Разборы
kate

Школьники, педагоги и учёные требуют пересмотра ЕГЭ по химии. Его считают слишком сложным и рассчитанным на специалистов

Власти, несмотря на волну жалоб и петиций, считают, что проблемы нет и школьникам должно быть достаточно их знаний.

Кажется, главный скандал вокруг выпускных экзаменов в 2020 году развернулся вокруг ЕГЭ по химии, который 16 июля сдавали около 90 тысяч школьников. Сразу после экзамена ученики начали жаловаться на сложные изменённые задания. Они отмечали, что в школе к новым задачам их не готовили, а подготовиться самостоятельно во время пандемии было невозможно.

К недовольству учеников присоединились родители и учителя — они боятся, что подростки не смогут поступить в медицинские университеты из-за низких баллов. В сети появилось сразу несколько петиций от родителей и учёного — в них говорится, что ЕГЭ 2020 года рассчитано на профессиональных химиков.

Часть учителей поддержали жалобы учеников, а другая сочла, что к заданиям при желании можно было подготовиться. Претензии отвергли в Рособрнауки и комиссии, разрабатывающей ЕГЭ — там считают, что экзамен был не сложнее, чем обычно.

На ЕГЭ по химии массово жалуются выпускники — они считают, что экзамен был сложнее, чем обычно, а задания отличались о тех, что были при подготовке

16 июля после ЕГЭ подростки начали делиться негативными впечатлениями. Некоторые ученики писали в соцсетях, что рыдали во время экзамена из-за сложности заданий, другие уходили раньше времени, так как понимали, что не смогут выполнить работу.

Ученики утверждали, что ЕГЭ в этом году сложнее, чем прежде, задания сформулированы не так, как в тестовых вариантах, а для удачной сдачи недостаточно только знания школьной программы. Некоторые пользователи писали, что во время тестовых экзаменов стабильно набирали высокий балл, а теперь надеются набрать хотя бы проходной.

ЕГЭ был намного сложнее, чем ожидалось. Все было понятно после того, как экзамен сдал Дальний Восток, потому что ребята начали делиться тем, что им попалось. Первая часть была чуть сложнее, а вторая была неожиданна тем, что в номерах 30 и 31 появилась органическая химия, хотя там её никогда не было. 34 задача была на атомистику, и таких никогда не было ни в сборниках, ни в каких-то демонстрационных вариантах. Многие вышли в слезах, а некоторым стало плохо прям на экзамене. Одна девочка сделала вид, что ей нехорошо, чтобы пойти на экзамен в резервный день.

ученица в разговоре с «Коммерсантом»

Выпускники стали бояться, что, возможно, не поступят на бюджет в медицинские университеты из-за недобора баллов, при том, что в России и так «недостаток врачей». «Мы половину учебного года просто прозанимались дома, составляя конспекты. Готовиться к ЕГЭ было очень сложно. И непонятно, как вообще поступать теперь, потому что хочется стать врачом, а не тратить время на получение ненужной тебе профессии», — рассказала одна из учениц «Коммерсанту».

По словам выпускников, некоторые задания ЕГЭ не смогли решить даже преподаватели и репетиторы, либо им понадобилось больше времени, чем на задачи из прошлогоднего экзамена.

Сложность ЕГЭ отмечают профессиональные химики, учителя и родители. Они говорят, что экзамен «ломает психику детей»

На change.org создали сразу несколько петиций о сложности ЕГЭ в 2020 году. Больше всего подписей собрала публикация «Требуем справедливого ЕГЭ по химии 2020», которую разместил Сергей Арутюнян — химик-технолог, врач-лаборант и автор 28 статей по биохимии.

В петиции Арутюнян обращается к Министерству просвещения и «составителям ЕГЭ»: «Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов-химиков. Чтобы успешно сдать экзамен по химии, недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать, и не только понаслышке, учебники высшей школы: Некрасова, Глинки, Алексеева, Чичибабина, Крешкова и других авторов. Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника — лицемерие».

Автор петиции полагает, что экзамен по химии «ломает психику детей» и «отнимает у детей шанс воплотить свои мечты в реальность». Требование Арутюнова — скорректировать оценку работ учеников. Петицию к 22 июля подписали больше 42 тысяч человек.

После экзамена по химии на change.org появились ещё две петиции, но набравшие не больше шести тысяч подписей. В одной из них «ЕГЭ по химии 2020 был очень сложным! Изменить критерии оценивания!» авторы жалуются на то, что новые задания появились только в апреле, тогда как к экзаменам ученики готовятся в течение года. Во второй петиции жалуются, что во время пандемии «было бы целесообразно немного облегчить экзамены, а не усложнять в несколько раз».

Хочется спросить департамент образования: зачем вам такое количество скорых и столько нервных срывов у детей, у которых и так забрали традиционные последние звонки и выпускные?

текст петиции на change.org

В комментариях петиций родители учеников жаловались на «сломанные мечты» детей: «У моей дочери были цель и мечта с 8 класса, быть врачом, но составители ЕГЭ по химии решили, что нашей стране врачи не нужны. Она готовилась по 8 часов в день и придя на экзамен была в шоке. Задания для олимпиадников или студентов 2 курса хим. вузов. Дочь, выйдя из школы, просто тихо плакала. Наша мечта похоронена».

