В анонсе он назвал ее избранным президентом Республики Беларусь. Интервью было записано еще 14 февраля.
Про любовь к мужу
Светлана призналась, что Сергей Тихановский часто признавался ей в любви. Журналист поинтересовался у нее, деспотичным ли был Сергей Тихановский в семье.
— То, что он лидер, что он был не сдержан, это так, он мог прикрикнуть, где-то неодобрительно обо мне отзываться. Но это не значит, что это со зла, — ответила Тихановская. — Иногда было обидно, но ничего не было такого, что нельзя было простить.
— Хоть раз думали о разводе? — спросил журналист.
— О разводе не думала, но убить готова была часто, — привела шутку Тихановская в ответ.
Дмитрий Гордон во время интервью поинтересовался у Светланы Тихановской про то, пророссийски ли настроенный человек ее супруг.
— Я уверена, что нет, в негативном смысле слова, — сказала Тихановская. — Но была бы рада, если вы в ближайшее время смогли взять у него интервью и задать ему этот вопрос.
Журналист спросил, не отговаривала ли она своего супруга идти в кандидаты в президенты. Она ответила, что нет. Дмитрий Гордон также поинтересовался, «вы не жалеете, что не отговорили его идти в президенты?».
— Нет. Потому что это все было не зря. И сейчас это не зря. Сергей явился одним из катализаторов того, что люди проснулись. Что люди осознали, что мы живем в каком-то болоте. Нас запугали так, что мы слова лишнее боимся сказать. Если бы не Сергей, этого бы, возможно, и не было бы.
Про действия Лукашенко
Журналист также поинтересовался, что в действиях Лукашенко в последнее время было не так.
— Неуважение к людям. <...> Особенно последние годы его высказывания о белорусах — народец, клочок земли…
Тихановская также привела в пример, как Лукашенко реагировал на пандемию коронавируса, какими способами предлагал белорусам лечиться.
Про решение идти в кандидаты в президенты
Журналист спросил у Тихановской, сама ли она приняла решение идти в кандидаты в президенты.
— Сама приняла это решение. Попросила помощников с подготовкой документов. Это не было сомнением, делать или не делать. Сердце подсказало.
— Это было осознанное решение? — уточнил журналист.
— Это было осознанное решение поддержать супруга, а не баллотироваться в президенты, — сказала Тихановская.
Дмитрий Гордон поинтересовался про регистрацию Тихановской кандидатом в президенты.
— Думаю, что это было решение посмеяться надо мной, над Сергеем. Они все думали. что никто за женщиной не пойдет. Чтобы посмеяться, это точно. Я сама не ожидала. что меня зарегистрируют, — сказала Тихановская.
Она призналась, что в ночь перед вынесением результатов ЦИК по регистрации кандидатов в президенты подготовила «гневную речь для госпожи Ермошиной». «Сказать все, что я думаю. Сказать, что сидят невиновные люди. Тогда Сергей еще находился на сутках», — сказала Тихановская.
Про «женское трио»
Дмитрий Гордон также спросил про «женское трио» — Тихановская, Колесникова, Цепкало.
— Какие у вас отношения друг с другом? — спросил Гордон.
— Не было никаких склок никогда. Мы всегда поддерживали друг друга, — сказала Тихановская. — И страх был, и мы делились этим страхом. Я помню ощущение страха, оно присутствовало у меня, меня успокаивали. (Речь в том числе про поездки по стране с выступлениями. — Прим. ред.). Маша была кремень, он посмелее.
На вопрос про самое яркое впечатление от предвыборной гонки, Тихановская ответила, что это в том числе поездки по стране. «Каждая встреча с людьми как дар. Ты людей видишь, такая энергетика между нами…», — сказала она.
Из негативных моментов она привела, что была каждый день в страхе. «Когда мне позвонили и сказали не продолжать, потому что дети… Это был определенный момент для меня… Я тогда чуть не сдалась», — сказала Тихановская.
По ее словам, ей сказали по телефону, что «если вы сейчас не остановитесь, то вы попадете в тюрьму, а ваши дети уедут в детский дом».
Про разговор в ЦИК
Гордон спросил у Светланы Тихановской про разговор в ЦИК с представителями силовых структур, после которого она уехала из страны.
— Меня поставили перед выбором: либо тюрьма, либо дети. И я сделала этот выбор.
На вопрос, с кем из силовиков она беседовала в кабинете у Лидии Ермошиной, Тихановская сказала:
— Когда придет время, я расскажу эту историю до конца.
Журналист тогда спросил, правда ли, что в качестве главного аргумента, почему она должна уехать из страны, были показаны ей издевательства над мужем в тюрьме. Тихановская ответила отрицательно.
Про протесты
Дмитрий Гордон спросил у Тихановской, не затухли ли протесты в Беларуси.
— Протесты в Беларуси не затухли. Поменялась картинка, поменялась форма протеста. Но протестное движение, протестное настроение никуда не ушли, — ответила Тихановская. Напомним, интервью было записано 14 февраля.
