Беларусь
Василий Суслов

Профиль: Светлана Тихановская — филолог и домохозяйка, которая никогда не хотела идти в президенты Белоруссии

Как жена блогера, рассказывавшего о реальной жизни людей в стране, стала символом протеста.

Фото AP

4 августа в Белоруссии началось досрочное голосование на выборах президента, которые уже сейчас кажутся самыми резонансными в современной истории страны. За пост борются пять кандидатов, но главный оппонент Александра Лукашенко очевиден — это Светлана Тихановская.

Тихановская никогда не хотела идти в политику и пошла на выборы только после ареста мужа — блогера Сергея Тихановского. В итоге вокруг 37-летнего филолога неожиданно сплотилась чуть ли не вся оппозиция, включая штабы незарегистрированных Виктора Бабарико и Валерия Цепкало.

Цель, которую открыто декларирует Тихановская — избраться, чтобы провести новые открытые выборы, допустив всех желающих, включая Лукашенко. При этом Светлана постоянно подчёркивает, что она не стремится к власти и хочет «дальше жарить свои котлеты».

Тихановская до президентской гонки — переводчик и домохозяйка

Светлана родилась в городе Микашевичи в двухста километрах южнее Минска. Там же она закончила школу с золотой медалью и поступила в соседний город Мозырь в педагогический университет. Она училась на учителя английского и немецкого языков.

На четвёртом курсе Светлана познакомилась с Сергеем Тихановским — отношения с ним она называет «любовью с первого взгляда». Через год она вышла замуж, а заодно окончила университет. После рождения сына Тихановские переехали в Минск.

Сергей и Светлана Тихановские Фото БелсатТВ

Она подрабатывала переводчиком в разных компаниях, в том числе в ирландской благотворительной организации помощи потерпевшим от Чернобыльской аварии. Муж большую часть времени работал в Москве: снимал рекламные ролики в продакшн-студии «Компас», которую основал вместе с партнёром.

Отношения складывались хорошо, несмотря на расстояние. Я понимала, что он [Сергей] это делает, чтобы обеспечить нам с детками достойную жизнь.

Светлана Тихановская

Светлана считает, что их семья не жила в бедности: например, они могли позволить себе раз в год съездить на море. Сергей много работал в России, но старался приезжать домой дважды в месяц. В конце концов супруги продали квартиру Сергея в Гомеле, добавили отложенные деньги с заработка и купили квартиру в Минске.

Себя Тихановская называет скромным человеком, у которого нет особых амбиций — она жила, не выбираясь из зоны комфорта и бытовых проблем. Политикой интересовалась лишь в 2001 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она решила проголосовать, чтобы почувствовать себя взрослой, и отдала голос на президентских выборах за Лукашенко.

Тому, что Сергей стал интересоваться политикой всё больше, она не мешала. Светлана рассказала, что в их семье не принято что-то друг другу запрещать.

У нас в семье нет такого, чтобы кто-то что-то запрещал. А я ничего особо и не хочу. Что мне запрещать — в магазин выйти или котлет нажарить.

Светлана Тихановская

Во время финансового кризиса у Сергея стало меньше клиентов, и он вернулся к семье в Минск. По дороге домой он случайно оказался в приграничной с Россией деревне Огородня, где с кулацкого дома началась его политическая история. Тогда ещё никто не предполагал, что главная роль в этой истории достанется Светлане.

Кулацкий дом Сергея и канал «Страна для жизни»

В 2017 году Сергей купил в Огородне дом, который в 1886 году построил зажиточный крестьянин. Тихановский поставил цель — перестроить здание в туристический комплекс с отелем и рукодельными мастерскими, чтобы возродить и обогатить деревню.

Из-за того, что дом признали историко-культурной ценностью, для каждого изменения или перестройки дома требовалось согласования десятков инстанций и чиновников. По словам Сергея, только на мелкие изменения в документах он потратил больше тысячи белорусских рублей (тридцать тысяч российских рублей по нынешнему курсу — прим. TJ).

Два года он, вместо того, чтобы заниматься реставрацией и ремонтом, сидел в приёмных местных чиновников, чтобы получить нужные справки. А чиновники, вместо того, чтобы сказать человеку «спасибо», просто пытались тянуть из него деньги.

Светлана Тихановская

За два года в Огородне Сергей так и не смог добиться разрешения на перестройку дома. Насмотревшись на пассивность и недружественность властей, в 2019 году Сергей открыл YouTube-канал «Страна для жизни». Изначально лозунг «Беларусь — страна для жизни» использовали в рекламных роликах на государственном телевидении, но Тихановский придал ему новое значение.