Проблемы со сдачей экзамена возникли у красноярской учительницы по химии Ольги Юмашевой. Она сдала ЕГЭ вместе с учениками ради эксперимента, отметив, что за 3,5 часа выполнила все задания. Некоторые из них показались ей сложными, а выделенного времени не хватило, чтобы перепроверить работу: «Есть задания, которые я вообще впервые видела. Я по логике вещей что-то написала, но не знаю, насколько это правильно. Первую часть написала неплохо, но вторая часть — очень подковыристая, много подводных камней, но это неудивительно, ведь это задания высокого уровня сложности, но и они не выходят за рамки школьной программы».

Репетитор по химии Азат Диваев считает, что сложность экзамена в этом году — в добавлении новых заданий незадолго до сдачи: «Если пытаться решать задания, которые ты никогда не решал, ничего хорошего от этого не будет. Во всём нужна тренировка, в том числе в задачах на атомистику. А добавление новых заданий непосредственно перед экзаменом упраздняет социальные лифты. Сильные школьники не поступают в вузы. Не становятся хорошими специалистами, врачами, химиками».

На сторону учеников встал депутат Госдумы от «Справедливой России» Сергей Миронов — у него пять высших образований, по одному из которых он геофизик. Миронов считает, что виновные в «несправедливых экзаменах» должны быть наказаны.

Если это так, то это должностное преступление, которое имеет серьёзные социальные последствия, наносит прямой ущерб репутации власти, формирует протесты. Господа министры, вам мало Хабаровска? Вы хотите, чтобы люди на улицу вместе с детьми вышли еще и из-за несправедливых экзаменов? Вот именно такие вещи с детства заряжают нашу молодёжь на презрение и ненависть к властям любых уровней.

Сергей Миронов

Рособрнадзор и составители ЕГЭ заявили — экзамены соответствуют программе. Так же считают и некоторые учителя

В ответ на жалобы учеников и их родителей в Рособрнадзоре заявили, что сложные задания «строятся исключительно на материале школьного курса химии соответствующего уровня», поэтому подготовленные ученики сдадут экзамен. Представители ведомства пояснили, что обсуждать результаты ЕГЭ можно только тогда, когда работы проверят.

Мы уверены, что выпускники, которые были хорошо готовы к экзамену, получат высокие результаты. А для того, чтобы преодолеть установленный минимальный порог баллов на ЕГЭ по химии, и даже, чтобы набрать баллы, достаточные для поступления в вуз со средним конкурсом на бюджетные места, выполнять задания высокого уровня сложности не обязательно.

представители Рособрнадзора

Школьных знаний учеников для сдачи ЕГЭ было достаточно, заявил руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по химии Дмитрий Добротин: «Многие задания абсолютно посильны ребятам. И достаточно много можно набрать баллов и в части 1, и даже в части 2. Поэтому здесь волнение, мне кажется, излишне

Не все ученики и преподаватели считают, что ЕГЭ по химии было сложным. В разговоре с «Новой газетой» учителя и репетиторы сошлись во мнении, что задания были заранее известны, а времени на подготовку к ним было достаточно. Однако проблема в том, что не все ученики могли подготовиться самостоятельно во время пандемии, а некоторые репетиторы не отследили изменения, из-за чего задания на ЕГЭ стали неожиданностью для выпускников, считает репетитор: «подготовкой стали заниматься все, кому не лень — пенсионеры, студенты, не самые лучшие преподаватели на вузовских курсах».

Учитель химии Елена Батаева считает, что составление петиций сейчас бессмысленно: «Учителя, как мне кажется, ожидали послаблений в связи с карантином и дистанционным обучением. Вот это — логичные ожидания. Запретили же ставить „2“ за дистанционную четверть. Что до петиций, то я не понимаю, какой результат ожидается. Всем пересдавать? Всем повысить балл? Это нехорошие результаты (понятно, почему). Если ожидаемый результат — изменения в 2021 году, то надо дождаться статистических данных и требовать публикации вариантов — тогда спор будет предметным».

Самым сложным ученики называют несколько последних заданий — вы можете попробовать их решить

Для выполнения заданий 30 и 31 используйте оксид хрома (VI), гидроксид железа (II), азотную кислоту, ацетат серебра (I), оксид бария, сульфат калия.

  • Задание 30. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с выделением бурого газа и образованием соли. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель, и запишите уравнение этой реакции;
  • Задание 31. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, реакция ионного обмена между которыми протекает без видимых признаков. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции;
  • Задание 32. Натрий сожгли в избытке кислорода. Полученное вещество растворили в растворе перманганата калия, подкисленного серной кислотой. Выделившийся газ смешали с пиритом. Полученное твёрдое вещество поместили в раствор йодоводородной кислоты. Напишите уравнения четырёх описанных реакций;
  • Задание 33. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. При написании уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ;
  • Задание 34. Смесь оксида кальция и карбоната кальция с массовой долей кальция 62,5% растворили в 300 г раствора соляной кислоты. Масса раствора стала 361,6 г. Выделившийся газ пропустили через 80 грамм 10% раствора гидроксида натрия. Вычислите массовую долю соли в конечном растворе;
  • Задание 35. Вещество А содержит 9,3% углерода, 10,85% азота, 24,8% серы, 49,6% кислорода по массе. Известно, что вещество А получают восстановлением вещества В цинком в присутствии серной кислоты.

    На основании данных условия задания:

    1. Проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А;
    2. Составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
    3. Напишите уравнение реакции получения вещества А восстановлением вещества В (используйте структурные формулы органических веществ).

Решения и ответы здесь.

#соцсети #образование