Левиафан

Самое интересное, что есть в "Левиафане" это, безусловно, медийная активность вокруг него. Сегодня только слепой не видел в своей новостной ленте громкие и противоречивые заголовки новостей о ещё не вышедшем в прокат полотне. Относительно молодому режиссеру Андрею Звягинцеву действительно приходится пробираться сквозь пугающие тернии, но зато звёзды, что светят ему, светят ему весьма заманчиво.

Православные активисты, тряся вилами и факелами, откровенно клеймят ленту "злом"; коррумпированная мурманская администрация советует кинотеатрам снять фильм с показа; казаки недовольно качают головами, даже сам Министр Культуры отметился искромётной цитатой. Всё это, значит, в правом углу ринга. В левом же - номинация на Оскар, Пальмы, Львы, мировое признание и любовь. И этот конфликт так и привлекает внимание каждого из нас. Очевидно, почему у прокремлёвской стороны так бомбит от фильма. Очевидно так же и то, почему "либеральной" прослойке эта лента по душе. Мне не до конца ясно только то, чем этот фильм может быть интересен зрителю. Ведь как знаменитый панк-молебен, как и "Невинность Мусульман", как и все арт-выходки художника Павленского, горячо обсуждаемый и наделавший шума в СМИ "Левиафан" не имеет абсолютно никакой художественной ценности.

Боюсь, всё дело в том, что сам по себе Левиафан - скучное и блеклое кино, каких у нас сотни тысяч Милонов. Если бы создатели разбили его на 8-10 частей - получился бы самый обычный сериал на канале "Россия". Если бы выпустили этот фильм лет 20 назад - было бы самое оно. Если бы вообще отказались от идеи его снимать - наш мир стал бы чуточку лучше.

Ничего трогающего в плачущем Серебрякове, ничего нового в матерящемся Вдовеченкове, ничего приятного в голой не хочу запоминать её фамилию."Грустный русский фильм не про войну" - вот как называется этот жанр. Других, к сожалению, не снимают.

Кому это может быть интересно? Тем, кто не смотрел ни "Вора", ни "Бандитского Петербурга", ни "Ворошиловского Стрелка", ни "Любить по-русски", ни "Братьев", ни "Сестёр", ни "Бумеров", ни сотни схожих шедевров. Тем, кто либо только сегодня приехал в Россию, либо тем, кто никогда в ней не окажется. Ещё твоим тёте с дядей, которые поучающе кивнут на экран с фразой "вот, настоящее кино, честное, о нормальных обычных людях, им просто не повезло перейти дорогу этим, которые страну разворовали". Но как-то мне не хочется считать героев ленты "обычными" и уж тем более "нормальными". Кому мне сопереживать? Пьянице без идеалов и перспектив, который бьёт ребенка и тыкает в жену в погребе? Жене-шлюхе, пафосно закатывающей глаза по любому поводу и не способной наладить отношения с подростком? Ребёнку - жалкому истерику, жрущему полынь с целью перебить запах пива? Больше всех жалко Чудище Морское, чьи кости мы видим на постере. Единственный персонаж, который ничем не раздражает.

Что же там происходит? Жили-были в избушке папа с сыном, да мачеха. А изба стояла на месте, которое очень приглянулось мэру - и мэр решает её (избу) снести. Взамен даёт 600 тысяч рублей, хотя дом стоит 3,5 миллиона. И вот в чем ущёрбность фильма - герой Серебрякова пьяный и в соплях орёт, что, дескать, никуда отсюда не уедет, что вся жизнь его тут пролетела, что-то там про "вот этими вот руками" как обычно... но когда речь заходит о выплате этих самых 3,5 миллионов, все как-то успокаиваются, улыбаются и щенячьими глазами смотрят на спасителя-адвоката из Москвы. Люди, которым я должен сопереживать, у меня на глазах врут сами себе и продают свои принципы. Тупые, продажные, скучные люди, которым я почему-то должен сопереживать.

Актёрской игры - никакой. Ни у кого. С музыкой всегда всё грустно после развала СССР было. Какие-то вялые струнные переливы "под море". Сюжет - банальный, хотя слово "банальный" уж слишком разнообразно. Серьёзно, персонажам только фамилий говорящих не хватает: Отец - Правдин, Мэр - Воров, Священник - Лгущенко, Жена - Раздвиногова-Плаксина. В фильме нет ничего, чего не было бы в других фильмах до "Левиафана".

И теперь вопрос для философов: кто больше виноват - тот, кто разворовал страну, или тот, кто её пропил? Это и есть та самая неоднозначность и "над чем задуматься" у Звягинцева. Чувствуете, да? Чувствуете, как в тупик он нас загнал, чертяка? Или, например, кто больше виноват - тот, кто строит церковь, или тот, кто мешает её построить?Такая вот режиссёрская вилка. Кто знает, вдруг у Звягинцева был гениальный замысел, типа "для столиц и элиты это кино про тех, кто пропил свою жизнь. А для черни и провинций это кино про коррумпированных чиновников. Всех обману, но всё останутся довольны!"Я переиначу немного вопрос напоследок. Кто больше виноват - тот, кто такие фильмы снимает, или тот, кого такие фильмы трогают?

Берегите себя. Мы живем в опасной стране. И опасна она такими вот режиссёрами и такими вот художественными произведениями. Ибо заставляет нас верить, что раз машина власти действительно так беспощадна и всепоглощающа, то и нам остаётся лишь бухать, плакать, материться и во всем винить Бога, потому что его, видите ли, нет. А он есть. Но не в фильме "Левиафан".

