Главные вопросы о задержании экс-главреда Nexta: грозит ли ему казнь, как поступил Ryanair и что с россиянами с рейса
Что известно о ситуации с Романом Протасевичем.
Роман Протасевич в Минске в марте 2017 года Фото AP
Бывшего главного редактора Nexta Романа Протасевича задержали 23 мая, когда самолёт, на котором он летел в Вильнюс, экстренно посадили в Минске из-за ложного сообщения о бомбе. В Белоруссии на журналиста заведены три уголовных дела: ему грозит до 15 лет лишения свободы.
К произошедшему остаётся много вопросов — от правомерности действий властей Белоруссии и правильности решений пилота Ryanair до личностей людей, сошедших с самолёта в Минске вместе с Протасевичем.
Страны Запада обвиняют Лукашенко в государственном терроризме. Что это такое?
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что самолёт был «угнан», и вместе с представителями США, Великобритании, Германии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии и Ирландии инициировал полный запрет гражданских полётов над Белоруссией.
Госсекретарь США Энтони Блинкен считает произошедшее «шокирующим актом режима, поставившим под угрозу жизни 120 пассажиров», а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что нарушение международного права «влечёт за собой последствия». К обвинениям в гостерроризме присоединился и гендиректор Ryanair Майкл ОʼЛири.
Государственным терроризмом называют насилие со стороны государства против гражданских лиц, к которым чаще всего относятся незаконные задержания, убийства, похищения, пытки и казнь без суда. Термин и его проявления закреплены в Женевской декларации о терроризме, принятой в марте 1987 года.
Действия белорусских властей в отношении Протасевича формально попадают под два пункта Женевской конвенции: проведение тайной операции против члена национально-освободительного движения (national liberation movement) и приостановка действия всех законов под предлогом контртеррористической операции.
Власти Белоруссии отстаивают версию о сообщении про минирование самолёта, который по этой причине Лукашенко приказал развернуть и посадить в Минске. В близком к пресс-службы Лукашенко телеграм-канале «Пул Первого» отмечается, что «единственное в чём можно упрекнуть Первого» — это распоряжение поднять истребитель. В белорусском МИДе считают, что ситуация с экстренной посадкой самолета «прямо и явно нагнетается».
Поражает поспешность откровенно воинственных заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит её намеренная политизация, звучат ничем не подтвержденные обвинения, клеятся ярлыки. При этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться.
Правильно ли поступил пилот Ryanair, сев в Минске? Были ли у него другие варианты?
«Экипаж рейса [...] был проинструктирован перенаправить борт в ближайший аэропорт — Минск», — сообщили в Ryanair. Почему самолёт сел именно в Минске, а не в Вильнюсе, в авиакомпании не уточнили. В полиции Литвы сообщили, что решение о посадке принял капитан судна по согласованию с руководством компании.
Один из белорусских споттеров рассказал «Медиазоне», что в случае сигнала бедствия посадка идёт на ближайшем аэродроме, а самолёт летел в минской зоне ответственности. «Гипотетически он мог сесть в Вильнюсе. Но, когда идёт речь о минировании, то там другие правила. Если вдруг поступило сообщение о том, что бомба на борту, и он летит над Беларусью, то, конечно же, его посадят в Беларуси, это международные правила», — заявил он.
Авиаинженер Вадим Лукашевич проанализировал данные о высоте и скорости полёта самолёта и заявил, что пилоты Ryanair «до последнего тянули к Вильнюсу и фактически уходили от преследовавшего их истребителя». По словам Лукашевича, при приближении к аэропорту самолёт не начал снижение и не сбросил скорость, как это делается всегда.
Фото FlightRadar
«Экипаж пассажирского лайнера развернулся только после получения от белорусского истребителя уведомления, что в случае неповиновения тот откроет огонь», — считает авиаинженер. Он отметил, что это произошло всего за две минуты до пересечения литовской границы.
Пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов написал в твиттере, что на месте командира рейса Ryanair он бы принял решение сесть «в ближайшем аэродроме, а это Вильнюс» и сообщил бы об этом диспетчеру. Если бы Литвинова «принудили к иным действиям», то он:
- включил бы сигнал бедствия и доложил на аварийной частоте о нападении на воздушное судно;
- настоял бы на посадке на том аэродроме, на который было принято решение исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома и так далее;
- в случае реальной угрозы следовал бы за истребителем, а на земле потребовал бы консула и СМИ;
- отказался бы от дальнейшего выполнения задания в связи со стрессовой ситуацией.
Генерал-полковник авиации Игорь Мальцев считает, что капитан самолёта мог проигнорировать все требования как летчика МиГ-29 ВВС Белоруссии, так и наземных служб. Он заявил, что открывать огонь по гражданским лайнерам запрещено, а пилот, сделавший это, сразу становится международным преступником. «И даже глава государства может его не прикрыть», — добавил он.