В роликах Сергей ездил по городам и деревням, рассказывая и показывая тяжёлую жизнь белорусов, брал интервью у известных белорусских оппозиционеров и предпринимателей. Ролики в среднем собирали около 250 тысяч просмотров, а самый популярный ролик посмотрели больше миллиона раз — это довольно много по местным меркам.

Сергея, который привлёк к себе внимание властей, стали часто задерживать, в том числе продлевая аресты после очередных 15 суток. В начале мая 2020 года, после очередного заключения, он выпустил видео, в котором заявил, что хочет баллотироваться в президенты и просил его поддержать.

6 мая Тихановского снова задержали. Белорусский ЦИК отказался принимать его заявление на регистрацию, объяснив это тем, что документ подписал не лично он, а Светлана по доверенности.

Километры очередей и регистрация Светланы

Узнав о задержании Сергея и отказе ему в регистрации, Светлана подала заявление, самостоятельно и без чьих-либо советов. Светлана была уверена, что её ни за что не зарегистрируют кандидатом, но надеялась своим поступком хотя бы показать солидарность с мужем.

Я подумала: сейчас он выйдет из изолятора, захочет продолжить заниматься своей деятельностью, а ему больше не разрешат ездить по городам, говорить с людьми, так как он не будет иметь никакого статуса.

Светлана Тихановская

После того, как Сергей вышел из СИЗО, Светлана полностью дистанцировалась от сбора ста тысяч подписей, которые нужно получить для регистрации кандидатом. Муж полностью взял процесс на себя, поставив в местах сбора картонное изображение Светланы — за это государственное телевидение не раз цеплялось при критике Тихановской.

29 мая Сергея снова задержали в Гродно — на этот раз на официально разрешённом пикете и после предполагаемой провокации. Больше Светлана не виделась с мужем: её не пускали к нему, а с адвокатов блогера взяли подписку о неразглашении.

«Когда забрали Сергея, я вообще ведь не разбиралась в том, что происходит», — отмечала Светлана, которая считала нужным отойти в сторону, раз её «миссия», зарегистрировать инициативную группу, выполнена. Но вся ответственность неожиданно оказалась именно на ней. В первую неделю после ареста всё даже пошло на самотёк: люди при сборе подписей «как-то организовывались сами».

За Светлану выстроились километровые очереди желающих поставить подпись — и она считает это заслугой Сергея, за которым изначально пошли люди. Правда, Тихановская признаёт, что белорусы ставили подпись именно из-за её порыва зарегистрироваться в поддержку мужа. «Я хочу снова стать просто женой и мамой, и надеюсь, мне не придётся принимать ответственные решения», — говорила она тогда.

4 июня на даче Тихановского нашли 900 тысяч долларов наличными. К процедуре у сторонников Сергея возникло много вопросов, поскольку обыски три дня проводили разные следственные группы и третья нашла деньги сразу после приезда. Светлана уверена, что крупную сумму её мужу подбросили: «Мы с хлеба на воду перебиваемся, а тут такие деньги». Мать Сергея, которая присутствовала при обысках, после допроса в Следственном комитете забрали в больницу с гипертоническим кризом.

На тот момент Светлана не считалась основным оппозиционным кандидатом. В неофициальных опросах лидировал экс-председатель «Белгразпромбанка» Виктор Бабарико, следом за ним шли бывший глава Парка высоких технологий Валерий Цепкало и Светлана Тихановская. Лукашенко в тех же опросах получал от 3% до 6%, из-за чего к нему прицепилось прозвище «Саша 3%».

Виктор Бабарико и Валерий Цепкало Фото «Радио Свобода»

Бабарико и Цепкало стали для многих «кандидатами надежды». Оба обладали положительной репутацией, не придерживались радикальных взглядов и считались приемлемыми для белорусской номенклатуры. При этом Виктор Бабарико отвергал идею насильственной смены власти, а также был полностью уверен в своей победе и поражении Лукашенко.

К Светлане не было серьёзного отношения ни у экспертов, ни у действующего президента. Ещё в 2011 году Лукашенко сказал, что президент-женщина — «это беда, горе, не дай Бог», а в 2020 году добавил, что «Конституция страны написана не под женщину» и за неё не сможет проголосовать общество из-за того, что «ещё не созрело». Выступая перед рабочими Минского тракторного завода, он заверил, что следующим президентом Белоруссии обязательно «будет мужик».

