Офтоп
Сергей Звезда

The Atlantic: Что Франция делает в Сирии

Перед вами мой беглый перевод заметки из издания The Atlantic.

Дисклеймер: Тем, кто следит за ситуацией, текст может показаться несколько банальным, но остальным, наверное, он поможет упорядочить ряд фактов в голове или подстегнёт к изучению всего этого бэкграунда.

facebook.com/elysee.fr/

«Исламское государство» (организация запрещена в России) и президент Сирии Башар Асад возложили вину за теракты в Париже на внешнюю политику Франции. Что же это за политика?

Две стороны, которые обычно не находят точек соприкосновения, неожиданно нашли общий язык. SITE Intelligence Group приводит заявление ИГ, которое появилось в сети после терактов во французской столице.

Пусть Франция и подобные ей страны знают, что они остаются главными целями Исламского государства, а аромат смерти не покинет их носа, покуда они ведут крестовый поход, проклиная нашего пророка – мир ему и благословение Аллаха; покуда они борются с Исламом во Франции и бомбят мусульман на земле халифата своими самолётами, которые не помогут им на улицах Парижа и его гнилых аллеях.

Террористическая организация «Исламское государство»

Асад, тем временем, критикует Францию за поддержку сирийской оппозиции. Теракты, полагает он, демонстрируют, что его страна и Франция оказались в схожем положении.

Неверная политика в Сирии, которая ведётся Западом, в особенности, Францией, а также игнорирование факта поддержки террористов рядом их союзников привели к распространению терроризма.

Президент Сирии Башар Асад

Но что именно Франция делает в Сирии и вообще на Востоке? Как пишет The Guardian, Франция была одним из самых главных противников правительства Башара Асада с самого начала гражданской войны в этой стране. Как известно, Асад противостоит многим группировкам, которые хотят свергнуть его режим, включая ИГ.

За последние 15 месяцев Франция проводила бомбардировки ИГ в Ираке и Сирии, а также развернула авианосец в Персидском заливе. В воскресенье, 15 ноября, Франция, согласно Le Figaro, начала активные бомбардировки сирийского города Ракка – крепости ИГ.

vox.com/2015/9/5/9265621/syrian-refugee-charts

Франция начала бомбардировки ИГ в Ираке в сентябре 2014 года. The Financial Times писала, что это был первый раз с 2003 года [тогда страна помогала США контролировать бесплотную зону над Ираком], когда Франция отправляла прямую военную интервенцию на Ближний Восток. Первая их атака привела к уничтожению склада оружия и десятков боевиков. Французские самолёты начали разведывательные миссии и операции по оказанию гуманитарной помощи. Тогда президент Франсуа Олланд строго подчеркнул: «Мы участвуем только в иракской кампании».

С тех пор Франция сообщила о 200 бомбардировках Ирака. Французские силы сосредоточены вокруг авианосца «Шарль де Голль». Как указывает AFP, в арсенале у Франции есть 21 многоцелевой истребитель Rafale, девять сверхзвуковых палубных штурмовиков Super Etendard и несколько Mirage Jets.

После года и месяца авиаударов в Ираке французские военные начали летать на боевые задания в Сирию. В сентябре 2015 года в правительстве Франции привели аргумент.

Мы пока не нашли политического решения для сирийского вопроса. И пока мы не уничтожим Исламское государство, пока мы не избавимся от Башара Асада, решения мы не найдём.

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс

Уже в октябре французы нанесли удары с воздуха по лагерю ИГ в Ракке, где, по некоторым данным, жили члены террористической организации из-за рубежа, включая граждан Франции. На минувшей неделе французские власти отрапортовали, что ударили по нефтеперерабатывающему заводу в Сирии, который контролируют террористы.

ig.ft.com/sites/2015/isis-oil/

Стоит отметить, что заявление ИГ, которое транслирует SITE, не содержит прямого упоминания Сирии. На протяжении последних нескольких лет ВВС Франции были вовлечены в операции против исламистов и за пределами Ближнего Востока, например, против групп, присягнувших на верность Абу Бакр аль-Багдади – самопровозглашённому халифу ИГ.

Франция послала 3000 военных в Нигер, Нигерию, Чад, Буркина-Фасо, Мали и Кот-д'Ивуа́р , где у европейской страны некоторое время назад было «колониальное» влияние. В Мали Франция боролась с боевиками, аффилированными с «Аль-Каидой»; в других странах Западной Африки – против «Боко харам», исламистской организацией из Нигерии, которая, кстати, тоже присягнула Багдади. Для радикалов, склонных называть борьбу Запада с мусульманскими группировками по всему миру частями большого крестового похода, французская миссия в Африке и кампания в Леванте – одно целое.

Конечно, заявления ИГ и Асада не должны восприниматься в качестве истины в последней инстанции, поскольку столь ужасающие теракты в Париже нельзя объяснить исключительно внешней политикой правительства Франции. Как выразился эксперт Шади Хамид [другой автор the Atlantic], Франции ещё предстоит найти компромисс между либеральной демократией и религиозным неолиберализмом. Только причастный к атакам в пятницу террорист, имя которого первым стало известно, это Мостефай Омар Исмаэль, который родился и вырос во Франции.