под Россию, панельки, «перепевающие» Летова, и настольные игры вроде твистера, где надо удержать баланс между работой и жизнью.

Лев Переулков — студент и дизайнер из Казани. Он участник арт-объединения MXD, известного своими проектами с отсылками к России, поп-культуре и интернету: «Россия 2077», «Экзистенциальный Google», «Союз Советских Сюрреалистических Республик» и другие. Кроме этого у Переулкова есть собственное сообщество «Переулье». TJ поговорил с автором о его работах.

Поначалу в паблике появлялись в основном тексты и размышления на те или иные темы. Затем их сменили графические работы с отсылками к тому, что происходит в современной России. 6 февраля Переулков нарисовал для MXD коллекцию «бабочек, которые мимикрировали под российскую среду»: по задумке, с поколениями их окрас слился с советскими коврами и старой штукатуркой.

Автор сообщества в своих работах периодически высказывается на политические и околополитические темы.

Когда-то я дал себе обещание не затрагивать политику, потому что и сам не интересовался событиями в стране. Я видел митинги в начале десятых, знал про оппозицию, но не касался этого напрямую. До тех пор, пока по работе не пришлось ежедневно читать новости провластных изданий — до тошноты.

Мне стало стыдно, что я не освещаю важные вещи, имея трибуну и навыки. Окончательно повлияли абсурдные уголовные дела в Барнауле. Я тогда зашёл в твиттер-аккаунт «Текстовые мемы за которые ты сядешь» и увидел, что прямо сейчас меня можно закрыть по пяти картинкам. Так и понял, что о политике нужно писать не только косвенно.

Лев Переулков

TJ попросил Переулкова рассказать о пяти его работах, вышедших за последний год.

1. Бабочки, которые поколениями жили в России и мимикрировали

Когда я делал эту серию, вдохновлялся реальной природой. Берёзовая пяденица, например, получила тёмную форму, потому что вблизи городов изменилась кора деревьев. Довольно известный случай индустриального меланизма. Здесь я показал тот же механизм, только в разы абсурднее.

Я собирался увести идею в защиту природы, в то, что бабочкам придётся подстраиваться под мусор и окурки, но передумал — и сделал на основе советских и российских текстур. Все эти привычные вещи смотрятся очень естественно в качестве окраски.

2. Настольные игры в условиях современной России

Хочется говорить о проблемах страны, но так, чтобы это не выглядело пошло. Я решил жаловаться через шуточные и игровые формы: люди увидят в ленте «Дженгу» под панельку, усмехнутся и — есть такая надежда — задумаются. Без агрессии или серьёзной критики, потому что им интересно разглядывать яркие картинки.

В этом плане упаковки, общеизвестные правила и символы работают лучше всего. Опять этот постмодернизм: копируешь, переделываешь, обостряешь. Но так легко донести важные мысли, даже если с ними любят спорить. Я считаю, что мы мало обращаем внимания на монополию государства, убийства независимых журналистов и ветхое жильё.

3. Современные объявления

Объявления в России существуют в какой-то отдельной реальности. В том районе, где я живу, висят листовки «бесплатная помощь наркоманам» и странные предложения работы. Надеюсь, они не отражают состояние города.

Я сфотографировал эти объявления, обработал, а затем подумал, как сделать их современными. Собирался обыграть тему одиночества, но слова не ложились. Затем я вспомнил, что в интернете тоже ищут пропавшие вещи, просят о помощи и нанимают на работу — теперь даже чаще, чем на улицах.

4. Панельные дома Летова

Извините, но у меня не получается слушать «Гражданскую оборону» (кроме замечательной «Вечной весны»). Но я читал песни и стихотворения — каждый раз удивлялся, насколько это честно и красиво. Завидую таланту Егора Летова, потому что в его поэзии, наверное, даже слишком много России. Хотел рассказать о нём.

Думал, красиво оформить строчки, но я привык делать оригинальный контент. Обратился к теме панельных зданий и изменил слова из известных цитат — это произошло как-то естественно, потому что многоэтажки и жилые комплексы становятся российским символом.

5. Параноидальные факты о городе

Эти факты довольно честно гипертрофируют реальные мысли. Так получилось, что я вырос параноиком в семье с гиперопекой. Шумный город, высокие дома, прохожие — главные страхи.

Я не то чтобы боюсь их, но если прохожу мимо, то временами испытываю тревогу. Да и некоторые вещи универсальны: неприятно идти под строительным краном, интересно, что происходит на крышах, а трубы загрязняют воздух. В Казани есть мыловаренный завод «Нэфис», из-за которого я раньше чувствовал запах отходов, — всегда думал, насколько это вредно (вроде бы безопасно).

Считаю эту серию любимой. Если в других я визуализировал проблемы, то здесь — малозаметные образы, то, что проскакивает в голове на пару секунд по пути в магазин. Мыслей всегда много, они разные, поэтому вылавливать определённые, странные и необычные, пусть даже тревожные, — приятно.

#паблики #соцсети #арт