Офтоп
Александр Фаст

Локи в юбке

Если мне вдруг приспичит заморозить себя на двадцать лет, то будьте уверены: на вопрос «Что сегодня происходит в интернете?» я получу вполне закономерный ответ: «Постят котиков и обсуждают новый твит Леси Рябцевой». По крайней мере, именно это происходит в нем сейчас.

Просто задумайтесь: сколько раз за последнее время вы видели словосочетание «Леся Рябцева»? Гораздо чаще, чем хотелось бы, не так ли? Для вас это просто очередной флуд. Череда временами смешных, а временами однообразных твитов. Но на самом деле — это самая лучшая и еще ни разу не дававшая сбоев PR-машина во всей отечественной медиа-индустрии.

Соцсети обсуждают оговорку (оговорку ли?) про «население России — 8 миллионов человек»? Они делают ей цитируемость. Касьянов или Алешковский возмущаются по поводу того, как им дали от-ворот-поворот? Они делают ей цитируемость. Сотрудников редакции Эха Москвы возмутило новое интервью заместителя главного редактора? Вы уже знаете зачем это все.

Пока вы брюзжите об упадке нравов или пытаетесь посмешнее пошутить в своем уютненьком твиттере, Леся Рябцева делает медиакарьеру, и при этом — очень и очень удачно. Популярные сайты (например тот же Сноб или Афиша) берут у нее интервью и пишут про нее азары текстов. Различные хипстерские порталы устраивают ей, скандальной и знаменитой, фотосессии. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы журналист становился «иконой стиля» для столичной молодежи?

И при этом то, что все происходящее — это откровенно наглый и максимально эффективный пиар не только самой Рябцевой, но и всего Эха в целом, не отрицает никто. Когда я в последний раз виделся с Венедиктовым во время его очередной поездки в Екатеринбург, я спросил его, находясь в совершенно не приватной обстановке: «Алексей Алексеевич, скажите, я ведь правильно понимаю, что Леся — трикстер?».

Для тех кто забыл или не знает, трикстер — это такое мифологическое (а в переносном смысле — вполне реальное) существо, которое постоянно вносит хаос в стройную систему богов, заставляя их отрываться от бесконечных пиршеств и хоть что-то делать (на чем и строится большинство мифологем). Причем делается это все исключительно с благими намерениями и без всякого злого умысла.

Думаю, то, что я получил положительный ответ — очевидно.

Причем она не одна такая, да и прием совсем не новый. Вспомните хотя бы Ники Минаж и ее недавний клип «Anaconda». Дерзко, откровенно, на грани нравственности и порнографии. Вы думаете продюсерам этого клипа было хоть какое-то дело до его художественной ценности? Ни разу! Вот то, что видео набрало более полумиллиарда просмотров на YouTube, а продажи песни в iTunes побили несколько рекордов... Это да, это несомненно их порадовало.

Леся, конечно, не трясет ягодицами на пол-экрана. Она просто пишет: «Не в рот — значит любит». Буквально через полчаса её фамилия уже висит в топах русскоязычного твиттера. Еще неделю обсуждение не будет прекращаться, после чего она совершает что-нибудь еще больше выходящее за рамки. Минимум усилий — максимум результата.

Что для меня в этой ситуации остается непонятно, так это то, как Венедиктов, для которого репутация — священная корова (о чем он не устает говорить на КАЖДОЙ своей лекции или публичном выступлении), допускает подобное продвижение. Возможно это объясняется только необычайной результативностью, которая может покрыть собой репутационные издержки. Тем более несет их он сам, а не вся радиостанция в целом: Рябцеву всегда обозначают не как журналиста, а именно как заместителя главного редактора. Но местами это выглядит слишком притянутым за уши.

Единственное, в чем я уверен на все сто процентов, так это в том, что если Леся когда-либо решится исполнить свою мечту и запустить собственное медиа, то, вне зависимости от формата, оно получит очень большую стартовую аудиторию. Ведь согласитесь, вы бы и сами «ради прикола» подписались бы и на твиттер, и на вк-паблик проекта ТОЙ САМОЙ блондинки с Эха Москвы. То-то же.

И пока вы продолжаете ее обсуждать — она будет совершать самые экстравагантные поступки и говорить самые похабные вещи. Потому что вы как голодные собаки накинетесь на продукт ее мозговой деятельности (а в том, что каждая выходка тщательно продумывается, у меня нет никаких сомнений) и растащите по самым удаленным уголкам Рунета. Это медийное колесо нельзя ни остановить, ни сломать.

И никого не заботит, что думает условный Петр Петрович из Южного Бутово или Вася Пиписькин из Усть-Выселок, у которых на пару чуть больше сотни подписчиков, из которых половина — рекламные боты. Сколько бы они не плевались ядом и не обвиняли ее в упадке нравов, их задача проста: ставь ретвит и листай дальше. И они ее прекрасно выполняют.