Картонные фигуры Тихановской, которые Сергей устанавливал на пунктах сбора подписей, пока сама Светлана находилась дома Фото hrodna.life

Бабарико, Тихановская и Цепкало собрали нужное количество подписей, но кандидатом в президенты стала только Светлана. Виктора Бабарико сняли из-за якобы иностранной помощи и незадекларированных доходов. А Валерия Цепкало не зарегистрировали, потому что ЦИК признала часть подписей недействительными.

14 июля Светлана стояла на крыльце ЦИК с удостоверением о регистрации. Репортёры предложили Светлане передать слова мужу, и она сказала: «Серёжа, я тебя очень сильно люблю. Я это делаю только ради тебя и людей, которые за тобой пошли, в тебя поверили».

Почему все объединились вокруг Тихановской

За время предвыборной кампании Тихановская стала символом борьбы с Лукашенко. На это повлияло много факторов: что у неё не было таких амбиций, что её мужа преследуют по политическим мотивам, что она ведёт себя необычно для кандидата и что ничего не обещает избирателям, кроме честных перевыборов.

Через несколько дней после регистрации Тихановская объявила, что объединяется со штабами незарегистрированных Цепкало и Бабарико. Это объяснялось просто: Светлана не представляла интересы действующего режима и среди «кандидатов-спойлеров» выглядела самой независимой фигурой. Получился женское трио — Тихановская, супруга бывшего главы Парка высоких технологий Вероника и координатор штаба экс-банкира Мария Колесникова.

Колесникова, Тихановская и Цепкало  Фото пресс-службы Виктора Бабарико

Если в начале кампании Тихановская часто была не уверена в том, что поступает правильно, то ближе к дню голосования посетила множество пикетов, набралась опыта, а также почувствовала поддержку штаба и сторонников. Теперь она уже точно не жалеет о своём выборе, хотя и признаёт, что её зарегистрировали для видимости демократии.

В этих политических играх разберётся только тот, кто сам в них играет. Зарегистрировали для того, чтобы посмеяться. Это моё субъективное мнение, я так чувствую. Потому что решили: ну, Тихановская подала – давайте посмотрим. Она, во-первых, женщина, кто там за женщину вообще пойдёт, у нас Конституция «не под женщину», женщина не может быть президентом. Посмотрим, кто за неё вообще голосовать пойдет. Поржём потом.

Светлана Тихановская

Возможно, самым ярким переломным моментом, после которого Тихановскую стали воспринимать иначе, стал эпизод, когда ей позвонил неизвестный и пригрозил забрать детей, если она не снимет свою кандидатуру. Светлана не отказалась от участия в выборах, считая, что у неё нет на это морального права, и вывезла детей в Европу. Сейчас же, по её мнению, власти Белоруссии не смогут снять Тихановскую с выборов, потому что «всё зашло слишком далеко».

Тихановская продолжала повторять, что не стремится получить власть, а после избрания проведёт новые выборы, в которых смогут поучаствовать все желающие, включая Лукашенко. Следуя плану, сама она добровольно покинет пост президента через полгода.

Светлана запомнится тем, как давала понять, насколько она близка к избирателям. В интервью многим СМИ она много раз рассказывала, каким тяжёлым был период сбора подписей, как она сомневалась в своём выборе и плакала от происходящих событий. Тихановская может быть не полностью уверенной во время публичных выступлений, может сказать так, как не выразятся профессиональные политики — это в том числе подкупает.

Опасаясь провокаций на митингах, штаб Тихановской проводил стримы, где можно посмотреть, как кандидат советуется с соратниками по штабу, реагирует на поступающие новости, фотографируется с людьми на улице, машет в ответ людям на улице и ходит в торговый центр, чтобы сделать копии листков со своей речью.

Доверия к Тихановской добавляет то, что она единственная из всех кандидатов в эфире госканала «Беларусь 1» большую часть выступления рассказывала о том, что «никогда не показывают по телевизору»: о низком рейтинге Лукашенко, массовых акциях протеста, замалчивании проблем пандемии коронавируса и ещё семнадцати других фактах. В конце каждого она произносила «но это правда». А потом она и вовсе отказалась от дебатов на гостелевидении из-за их бессмысленности, после чего вызвала Лукашенко на очный разговор.