Она сказала, что «люди выходят, люди борются, люди самоорганизуются».
— Сейчас время вынужденной партизанщины. Ты не можешь протестовать открыто, это прямая дорога в тюрьму, — отметила Тихановская.
Про разочарование в Путине
— Как вы относитесь к России и президенту Путину?
— Я сужу о людях по поступкам. И тот факт, что Путин поддержал Лукашенко – значит, что он поддержал насилие над беларусами… Это испортило мое впечатление о нем.
— Как вы думаете, почему Путин, который ненавидит Лукашенко, все таки его поддержал?
— Потому что за столько лет он понял, как с ним общаться. Как с ним взаимодействовать. Это для него что-то понятное. А кто там новый придет – неизвестно. Пока Лукашенко у власти, Беларусь – слабая.
— Мне кажется, если бы Лукашенко упал, Путин бы понял, что такая же учесть может ждать и его. У вас нет такого ощущения?
— Есть. Для Кремля победа так называемой оппозиции может вылиться в такие же протестные движения на территории России.
— Вам не кажется, что если Кремль и сдаст Лукашенко, на его место усадят своего человека?
— Россия настолько не ожидала такого уровня протеста в Беларуси, что там даже не удосужились подготовить своего человека. И этот шанс они уже упустили.
Про гарантии Лукашенко после его ухода
— Почему Лукашенко удалось удержаться на посту?
— У меня один ответ: это насилие. Он удерживается только благодаря насилию. Он играет на страхе людей. Он дал возможность бить беларусов без оснований. Вот его поддержка, но она очень сильно шатается. У нас есть BYPOL, которая постоянно получает информацию изнутри, из кабинетов самых высокопоставленных чиновников. О чем это говорит? О том, что там хотят нам помочь. <...> Все указывает на то, что у него нет той поддержки, в которую он так верит.
— Что за человек Лукашенко?
— Хитрый. Жесткий. Жестокий. Я до последнего верила в его человечность, хотя знала о насилии в прошлые годы. Мне казалось, что он как мужчина, видя, что он натворил, выйдет к людям и скажет: «Я ошибся. Я не должен был этого делать». Я думаю, беларусы в тот момент его бы простили.
— Если он не покается перед беларусами, беларусы смогут его простить?
— Он не покается. <...> Искренне не простят. Возможно, чтобы все это остановить… Сценариев, как уйдет Лукашенко, множество. Возможно, в какой-то момент придется давать гарантии безопасности – не знаю, как это все будет. Но его не простят. Его навряд ли… Слушайте, я не буду об этом говорить.
— Я не верю, что Лукашенко удержится у власти. Когда он уйдет, каким он останется в памяти простых людей?
—Лукашенко сделал много чего и хорошего для страны, но, к сожалению, это все обнулилось. Никто не вспомнит его сильных поступков, теперь он ассоциируется только с насилием. Только с окровавленными руками. И доброго слова ожидать уже не придется. <...>
— Готовы ли вы предоставить Лукашенко гарантии личной безопасности?
— (Задумалась) Это должно стать пунктом переговоров. Я бы – если бы все зависело только от меня – для того, чтобы остановить террор, да.
— Вы лично готовы предоставить ему лично гарантии личной безопасности, если он уйдет со своего поста?
—Да, как это обычно делается? Маленький домик с личной охраной.
— Каким вы видите будущее Лукашенко?
— Это одинокий человек, которого никто не вспоминает добрым словом. И который каждый вечер своего одиночества жалеет о том, что он сделал со своим народом.
— Жалеет?
— Жалеет. Я не уверена в этом, но я так его представляю. Я все еще в него верю, что в нем есть что-то человечное.
Про встречу с Байденом
— Состоится ли ваша встреча с избранным президентом Байденом?
— Мой офис давно в контакте с администрацией Байдена. Ведутся переговоры. Единственное, что сейчас мешает, – локдаун в стране.
— У меня есть устойчивое впечатление, что коллективный Запад Лукашенко не дожимает. Вы так не считаете? Можно было бы действовать порешительнее.
— Можно было. Я думаю, что коллективный Запад тоже не был готов к тому, что произойдет в Беларуси.
— Ой, он никогда не готов.
Про Крым
— Для вас Крым и Донбасс – это Украина?
— Это Украина.
Надеялся на такой момент:
Тихановская: меня тошнит от лука
Гордон: шенко?!
Символический браслет
Хз мне норм, как будто на кухне с ними сидел. Я бы ещё часок послушал
Вопрос про Крым уже должен быть "тихановским мемом".
— Для вас Крым и Донбасс – это Украина?
— Это Украина. НО ФАКТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЮТСЯ КРЕМЛЕВСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИОВИЧА ПУТИНА, ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
У Шихман она это все уже рассказала. Если Гордон не запилил новый мем, то зачем вообще он это скучное интервью брал.
Комментарии