Офтоп
Александр Фаст

Белый план Франции

Данный материал является переводом статьи портала Medscape, выполненным участниками Проекта Fleming.

Президент Франции Франсуа Олланд и министр здравоохранения Франции Марисоль Туарин 14 ноября выразили благодарность сотрудникам медицинских служб Парижа за помощь, оказанную ими во время терактов в “черную пятницу” 13 ноября. В шести разных местах в столице Франции были совершены терористические атаки, в результате которых 132 человека погибло, еще более трехсот было ранено. В результате работы врачей из более чем ста тяжелораненных умерло только трое – черезвычайно высокий уровень эффективности медицинских работников.

К такому хорошему результату привели два фактора – активность спасательных служб на месте происшествия и мобилизация персонала больниц согласно т.н. “Белому плану”. Этот план, принятый в 2014 году, был разработан под эгидой ORSAN – “организации реагирования системы здравоохранения на исключительные медицинские ситуации”.

Утром 13 ноября экстренные службы Парижа провели учения на случай нескольких одновременных терористических актов в столице. Благодаря этому реакция медицинских служб на последовавшие вечером взрывы и стрельбу была практически мгновенной.

Medscape.Франция поговорил с сотрудниками системы здравоохранения Франции, – врачом скорой помощи и врачом экстренной выездной бригады – которые рассказали, как именно отреагировала система здравоохранения Парижа на теракт 13 ноября.

Фото: Капитолий, Вашингтон

В координационном центре Экстренной медицинской помощи

После появления первых сообщений о раненых в Париже координационный центр Экстренной Медицинской Помощи (Service d’Aide Médicale Urgente) был развернут в больнице Неккер. Полиция взяла под охрану здание госпиталя из-за сохраняющегося риска повторных терактов.

Глава французского профсоюза медицинских работников, доктор Джон-Пауль Ортис, написал в своем твиттере: “Все врачи должны объединиться, сосредоточившись на экстренной помощи пострадавшим”. Бастующие в этот день медики прервали свою забастовку, чтобы оказать помощь раненым парижанам.

В Центре сотрудники SAMU координировали работу медиков, полиции, спасателей, постоянно находясь на связи с префектурой города. Кроме экстренных служб Парижа были задействованы медики на реанимобилях из пригородов – в частности, такие бригады оказывали помощь на Stade de France.

Федерация частных больниц призвала все свои подразделения открыть двери для экстренной госпитализации вопреки протестам против нового закона о здравоохранении.

Сортировка больных была организована в зависимости от места теракта. Пострадавших от атаки на ресторан распределяли выездные бригады SAMU, направляя больных в те госпиталя, в которых уже заработал Белый план. Отдельный пункт сортировки был развернут на бульваре Вольтера, поблизости от концертного зала Батаклан, подвергнувшегося самой серьезной атаке. Всех поступавших сортировали по типу ранения на подлежащих эвакуации в экстренном (U1), срочном (U2) и в порядке очереди (U3). Спустя 2 часа после теракта этот пункт уже закончил свою работу – все пострадавшие были отправлены в больницы.

Фото: CN-Tower, Торонто

Три уровня срочности

Основную массу пациентов с ранениями, нуждающимися в ближайшем времени в хирургическом вмешательстве на груди, животе или конечностях, доставляли в ближайшую больницу скорые SAMU. Они госпитализировались в смотровые больниц для обследования и дальнейшего оперативного лечения и реанимации.

Пострадавших уровня U2 в больницы привозили спасатели или сотрудники Красного Креста. Пациентам без показаний к экстренной госпитализации помощь оказывали на месте и инструктировали по поводу обращения в отделение скорой помощи в течении следующих двух – трех дней. Некоторому количеству пострадавших понадобилась помощь психологов.

В больницах

Как только стало известно о масштабе терактов, Белый план был введен сразу на всех уровнях – местном, региональном и национальном. Об экстренной ситуации тут же был оповещен дежурный персонал всех госпиталей Парижа, следом же был введен кризисный режим управления. В больницах были освобождены койки для пострадавших, из соседних с Парижем городов были вызваны торакальные хирурги – большинство травм было получено в результате применения огнестрельного оружия, и потребность в торакальной хирургии превышала возможности врачей города. Некоторые больницы пригорода из-за этого даже не смогли принимать пациентов на время отсутствия хирургов. Вся плановая хирургия была отменена – пациентов, занимающих койки, выписывали, освобождая место для пострадавших при теракте. Персонал больниц, не находящийся на работе, связывался с координационным центром, который направлял их в те госпиталя, где их помощь была необходима. Процесс активации медицинской системы составил менее двух часов.

Фото: Башня Свободы, Нью-Йорк

В субботу, 13 ноября, в больницах находилось около 300 человек, к воскресенью же на лечении было 415, при этом 218 человек уже было выписано к вечеру.

В пятницу вечером Французский банк крови объявил о дефиците препаратов крови для переливания пострадавшим: “10 тысяч доз крови требуется каждый день, есть потребность во всех группах крови”. Парижане выстроились в очереди к центрам переливания крови. Психологи разместили несколько платок для помощи пострадавшим и их семьям прямо на улицах города, т.к. врачи опасались большого наплыва психологически шокированных людей в больницы, где весь персонал был занят оказанием помощи раненым.

За два часа 13 ноября емкость системы оказания медицинской помощи увеличилась вдвое, а к понедельнику ее работа уже вернулась на прежний уровень.