Тихановская в случае победы намерена оставить на работе существующее правительство за исключением тех, кто грубо нарушал закон. Честные перевыборы — это не единственное, о чём говорит кандидат. Она негативно относится к созданию Союзного государства с Россией, заявляет, что экономика Белоруссии зависит от РФ из-за неэффективного управления, желает развивать белорусский язык и культуру, хочет улучшить отношения с Евросоюзом и попробует добиться, чтобы в западных СМИ перестали называть Белоруссию «последней диктатурой Европы».

Светлана Тихановская уверена в своей победе, но также признаётся, что у её объединённого штаба есть план по защите голосов на случай, если ЦИК объявит победу Лукашенко. Согласно идее, каждый избиратель получит инструкцию о том, как проверить, что его голос не был сфальсифицирован, и защитить свой выбор. Сейчас она призывает рассказывать о своём выборе на платформе «Голос» — глава ЦИК уже назвала сервис «политической аферой для создания массовых беспорядков».

Митинги и задержание бойцов ЧВК «Вагнер»

Предвыборная агитация в Белоруссии по закону длится около трёх недель. При этом в 2020 году количество площадок, где можно агитировать, максимально снизилось. Если на выборах 2015 года это разрешалось везде, кроме центральных площадей и мест возле администраций, то спустя пять лет, например, в двухмиллионном Минске дали всего шесть площадок, которые находятся по краям города, в парках и скверах.

Несмотря на это, объединённый штаб Тихановской провёл митинги в крупных городах Белоруссии, в которых поучаствовали тысячи людей. В Витебске пришло до восьми тысяч человек, а в Бобруйске — до шести тысяч. В Минске, по данным правозащитного движения «Весна», было не менее 63 тысяч человек. Митинги Тихановской называют самыми массовыми в стране за последние 10 лет.

Фото митинга Светланы Тихановского в Минске, сделанного с дрона Фото Nexta

Незадолго до главного митинга в Минске спецслужбы Белоруссии объявили о задержании 33 россиян и назвали их боевиками частной военной компании «Вагнер». Им приписывают то, что бойцы приехали в республику, чтобы дестабилизировать обстановку в стране.

В этот же день ЦИК экстренно вызвал кандидатов в президенты Белоруссии, где предупредил о провокациях на митингах, возможном ограничении интернета и массовых мероприятий в стране. КГБ при этом заявило, что Сергей Тихановский был в сговоре с боевиками, а следствие стало обвинять его не в нарушении общественного порядка, а в подготовке массовых беспорядков.

Со сцены в Минске Светлана сказала, что «беда пришла, откуда не ждали, хотя это было и ожидаемо». Она заявила, что Сергею «ломают жизнь» и пытаются повлиять на предвыборную кампанию.

В трансляции перед митингом Светлана рассказывала, что все эти события кажутся ей последовательной цепочкой событий, в которой сначала её мужа добавляют в список украинского «Миротворца», потом под Минском задерживают боевиков «Вагнера», большинство из них в тот же день добавляют в список и после этого связывают Сергея с ЧВК.

По мнению Тихановской, на то, что дело сфабриковано, может указывать ещё то, что СК Белоруссии распространил информацию, что боевики якобы часто использовали дом Сергея как перевалочную базу. Светлана считает странным, что такое потенциально громкое дело стали расследовать за неделю до выборов.

* * *

Чем ближе день голосования, тем сложнее штабу Тихановской вести агитацию. В нескольких белорусских городах отменились митинги из-за того, что местные власти решили срочно переложить асфальт или отремонтировать прорыв труб. А 6 августа задержали главу избирательного штаба Тихановской Марию Мороз — её отпустили из отдела по борьбе с организованной преступностью после «беседы».

На этих выборах нет официальной социологии о рейтингах кандидатов. После публикации нескольких опросов читателей СМИ, в которых Лукашенко неизменно проигрывал, их приравняли к политическим и требующим лицензию. СМИ либо отказались от опросов, либо попробовали найти нестандартные варианты, например, TUT.BY спросил, какой фильм нравится аудитории больше — «Три женщины» или «Одинокий мужчина». Уже во время досрочного голосования крупнейший белорусский Telegram-канал Nexta всё же напрямую спросил читателей о предпочтениях: Тихановская набрала 88%, а Лукашенко только 6% — проголосовали с 267 тысяч аккаунтов.

Сейчас ясно только то, что эти выборы уже стали для Лукашенко самыми сложными за всё правление, претензий и недовольства накопилось к действующему президенту немало, а фальсификации без видимой поддержки сделать будет непросто.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#белоруссия #тихановская #выбары2020 #лигаавторов #лонгриды