Авиаэксперт Богдан Долинце заявил, что пилоты самолёта не могли не послушаться диспетчера, разве только запросить возможность изменить аэродром. «Выбирается как раз ближайший аэродром, но при этом [...] им может быть [аэродром] государства, над территорией которого летит самолёт. Если такое происходит, пилот [...] вынужден выполнять посадку на указанном аэродроме. Единственным исключением могут быть плохие погодные условия», — рассказал он.
Международная организация гражданской авиации при этом заявила, что посадка рейса с Протасевичем может нарушать Чикагскую конвенцию — соглашение 1944 года, определившее основы работы международной гражданской авиации. В агентстве ООН по гражданской авиации сообщили, что «сильно обеспокоены очевидно вынужденной посадкой самолёта авиакомпании Ryanair».
Почему Ryanair пустили силовиков на борт? Разве самолёт — это не территория Ирландии?
Пассажирка рейса Ryanair сообщила, что Протасевич просил пилотов отказаться от посадки в Минске, отмечая, что имеет статус беженца. В ответ пилоты заявили, что обязаны посадить самолёт, так как авиакомпания связана международными соглашениями. В Токийской конвенции отмечается, что государство может посадить самолёт, если на борту совершается преступление, имеющее значение для этого государства.
В Минске пассажиров направили в аэропорт на повторный досмотр. По словам очевидца, всех вывели из самолёта, а вещи проверили с помощью собак. На досмотре присутствовали солдаты.
Фото Delfi
По словам авиаюриста Алексея Елтунова, если обращаться к международным конвенциям, то грубых нарушений нет: ни Чикагская, ни Монреальная, ни Гаагская конвенции не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолёт. Елтунов отмечает, что решение в таких ситуация принимает командир.
Самолёт Ryanair зарегистрирован в Ирландии, но после экстренной посадки в Минске он находился под юрисдикцией Белоруссии, рассказал юрист Захар Тропин.
По словам Тропина, в этой ситуации не имеет значения, что пассажиры не прошли таможенные и пограничный контроль. При этом само нахождение самолёта на территории Белоруссии и его посадки — очевидное нарушение международного права.
Запрещено применять какие бы то ни было силовые действия в отношении гражданских судов.
Это возможно, только если полёт осуществляется без разрешения на территории государства или же существуют разумные основания полагать, что самолет используется для целей, которые противоречат Чикагской конвенции. В частности, одной из таких целей может быть, например, использование судна для террористической деятельности.
Грозит ли Роману Протасевичу смертная казнь?
В ноябре 2020 года Протасевича вместе с основателем проекта Степаном Путило внесли в список террористов и объявили в международный розыск. В белорусском УК терроризм — одно из оснований для назначения смертной казни, но обвинений в нём журналисту не предъявляли.
Сейчас Протасевича обвиняют в организации массовых беспорядков (293 УК), нарушении общественного порядка (342 УК) и возбуждении социальной вражды по признаку профессии (130 УК). По словам замруководителя центра «Весна» Валентина Стефановича, это стандартный набор многих белорусских оппозиционеров. По первой статье экс главреду Nexta грозит до 15 лет лишения свободы.
Группа поддержки Романа Протасевича в аэропорту Вильнюса Фото Delfi
Что касается статьи об акте терроризма, то расстрел или пожизненное заключение предусмотрены только второй её частью, при которой произошедшее обязательно должно быть связано с убийством людей. По словам Стефановича, даже при покушении высшая мера не может быть применена в качестве наказания.
В Минске из самолёта высадились не менее четырёх человек. Это агенты КГБ?
По данным литовской полиции, из Афин в Вильнюс вылетели 126 человек (за исключением членов экипажа), но в Литву прилетел только 121 пассажир. Один из пассажиров рейса сообщил полиции, что по крайней мере четыре человека на борту были связаны с белорусскими спецслужбами. Об этом же говорил гендиректор Ryanair Майкл О’Лири.
«Похоже, власти [Белоруссии] планировали вывести [с борта самолёта] журналиста и его попутчика… Мы полагаем, что в аэропорту вышли и несколько агентов КГБ»,— заявил О’Лири.
Член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко написал в телеграм-канале, что среди пассажиров было четверо граждан России, которые покинули борт в Минске. Подтверждения этому нет.
Сам Роман Протасевич ещё на регистрации в Афинах заметил, что за ним следит незнакомый русскоговорящий мужчина. Он написал, что человек, стоявший за ним в очереди, пытался сфотографировать его документы, а потом просто развернулся и ушёл.
Скриншот канала «Беларусь головного мозга»
При этом в самолёте точно присутствовала одна гражданка России — 23-летняя девушка Протасевича Софья Сапега. Её задержали в Минске, сейчас она находится в ИВС Окрестино. По словам матери Сапеги Анны Дудич, дочь перед задержанием успела написать в WhatsApp только слово «мама», но не успела продолжить.
«Они были на отдыхе. Обычная поездка с молодым человеком, ничего за собой не влекущая. Мы живем в [городе] Лида, мы узнали, что самолет над Лидой развернули, до Вильнюса оставались считанные минуты лететь», — рассказала женщина «Би-би-си».
#белоруссия #nexta