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Алексей Харченко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 50, "likes": -3, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 1802, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Jan 2015 18:16:26 +0300" }
Комментарии

Украинский американец

13

Что для вас искусство? Что для вас культура?
В чём лично для вас заключается ценность того или иного произведения и как отделить зёрна от плевел? В вашей рецензии нет ни малейшего намёка на ответ по этим вопросам, а он должен быть, потому что рецензия и существует для того, чтобы хотя бы мысленно встать в ряд с создателями предмета искусства без необходимости создавать что-то соизмеримое.
Критики всегда расходились в своём понимании роли внутреннего мира создателя и восприятия его произведений. Одни с пеной у рта доказывают отсутствие ценности результата работы, если он никак не воспринимается обществом, другие - отстаивают равно противоположную точку зрения, утверждая, что искусство не может иметь оценки, так как является просто отражением внутреннего мира художника. По их мнению, чем больше художник оглядывается на мнения, тем меньше ценность его работы.
Реальность, как всегда, балансирует посередине. Ни абстрактные работы Малевича, ни скульптуры Микеланджело, не были бы признаны, если бы не отражали внутреннюю работу и богатый внутренний мир их создателей, и в равной степени не были бы ценны, если бы не рождали в массовом сознании некоторые волны, которые и донесли их до нас.
Так же в оценке той или иной работы, не связанной с формальными знаниями, нельзя руководствоваться только внешними признаками, потому что зачастую за ними стоит сопровождающая их философская обработка, история и вообще много чего.
Обратитесь к любому современному фотографу и узнаете, что в профессиональной фотографии красивая картинка и даже оригинальный стиль исполнения давно никого не трогают. Какое-нибудь необычное действие, умелое сочетание форм и идеальная композиция тоже не заставят критиков заинтересоваться вами. Если это фотожурналистика, то важен момент и эмоциональное воздействие фотографии, если это пейзажное фото, то нужна философская идея, история сбора и обработки этих фото… Ну и так далее. Так что название, контекст и эмоциональное сопровождение могут быть важнее самого произведения, так как составляют огромную часть его выразительности.
Какая главная эмоция рождается после просмотра «Левиафана»? Безусловно, это либо возмущение, либо стыд, либо разочарование, приводящие либо к отрицанию, либо к принятию, и, в любом случае, некоторой мобилизации организма. Почему это происходит совершенно не важно, так как главный герой фильма отнюдь не «плачущий сопливый Серебряков», и даже не система круговой поруки власть-имущих, а тот самый Левиафан взаимного безразличия, который и заставляет почувствовать отвращение ко всем героям без исключения. Безразличие Николая - к собственной жизни и жизни сына, а всех остальных, в том числе и ряда зрителей - вообще ко всему (по типу «ну да, и чё»). Безразличие рецензентов к героям и ищущих виноватых в "развале страны", отказывающихся просто посмотреть в зеркало, страшнее и важнее всего. Соответственно, если главной подоплёкой постановки была разрывающая сердце тоска создателей по всеобщему «взгляду в стол», то поднятая фильмом буча и есть главное представление, а форма подачи материала в стиле «слезливого российского унылого кино», удачное дополнение для разогрева пятых точек снобов, так же являющихся частью зверя безразличия.

Геологический магнит

4

А я все еще жду когда в оригинале выйдет, а то с русской озвучкой не люблю смотреть.

Религиозный корабль

3

Посмотрел сабж. Самое большое разочарование для меня — картинка.

Самое печальное, что фильм многими преподносится, как новое слово в отечественном кино. Как подъем с колен. Не заметил такого, не заметил ничего выдающегося, никакого ренессанса. Периодически среди «чего снимают мужчины» выходят вполне приличные фильмы подобного уровня, возрождением российского кино это назвать трудно, достойный середняк на мировом уровне.

Претензии к игре актеров я бы отнес к вкусовщине. Мне не понравилась игра жены гг, в моей компании были претензии к другим персонажам. Вот второстепенные роли удались, Степаныч сочен.

К логике персонажей полно претензий — успешный московский адвокат с горячим компроматом просто сваливает и забывает об унижении; работающая постоянно на рыбзаводе жена оказывается там за весь фильм всего однажды, при этом выглядит как городская интеллектуалка (а-ля «Исчезнувшая»), в автобусе на завод она откровенно чужая; гг вообще непонятно чем занимается, и за что его нужно жалеть я от автора не узнал.

Удачные сцены, вроде разрушения дома и «совета в Филях», перемежаются с плоскими и проходными. Больше всего меня разочаровало то, чего я больше всего ожидал. Любители скандинавского кино меня поймут. Несколько удачных планов за весь фильм, остальное загублено слишком тесным ракурсом, все время хочется попросить оператора отойти чуть подальше, взять угол пошире. Искусственный скелет так же чужероден. как и нарисованная церковь. У пустоты есть своя красота, но не у Звягинцева.

Есть и просто клюква. Помимо пошловатой сцены с картиной «тут наша родина, сынок», дико режет встреча со священником, напоминающим притчу об Иове. Что отвратная игра священника, что гвоздями прибитая притча.

Офтоп
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Не пропустите самое важное,
что происходит в интернете
Подписаться на push-уведомления