Офтоп
Глеб Клинов
220

Как соблюсти свои границы и получить суперспособность

Об отношении к клиентским просьбам и заботе о других не в ущерб себе. Случай с фрилансом, который легко перенести на любую жизненную ситуацию.

В закладки

Что делать, когда просят доделать

Бывает, что вы выполнили работу, а клиент после этого регулярно просит вас о небольших одолжениях: исправить, доделать, подсказать. Так вот, делать одолжения необязательно. Вы не должны, даже если сделали большую работу и задорого. Как об этом сказать клиенту?

Представьте, вы написали текст, или нарисовали дизайн, или сделали сайт. Пусть будет сайт. Сделали, сдали, получили деньги и занялись следующим проектом.

Через пару недель клиент пишет: «Глеб, вы не могли бы указать в контактах на сайте еще один номер телефона, вот этот». Или еще какую-нибудь мелочь, неважно.

​Стоит только начать откликаться на все просьбы — и вы уже занимаетесь только доделыванием, увязая в мелких делах кадр из фильма «Брюс Всемогущий»

Вы идете в админку и в полминуты добавляете, что вам, сложно, что ли. Через месяц снова стучится — нужно дописать строчку текста. Еще через три — что-то там сломалось, блок на странице задвоился. Исправьте, будьте котиком.

Отказывать всегда неловко, тем более в такой мелочи. А ещё в голове крутится мысль: «Вдруг у него будет большой заказ, а я сейчас откажу и он мне его не даст!»

Вот только на техподдержку вы не договаривались — вы, например, фрилансер, вам невыгодно и просто не нравится отвлекаться на мелкие задачи. Может быть, как добросовестный исполнитель, вы даже сразу сделали клиенту небольшой гайд по пользованию сайтом. Но клиент не смотрит в гайд, а вам пишет. Итак, как себя повести.

Для начала поймите или почувствуйте: клиент, скорее всего, обращается к вам без всякой корысти, просто считает вас тем, кто может быстро решить проблему. Или боится самостоятельно лезть в админку. Или ленится читать гайд. Мы все иногда ленимся, это нормально.

Теперь утвердитесь в мысли, что вы не обязаны делать работу, на которую не договаривались. Призрачный намёк на новый проект в будущем — не повод бесконечно выполнять поручения. Но и грубо отказывать тоже не нужно.

Если задача действительно мелкая, выслушайте клиента, выполните просьбу. А потом сразу поговорите. Причем по телефону или Skype, а не письмом. Важно, чтобы он слышал вашу интонацию.

Клиенту может показаться странным ваше желание именно созвониться. Не оставляйте это непроговоренным, обратите внимание с самого начала разговора.

Например, так.

Евгений Иванович, я хотел именно поговорить, потому что в письме это может выглядеть как-то высокомерно или как отписка, а я ничего такого не имею в виду.

Ну и дальше в таком же доверительном ключе.

Евгений Иванович, у вас периодически возникают по сайту вопросы, и это нормально. Я и не против помогать, но дело в том, что я не могу себе позволить работать в таком режиме.

После сдачи проекта я не беру его на поддержку, потому что это требует много внимания и невыгодно. Именно поэтому я делал такой сайт, который вы сами могли бы поддерживать. Считаю, что выход для вас — это найти либо студию, либо человека, который занимается как раз поддержкой. Это должно быть недорого, особенно если собирать несколько пожеланий и разом их отправлять.

Это касается только вот таких мелких неотложных задач. Я с радостью возьмусь, если потребуется проектная работа. Не срочная, но которую можно запланировать — мы ее обсудим, оценим, выделим на нее нужное время и сделаем. А с мелкими — ну, понимаете, не получается.

Что скажете? Если подходит, я соберу в письме доступы к сайту и мою инструкцию, чтобы вы могли разом передать их тем, кто займётся поддержкой?

Разговор не обязательно должен быть именно такой, но идею вы поняли:

  • Лично, заботливо, без ультиматума, но при этом твердо объяснить, почему вы так не работаете.
  • Предложить пути решения, альтернативу.
  • По мере сил помочь и подсказать, с чего начать.

И совсем необязательно заводить такой разговор после первой же просьбы. Возможно, она будет единственной, а клиенту приятно, если вы быстро и охотно ему поможете.

