Государственный балет Берлина снял с репертуара «Щелкунчика» из-за расовых стереотипов и блэкфейса
В руководстве считают, что постановка не соответствует представлениям постколониальной эпохи.
Сцена с китайским танцем Фото Bettina Stöß
Решение убрать из программы балет «Щелкунчик» временное. Его вернут после того, как изменят в соответствии с новыми представлениями о мире, но когда это произойдёт — неизвестно. В декабре вместо него в репертуар вошёл «Дон Кихот», рассказала исполняющая обязанности художественного руководителя Государственного колета Берлина Кристиана Теобальд в интервью изданию B.Z. На это обратила внимание Colta.ru.
Постановку «Щелкунчик», которая шла в берлинском балете, создали российские хореографы Василий Медведев и Юрий Бурлака в 2013 году. Это реконструкция оригинального спектакля Мариуса Петипа 1892 года. Она обошлась театру в полтора миллиона евро.
Как сообщила Теобальд, первые жалобы на «Щелкунчика» труппа получила в 2015 году. Тогда зрители остались недовольными из-за сцены во втором действии, в которой двое детей выступали чёрном гриме, похожем на блэкфейс. Шведский балетмейстер Йоханнес Эман предложил убрать её из спектакля, с чем согласились Медведев и Бурлака, хотя это и нарушило историческую достоверность.
Также Теобальд отметила ещё несколько сцен, которые отражают стереотипы 19-го века. В одной из них показан китайский танец, в котором артисты балета передвигаются «семенящим» шагом. Во второй женщины из гарема танцуют восточный танец, а у солистки тёмно-коричневый макияж.
Это тоже вещи, которые сегодня уже нельзя ставить без обсуждения. Я убеждена, что нам нужно заново контекстуализировать этого «Щелкунчика».
6 ноября о переделке балета «Щелкунчик» из-за «неуместных культурных стереотипов» сообщил Шотландский балет. Главная задача изменений — избавиться в балете от нюансов в изображении других культур, которые могут счесть оскорблением из-за расы.
#новости #искусство #балет #германия