Но вся эта ситуация по сути — следствие того, что вы с клиентом о чем-то не договорились заранее. Поэтому теперь немного о простом приёме, с помощью которого вы в глазах клиента, партнера... да любого человека обретаете суперспособность.

Тренируйте навык предупреждать

Хотите, чтобы ваша жизнь стала легче в пять раз?
Предупреждайте других людей, если что-то идёт не по плану.

А хотите — в десять раз легче?
Предупреждайте, когда всё идет по плану.

Это работает везде. На дороге, когда вы включаете поворотник до того, как начинаете маневр. С друзьями — когда говорите заранее, что опоздаете на час и они могут спокойно начинать первую игру в боулинг без вас. На работе, когда в середине этапа проекта пишете заказчику, что вы уже доделали структуру и основной текст, сейчас взялись за вёрстку.

​Немного внимания и минимум усилий, но... кто красавчик?

Мы как-то договорились встретиться с подругой, с которой редко видимся. Я задерживался на работе, до встречи было около часа и я написал ей, что опаздываю минут на 20. Думаете, она ругалась? Ведь формально у неё был весомый аргумент: уж на редкую-то встречу я должен был прийти нормально!

Но она написала вот что: «Глеб, вот почему тебя нельзя клонировать, а?» И она так сказала очевидно не потому, что я дьявольски хорош (а жаль), а потому что другие так просто не делают, не считают нужным.

И в этом главная мысль: она почувствовала заботу. Человек готов идти вам навстречу, когда понимает, что о нем подумали. Позаботились. А ещё это просто приятно. Сразу даже и не поймёшь, что лучше: прийти вовремя или опоздать, но предупредить и извиниться.

Всегда ли я сам предупреждаю? Не-а, не всегда.
Всегда ли я получаю проблему, если не предупреждаю? Да, чёрт возьми, всегда, всегда!

Если же вы не предупредили, а на вас после этого не обрушились неприятности — не обольщайтесь. Это не значит, что проблемы нет и боженька вас очень любит. Скорее всего, вы просто про неё ещё не знаете. Кто-то просто стерпел вашу невнимательность, но раздражение уже накопилось. Или ваша беспечность сейчас просто чревата более крупной проблемой потом.

И короткая мысль напоследок. Что вообще значит «предупредить»? Это значит, что тот, с кем вы взаимодействуете, знает, чего от вас ожидать. Несравнимо, безмерно приятнее и спокойнее люди работают с теми, от кого знают, чего ожидать.

Короче, предупреждайте и будьте предсказуемы.

Тонкая ирония, романтика и адское рубилово
{ "author_name": "Глеб Клинов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": -7, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 157106, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Apr 2020 11:09:10 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Отчаянный Паша

1

Сделал работу, подписали акт, получил бабло, предложил обслуживание за небольшую сумму в месяц. Отказались - дальше за Х руб/час.

Ответить
0

Какая сверхспособность? Воскрес на третий день по писанию?

Ответить
Обсуждаемое
Новости
«Подарили мне дополнительные 15-20 часов жизни»: Навальный поблагодарил пилотов самолёта и врачей омской скорой помощи
«Не говорили никакого вранья про диабет и зафигачили мне дозу атропина».
Новости
В Гродно силовик ударил беременную в живот, и она потеряла ребенка
Карину задержали в Гродно прямо около ее дома. Она сидела в машине и разговаривала по телефону с мамой.
Интернет
Пользователей «ВКонтакте» на Украине власти «поставят на учёт». Им пригрозили проблемами с силовиками
Соцсеть запрещена на территории страны с 2017 года, но «ВКонтакте» обходит ограничения властей.
Популярное за три дня
Новости
Эммануэль Макрон призвал Александра Лукашенко добровольно покинуть пост президента
«Очевидно, что Лукашенко должен уйти», — сказал Макрон журналистам в преддверии своего визита в Литву и Латвию.
Новости
«Подарили мне дополнительные 15-20 часов жизни»: Навальный поблагодарил пилотов самолёта и врачей омской скорой помощи
«Не говорили никакого вранья про диабет и зафигачили мне дозу атропина».
Новости
Полиция Вьетнама изъяла более 300 тысяч использованных презервативов. Их стирали и продавали повторно
За килограмм обработанных презервативов работница склада получала 17 центов.

Комментарии

null